Успение Пресвятой Богородицы
После Крестной смерти и Воскресения Своего Божественного Сына Пресвятая Богородица прожила еще свыше двадцати лет.
Евангелие от Иоанна повествует о том, что Иисус, претерпевая Крестные страдания, поручает свою Мать заботам любимаго ученика Иоанна. Пресвятая Богородица жила в доме Иоанна Богослова недалеко от Елеонской горы. Она была с теми, кто поддерживал и утверждал молодую христианскую Церковь. По преданию, основанному на словах священномученика Дионисия Ареопагита (3 октября, 96 г. от Рождества Христова), он писал о Матери Божией: «Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было - никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Все дни свои она соблюдала пост, сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение педположенных намерений, или предначертывая новые. Апостолы записали все, что Она рассказывала о Своей жизни и о земной жизни Своего Сына. Церковный историк Никифор Каллист (14 век) подробно изложил предание, которое передает обстоятельства Успения Божией Матери. Предание основано на свидетельстве священномученика Дионисия Ареопагита и епископа Сардийского Мелитона, составленном во втором веке. Ко времени Своего блаженного Успения Пресвятая Дева Мария прибыла в Иерусалим. Слава Ее как Матери Божией уже распространилась по земле и многих завистливых, злых и гордых вооружила против, которые покушались на Ее жизнь. Но Бог хранил Ее от врагов. Дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Она приходила к Святому Гробу Господню на Голгофу и там молилась. В одно из таких посещений Ей явился Архангел Гавриил и возвестил о Ее переселении из этого мира в мир небесный, вручив Ей в залог пальмовую ветвь. С Небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя Ей помогавшими девами. Затем она вызвала праведного Иосифа и сообщила ему о благой вести, что Она скоро увидит своего Сына. Лишь об одном горевала Она - Ей хотелось проститься с родными и близкими Апостолами, благословить их. По молитве Ее сделалось так, что ко времени Успения в Иерусалим из дальних стран стали собираться Апостолы. Св. Иоанн Дамаскин говорил, что они слетелись, подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией. Увидев другу друга, апостолы радовались, но в недоумении взаимно спрашивали, для чего Господь собрал их в одно место? Св. Иоанн Богослов с радостными слезами приветствуя их, сказал, что для Божией Матери настало время отойти ко Господу. Войдя к Матери Божий, они увидели Ее благолепно возлежащей на ложе, исполненную духовного веселия. Каждого из них Она призывала к себе по имени, благословляла и хвалила веру и их труды в проповедании Христова Еванелия, каждому желала вечного блаженства, и молилась с ними о мире и благостоянии всего мира. Настал третий час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Пречистая дева Богородица. Она молилась в ожидании Своего исхода, и пришествии Своего вожделенного Сына и Господа. Внезапно вспыхнул неизреченный Свет Божественной Славы, пред Которым померкли пылавшие свечи. Видевшие ужаснулись: верх помещения как бы исчез в лучах необъятного Света, и сошел Сам Царь Славы, Христос, окруженный множеством Ангелов, Архангелов и других небесных сил, с праведными душами праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве. Увидев Своего Сына, Божия Матерь воскликнула: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге Спасителе Моем...» - и, поднявшись с ложа для встречи Господа, поклонилась Ему. Господь приглашал Ее в обители Вечной Жизни. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки своего Сына Бога. Дивная была жизнь Пречистой Девы, дивно и Успение Ее, как воспевает Святая Церковь: «Бог Вселенной показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы. И во время рождения Он сохранил Твое девство, и во гробе соблюл от истления тело твое». Благоговейно и со страхом лобызая пречистое тело, апостолы освящались от него и исполнялись благодати и духовной радости. Для большего прославления Пресвятой Богородицы, всемогущая Сила Божия, исцеляла больных, с верою и любовию, прикасавшихся к священному одру. Оплакав свою разлуку с Матерью Божией на земле, апостолы приступили к погребению Ее пречистого тела. Святые апостолы Петр, Павел, Иаков с другими из числа двенадцати понесли на своих плечах одр, на котором возлежало тело Пречистой. Святой апостол Иоанн Богослов шел впереди с райской светозарной ветвью, а прочие святые и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священные песни. Это торжественное шествие началось от Сиона через весь Иерусалим в Гефсиманию.
При первом его движении над пречистым телом Богоматери и всеми провожавшими Ее внезапно появился обширный и светозарный облачный круг, наподобие венца, и к лику апостолов присоединился лик ангельский. Неверующие жители Иерусалима, пораженные необычным величием погребального шествия, и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Иисуса, донесли о том первосвященникам и книжникам. Пылая завистью и мщением ко всему, что напоминало им Христа, они послали своих слуг, чтобы те разогнали сопровождавших, а самое тело Матери Божией сожгли. Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но облачный венец, сопровождавший по воздуху шествие, опустился к земле, и, как бы, стеною, оградил его.
Преследователи слышали шаги и пение, но никого из провожавших не видели. Многие из них были поражены слепотой. Иудейский священник Аффония из зависти и ненависти к Матери Иисуса хотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы, но Ангел Божий невидимо отсёк его руки, которые прикоснулись к гробу. Видя такое чудо, Аффония, раскаялся, и с верою исповедал величие Матери Божией. Он получил исцеление и примкнул к сонму сопровождавших тело Богоматери, став ревностным последователем Христа. К вечеру святые апостолы положили тело Пресвятой Богородицы во гроб и закрыли вход в пещеру большим камнем.
По Божьему промыслу, апостол Фома не присутствовал при погребении Богородицы. Он пришел в Иерусалим на третий день и стал плакать возле гроба. Апостолы сжалились над ним, и отвалили камень от гроба, чтобы апостол Фома мог приложиться к святому телу Приснодевы. Но тело Ее исчезло, и в пещере лежали только погребальные пелены. Пречистая Богородица была взята на небо с телом. Вечером того же дня за трапезой им явилась Матерь Божия и произнесла: «Радуйтесь! Я с вами во все дни». Это так обрадовало апостолов и всех бывших с ними, что они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя («часть Господа») и воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» (Этим было положено начало чину возношения панагии - обычаю возношения части хлеба в честь Матери Божией, который и доныне хранится в монастырях.)
Пояс Богоматери, Ее святые одежды, хранимые с благоговением, и разделяемые на части по лицу земли, творили и творят чудеса. Ее многочисленные иконы всюду изливают токи исцелений и знамений, а святое тело Ее, взятое на небо, свидетельствует о нашем будущем пребывании с ним. Оно не оставлено случайным переменам преходящего мира, но несравненно более возвышено преславным вознесением на Небеса.
Священник Антоний Рехлов.