Без бумажки
В свете борьбы с «резиновыми квартирами» полномочия по прописке граждан, по ведению домовых книг из волостей переданы в районное Управление федеральной миграционной службы.
Органы местного самоуправления оказались в несколько затруднительной ситуации: люди по-прежнему идут за такими справками в администрацию волости, но в некоторых сельских поселениях, ссылаясь на то, что теперь движение населения волость отследить не имеет возможности, в выдаче справок о составе семьи людям отказывали. При этом давался совет получать подобные справки в УФМС (в паспортном столе, если по старинке).
Однако, справки о составе семьи УФМС не выдает: эта служба имеет право выдавать только адресные справки о регистрации конкретному физическому лицу. На этот счет есть четкие инструкции, прописанные в федеральном законе №152-ФЗ от 27.07.2006 г. «О персональных данных» и приказе УФМС России от 29.10.2007 г. «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по организации и ведению адресно-справочной работы», согласно которым и осуществляется деятельность УФМС.
Заложниками ситуации оказались простые люди, причем далеко не самые богатые. Большинство поселений находит возможность справки о составе семьи выдавать по-прежнему, но некоторые главы ведут себя очень осторожно. Сейчас, к примеру, в Каськовской волости в массовом порядке заводятся домовые книги, благодаря которым ситуация должна выправиться. В то же время в волости решили изменить Регламент администрации поселения в части отмены муниципальной услуги «Выдача справок о составе семьи».
Анализируя эту инициативу, заместитель прокурора района Е.А. Кондратьева отметила, что подобное решение влечет за собой нарушение прав и законных интересов граждан. Ссылка на передачу полномочий по регистрации граждан в УФМС не совсем верна: сведения о составе семьи несопоставимы с информацией о регистрации граждан. В состав семьи могут входить члены, проживающие по разным адресам, в то же время по одному адресу могут быть зарегистрированы представители разных семей.
Согласно Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять их в соответствии с регламентом.
Постановлениями правительства, в частности Постановлением от 15.04.1996 г. № 473 «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» четко предусмотрено, что к заявлению прилагается в том числе справка органов местного самоуправления или жилищно-эксплуатационных предприятий о составе семьи (подобное указано и в других нормативно-правовых документах).
Для получения данных, необходимых для выдачи справки о составе семьи, поясняет Е.А. Кондратьева, органы местного самоуправления должны самостоятельно истребовать сведения о наличии или отсутствии регистрации лица по месту жительства из ФМС России.
Для ускорения процесса подобное заявление в УФМС может написать непосредственно гражданин и самостоятельно получить сведения о регистрации каждого из членов семьи, после чего в администрации волости обязаны выдать вожделенную справку.
То есть, на наш взгляд, государство, внедряя информационные технологии, вводя межведомственный документооборот и искореняя «резиновые квартиры», пока просто добавило нам бюрократической волокиты, однако для отказа в выдаче справки о составе семьи оснований по-прежнему нет.
А. НИКОЛАЕВ.