Газеты
Родиноведение

Художники Александр Соколов и Лев Бруни

2 октября 2013
Рассказ о двух художниках, жизнь которых связана со Струго-Красненским районом.

Александр Петрович Соколов родился 29 октября 1829 года в Санкт-Петербурге в семье основателя портретной акварельной живописи в России, академика Петра Фёдоровича Соколова. Александр с детства обнаружил склонность и любовь к музыке, но по семейной традиции стал художником. Учился во Второй Санкт-Петербургской гимназии, не окончив её, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, из которого через два года перешёл в ученики Императорской Академии художеств. После окончания Академии посвятил себя акварельной, преимущественно портретной живописи. В 1859 году получил звание академика акварельной живописи.
Женился в 1862 году на Анастасии Михайловне Загряжской (1832-1917). Вскоре Александр Петрович бросил занятия искусством, видимо, не приносившее достаточного дохода, и решил делать служебную карьеру. Служил на различных должностях. Был и помощником начальника станции железной дороги, и управляющим имением, и ретушёром у фотографа и сотрудником Общества взаимного поземельного кредита.
  В 1965 году в семье Александра Петровича и Анастасии Михайловны родилась дочь Анна.
В связи с работой в Обществе семья в 1868 году переехала сначала в Вильно (ныне - Вильнюс), потом в Витебск, а после в Орёл, где А.П. Соколов получил должность начальника Орловского отделения Общества взаимного поземельного кредита. Когда в отделении, возглавляемом Соколовым, произошла растрата денежных средств, Александр Петрович, как человек чести, был вынужден взять все убытки на себя, в результате чего было продано практически всё имущество, накопленное за годы службы.
Семья вернулась в Петербург, на лето выезжала в Царское Село. В 1880 году Александр Петрович вновь увлёкся искусством. Вскоре стал известным портретистом, получал заказы даже от императорского двора, а в 1882 году был приглашён к участию в создании Коронационного альбома. Участвует в Передвижных выставках, тесно общается в художниками-передвижниками. В 1883 году семья Соколовых переезжает в Москву, где Александр Петрович получает должность заведующего монтировочной частью при Императорских театрах, однако в новой должности не находит удовлетворения и в январе 1884 возвращается в Санкт-Петербург. С 1889 по 1897 годы А.П. Соколов являлся хранителем Музея Академии художеств. В 1896 году стал действительным членом Академии художеств.
1 июня 1887 года в день серебряной свадьбы Александра Петровича и Анастасии Михайловны состоялось обручение их дочери Анны с молодым архитектором Александром Александровичем Бруни. Венчались они через четыре месяца в церкви Императорской Академии художеств. В семье Анны Александровны и Александра Александровича родились пятеро детей. Однако после рождения младшего ребёнка – Льва – Анна Александровна разошлась с мужем.
Вторым мужем Анны Александровны стал Сергей Константинович Исаков.
В 1896 году произошла страшная трагедия в семье – трое старших детей Анны Александровны умерли на протяжении полугода от инфекционной болезни. А младший – Лёвушка – в два года перенёс тяжелейший менингит. Как следствие болезни, у него осталось сильное косоглазие.
Анна Александровна вспоминала, что с младенчества Лев был «очень добрым, ласковым, жалостливым без сентиментальности, спокойным и созерцательным. Не любил одиночества, всех старался собрать вместе. Ходить с ним по грибы или по ягоды было невозможно – он со слезами бегал и старался за руку привести тех, кто разбредался по лесу… Грубости в нём не было вовсе, даже в переходном возрасте <…> характер его не изменился».
Детская жизнь Льва Бруни протекала в академической квартире деда на Васильевском острове. Летом семья выезжала на дачу Соколовка или в Царское Село, или под Владимир к родственникам отчима.
Теперь относительно дачи Соколовка требуется разъяснить несколько подробнее. В первые годы XX века когда В.Г. Котельников продавал участки земли восточнее деревни Выборово на берегу Щирского озера, два участка в несколько десятин каждый приобрели под дачи друзья и коллеги по Академии художеств В.Е. Маковский и А.П. Соколов. Александр Петрович построил на купленном участке земли дом с мастерскими, то есть с расчётом, что там будут жить и работать художники. Дачу стали именовать Соколовкой.
 С детства Лев Бруни был необычайно одарён как художник, и неудивительно, ведь предками его были выдающиеся живописцы и архитекторы Соколовы, Брюлловы и Бруни. Анна Александровна вспоминала, что как-то летом в Соколовке Лёвушка обратил на себя внимание деда-художника. «Отец мой раз принес мне его акварельный рисунок, изображавший цветок калины. Венчик белого цветка ярко выделялся на тусклом, буро-красном звёздчатом фоне. У отца было оживленное, улыбающееся лицо, а глаза его блестели.
– Ты знаешь, я всегда боюсь хвалить своих, боюсь верить себе, когда дело касается близких. Но судя по этому рисунку, у твоего Левушки несомненный талант.
И отец стал внимательно следить за внуком-художником».
Вслед за старшим братом Николаем в 1903 году Лев поступил в Тенишевское училище в Петербурге. После пяти лет обучения в училище он перешёл на домашнее образование. С 16 лет посещал как вольнослушатель мастерскую Я.Ф. Ционглинского, непродолжительное время учился в Париже. Посещает батальный класс Н.С. Самокиша, знакомится с Константином Бальмонтом, Максимилианом Волошиным, Мариной Цветаевой. Работает как журнальный иллюстратор, создаёт иллюстрации к произведениям Ш. Руставели, Н. Гумилёва, пишет портреты друзей и знакомых. Много путешествует, принимает участие в выставках.
С 1915 года Л. Бруни работает в технике авангарда, пишет ставшие уже классическими картины «Радуга» и «Крестьянка». В 1916 году впервые посещает Оптину пустынь, куда будет возвращаться не раз в течение жизни. Лев Александрович всю свою жизнь был православным христианином и церковным человеком.
В ноябре 1916 года Лев Бруни был призван в армию, служил солдатом в запасном батальоне лейб-гвардии Финляндского полка в Петрограде. Через год он был демобилизован по состоянию здоровья.
23 мая 1919 года Лев Александрович Бруни и дочь Константина Бальмонта Нина обвенчались в городе Миассе. Непродолжительное время молодожёны проживали в Омске, Новосибирске, Миассе. К осени 1920 года приезжают в Петроград, поселяются при Академии художеств. Лев Александрович полностью включается в работу, находясь в дружеской трудовой атмосфере. Нина Константиновна училась в консерватории.
В 1918-1921 годах Петроградским Музеем художественной культуры было закуплено семь живописных полотен и более четырёх десятков графических листов Льва Бруни.
Летом 1921 года Л.А. Бруни пытается вырваться из неприспособленного для жизни голодного Петрограда и предпринимает попытку возвратить дачу Соколовка у Щирского озера.
Лев Александрович «начинает хлопоты» (так пишет в воспоминаниях Нина Константиновна, применяя типичное для того времени выражение) о возвращении ему Соколовки для устройства в ней «Коммуны пастухов искусства».  
В августе 1921 года происходила долгая переписка с петроградским и волостным начальством. Сначала Бруни пишет заявление в Президиум Союза работников искусств: «ходатайствую о возвращении мне дачи на Щирском озере Яблонецкой волости Лужского уезда Петроградской губернии с прилегающим к ней земляным участком (2-ух десятин земли), необходимой мне для работы по моей профессии на открытом воздухе. Дом этот был построен моим дедом художником А.П. Соколовым и приготовлен для жизни и работы в нём художников».
Схожее заявление было написано и в Исполком Лужского уезда. На этой бумаге есть свидетельство соседа, что Лев Александрович «является наследником и внуком Ал.П. Соколова, посему я как ближайший сосет к ево поселению в сём доме припятствия не стричаю в сём подписуюсь Иван Константинов Лазарев» (авторская орфография сохранена). Резолюция председателя Исполкома, что «препятствий к закреплению дачи Соколова за его наследником Бруни не встречается». В ответ на ещё одно письмо Льва Александровича с ходатайством Союза работников искусств из уезда дали ответ, что дело рассматривается. Но 9 октября пришёл отказ на основании того, что «дача связана с земледельческим хозяйством и проживает на ней неимущий, а в дальнейшем предназначена для культурно-просветительских целей».
В 1923 году художник переезжает в Москву. Здесь он преподает в художественных институтах, занимается иллюстрированием изданий. Его легкими, трепетными рисунками украшены книги «Дон-Кихот» М. Сервантеса (1924), «Исповедь сына века» А. Мюссе (1932), «Шахнаме» Фирдоуси (1934), «Лирика» Низами (1947) и др. Особое место в творчестве Бруни занимает монументальное искусство.
 С 1935 года и до конца жизни художник руководил мастерской монументальной живописи, созданной с его участием при Академии архитектуры СССР. В самых удачных из его собственных монументальных работ художнику удалось сохранить, переведя в громадный масштаб, подвижное изящество акварельной техники. Населённые зверьём романтические джунгли написал он акварелью по шёлку на стенах зимнего сада в Центральном доме пионеров в Москве (1935-36). Им же созданы фрески для столичного Музея охраны материнства и младенчества (1933, совместно с В.А. Фаворским), для текстильного комбината в Ташкенте (1936), павильонов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1939). Бруни принадлежит и роспись плафона в зрительном зале Центрального театра Советской Армии. В мертвящей атмосфере официального «реализма» 1930-40-х годов подвижное, легкое искусство Бруни оставалось живым островком эмоционального поэтического творчества.
Скончался Лев Бруни в Москве 29 февраля 1948 года. Похоронен на Даниловском кладбище столицы.
Несколько работ Л.А. Бруни находятся в собраниях Государственного Русского музея и Государственной Третьяковской Галереи.
Работы его деда А.П. Соколова имеются в ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, музеях Пскова, Севастополя, Хабаровска и других. 

Созвездие талантов
8 мая 2019
Немало есть популярных конкурсов: «Новая волна», «Золотой Орфей», «Славянский базар», «Евровидение»…
Удар держали достойно!
8 мая 2019
В начале апреля в Пскове прошел открытый городской турнир по кикбоксингу, в котором приняли участие команды из городов Псков, Печоры, Остров, Великие Луки, а также нашего района. Всего – более 120 человек.
Лесные пожары и ответственность за них
8 мая 2019
Вот и наступили долгожданные теплые солнечные дни. Такая погода, конечно же, манит на природу. Но, отдыхая, человек нередко наносит вред окружающей среде. И именно он в большинстве случаев причастен к лесным пожарам – либо неосторожное обращение с огнем при разведении костров, сжигании травы, курении и так далее, либо умышленный поджог.
Пенсии по графику
8 мая 2019
Май радует нас большим количеством выходных дней. А вот пенсионеры по этому поводу переживают, в какие сроки им будут выплачены пенсии за май.
Ура! Побежали!!!
8 мая 2019
Делимся спортивными новостями
На стадионе навели порядок
8 мая 2019
Не успели мы рассказать о работе созданного в микрорайоне коттеджей в Стругах Красных территориального общественного самоуправления (ТОС), которое так и назвали «Коттеджи», как узнали, что активисты продолжили свои добрые дела по наведению порядка на своей территории.