Газеты
Образование

НУЖНО ЛИ РЕБЁНКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

17 сентября 2013
Вся система дополнительного образования строится на развитии тех задатков, которые имеются у детей разного возраста. Добровольность занятий является существенным преимуществом этой системы над обязательным школьным образованием. Поэтому кружки и секции должны учитывать многообразие природных склонностей детей, создавая возможности для раскрытия внутреннего потенциала личности. Ребёнок постепенно под руководством специалиста развивает то, что может стать в будущем основой его эффективной профессиональной деятельности.

Когда малыш подрастает, то у многих родителей возникает резонный вопрос - куда отдать его, чтобы он развивался всесторонне. К сожалению, многие из них, жалея «нагружать» ребёнка, не обременяют его никаким дополнительным образованием. И это серьёзная ошибка. Вспомните, чему раньше обучали дворянских детей - грамоте, языкам, танцам, музыке. Обучение искусству являлось неотъемлемой частью культурного человека XIX века. На дом приглашались учителя, и ребёнок получал всестороннее обучение.

В наше время худо-жественно-эстетическое образование давно уже стало необязательным, да и не настолько престижным. Так нужно ли ребёнку дополнительное образование?

Если лаконично и кратко - да, нужно. Давайте разложим всё по полочкам.
Неотъемлемая составляющая часть художественно-эстетического обучения - это изобразительное искусство.

Эти учащиеся и их преподаватели не выходят на сцену, не выступают в свете софитов, они скромно трудятся в классах и овладевают основами профессионального изобразительного искусства, постигая азы в разных техниках.

Развивать творческие способности детей - это не значит растить будущих художников или дизайнеров. Это значит развивать способность ребёнка мыслить. Он учится думать, не теряться в трудных ситуациях, творчество помогает ему проявиться, быть уверенным в себе, что важно для каждого маленького человека.

Детское творчество редко представляет ценность для мировой культуры, но для самого ребёнка его труд является изобретением. Попробуйте нарисовать картину, это не так-то просто. Надо захотеть нарисовать, потом придумать, что нарисовать, затем - как нарисовать, ещё и исполнить задуманное.

Дети начинают творить легко. Дело в том, что детский возраст - это время, когда активно развивается правое полушарие мозга, которое отвечает именно за творческие способности. Достаточно дать ребёнку краски и привести на занятие, и он начнёт экспериментировать и дарить вам свои шедевры.

Творчество значительно эмоциональнее и нагляднее логических размышлений. Творческие занятия позволяют воплотить самые разные эмоциональные или абстрактные понятия, поэтому детям не составит труда нарисовать грусть или радость, слепить дружбу или разорвать в клочья бумагу, выразив гнев.

У современных детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения: они либо чрезмерно заторможены и подвержены срывам, страхам, либо наоборот - развязны и суетливы. У них недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность.

Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка.           

Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.     

Одним из важнейших аспектов эстетического воспитания личности является хореографическое искусство.

Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов. Уроки хореографии воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку у ребёнка привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты.

Занятия хореографическим искусством способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Ребёнок, владеющий балетной осанкой, восхищает окружающих. Но её формирование - процесс длительный, требующий многих качеств от детей. Дисциплинированность, трудолюбие и терпение - те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту. Эти качества годами воспитываются педагогами-хореографами и определяют успех во многих делах. Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся хореографией, вперёд. Нельзя подвести рядом стоящего в танце, нельзя опоздать, потому что от тебя находятся в зависимости другие, нельзя не выучить, не выполнить, недоработать. Аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность формы в хореографическом классе переносятся и на внешний вид детей в школе. Они выделяются не только своей осанкой, но и причёской, чистотой и элегантностью ношения самой обыкновенной одежды. Воспитание этикета является важным на занятиях по хореографии. Хореографическое искусство у ребёнка является дополнением и продолжением его реальной жизни, обогащая её. Эти занятия приносят ему такие ощущения и переживания, которых он не мог бы получить из каких-либо иных источников.

Далеко не все дети выберут в будущем профессию музыканта. И на первый взгляд  покажется, что несколько лет занятий музыкой прошли даром. Но это не так! Ведь музыкальное образование - это не только освоение какого-либо инструмента. Это, прежде всего, развитие логики, умственных способностей, эрудиции, эмоциональной сферы, памяти, усидчивости и внимательности. Например, система ладов и квинтовый круг тональностей очень напоминают стройные алгебраические формулы, а в эпоху античности теория музыки относилась к точным наукам. Недаром сольфеджио очень легко даётся детям с математическим складом ума.

Есть мнение, что изучение классики скучно для детей. Ну, это как преподать. Все поколения любят «К Элизе» Бетховена, его «Лунную сонату» или «Турецкий марш» Моцарта. Среднего уровня пианист с семилетним образованием сможет подобрать на фортепьяно практически любую песню, а любой скрипач или балалаечник при желании легко научится играть на гитаре и удивит своих приятелей исполнением нового хита. Научившись играть Моцарта, Бетховена и Гайдна, ребёнок по окончании музыкальной школы сыграет и Би-2, и «Сплин», и Диму Билана.

Музыкально образованный ребёнок сумеет вычленить из льющегося с эфиров музыкального спама настоящие жемчужинки. Так что если родители заинтересованы в высоком культурном уровне своего ребёнка, то вопрос о музыкальном образовании не должен стоять. Однозначно - да.

Что касается нагрузки, которая неизбежна при получении дополнительного образования. Разумеется, ребёнок будет загружен. И не только часами, проведёнными в классах, но ещё и дома. А если родители захотят вырастить нового Репина, Майю Плисецкую или Аллу Пугачёву, то его не будет вообще. А теперь задайтесь вопросом - а зачем ребёнку свободное время в избытке? Чтобы наделать глупостей, не зная, куда его потратить? Или тусоваться в сомнительных компаниях? Любое дополнительное образование организует и дисциплинирует. При правильном планировании ребёнок сможет успевать и уроки делать, и музыкой заниматься, и с друзьями гулять. Есть понятие - режим. И тут всё зависит от родителей. Пустят на самотёк - ничего не получится. Детям свойственно и лениться и бросать. Если родители потакают, то и в будущем толку не будет, причём в любых сферах. Так что музыкальность, высокий эстетический вкус, широкий кругозор - вот что обещает школа искусств и хорошие педагоги. Кроме того, неизбежная концертная деятельность способствует развитию коммуникативности, а это важнейшая часть социализации.

Некоторые родители могут возразить - дескать, «у ребёнка нет слуха, и вообще, он не хочет». Надо отметить, что ребёнок младшего школьного возраста ещё не знает, что он хочет, а что нет. В том и заключается мудрость родителей - убедить малыша в том, что обучаться музыке - это здорово, престижно, круто, клас-сно. Он будет уметь то, чему не научатся его приятели, что бесцельно слоняться по улицам много ума не надо, а он(а) научится играть на пианино (гитаре, домре, аккордеоне, баяне).

А музыкальный слух… Да у всех он есть. Просто у одних детей с рождения, а другим надо развивать. Развивайте ребёнка. Расширяйте его кругозор, эмоциональность и поднимайте его интеллектуальный уровень, что неизбежно гарантируют занятия в школе искусств.

Т. Макарова, директор МБОУ ДОД «Бежаницкая ДШИ».

Уважаемые читатели газеты «Сельская новь»!
5 апреля 2019
Районные газеты Псковской области теперь объединены в единое региональное предприятие - Автономную некоммерческую организацию Издательский дом «Медиа 60». И сделано это было, в первую очередь для того, чтобы повысить эффективность расходования субсидий областного бюджета, сохраняя при этом финансовую поддержку районок, некоторые из которых, в последние годы, уже не могут свести концы с концами.
Благодарим за помощь
5 апреля 2019
В канун профессионального праздника сотрудников Военных комиссариатов поисковый отряд «Факел» Кудеверской средней школы выражает благодарность работникам Бежаницкого военкомата за оказание помощи в поисковой работе.
Мы ждём вас, ребята!
5 апреля 2019
1 апреля начался весенний призыв на военную службу в Вооружённые силы России. В этот же день в Военном комиссариате по Бежаницкому, Новоржевскому, Локнянскому и Пушкиногорскому районам прошли медицинская (возглавляет врач П.В. Дятлов) и призывная (Глава района С.К. Михеев) комиссии.
Пенсия медицинским и педагогическим работникам
5 апреля 2019
С 1 января 2019 года в силу вступил Федеральный закон, согласно которому общеустановленный пенсионный возраст установлен на уровне 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин (с учётом переходного периода).
Обсуждался важный вопрос
5 апреля 2019
В минувший вторник в кабинете Главы района С.К. Михеева обсуждался важный и злободневный вопрос - переход населения с аналогового на цифровое телевидение.
Обязанности пешеходов
5 апреля 2019
Хочется напомнить пешеходам, что они должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам.