Газеты
Люди и судьбы

Счастливый человек

8 мая 2014
Именно так просил назвать статью о себе Гавриил Александрович Николаев, фронтовик из д.Жижица. И в этой просьбе ни капли позерства или самолюбования. Это видно, уж поверьте мне. Ведь Гавриил Александрович – из тех, кому не только посчастливилось выжить в годы Великой Отечественной. Он из тех, кто ставил жирную победную точку в той страшной войне.


А начиналось все у него, сына простого рязанского крестьянина, как и многих его ровесников, с призыва «Комсомолец – на самолет»: аэроклуб, после него – призыв в Красную Армию в мае 1941 года и военная авиашкола.

Грянула война. До мая 1942 года Гавриил Николаев – курсант Таганрогской военной авиашколы.

«Изучали матчасть ИЛ-2, - вспоминает он, - а летать не летали. Поднимались в воздух на СБ, на стареньких Р-5. Потом нас перевели в Чкаловскую область. Там мы освоили ИЛ-2 основательно. Немец уже отступал, и нас перевели в Ворошиловградскую область.


Было нас 83 курсанта. Из них лишь трое: Сашка Колдаков, Чебриков и я стали круглыми отличниками. Все выпустились младшими лейтенантами, а нам троим дали звание лейтенанта».


В октябре 1944 года я прибыл в 174-й гвардейский штурмовой авиационный полк (ШАП) Первого Белорусского фронта в командование 11 гвардейской штурмовой авиадивизии. Авиацией там командовал генерал-полковник Руденко. Воевал в эскадрильи Героя Советского Союза Бориса Мошкова. Когда в полк прибыл, удивились все – щелкопер, грач и лейтенант! А там сержанты, старшие сержанты воевали. Кто в чем, в обмотках, а я в новых сапогах приехал, в форме с погонами и так далее и тому подобное».

В чем-то нашему герою действительно повезло.

«16 апреля 1945 года нашу эскадрилью посылали бомбить Темпельховский аэродром в пригороде Берлина. Не долетев километров 60, нам передали, что наши войска взяли аэродром, и вернули домой. Больше с того дня боевых заданий не поступало. Последние бои затихли 8 мая, а мы закончили войну 16 апреля. Я счастливый человек», - говорит Гавриил Александрович.

Впрочем, не все так просто.

Вот он вспоминает свой первый боевой вылет в составе эскадрильи: «Я был ведомым слева от командира Мошкова. Потому как я был молодой, а нужно хорошо газом управлять, чтобы держаться в строю. А там уже «старики» - они знают, как держаться. И меня Мошков поставил слева, связь у меня была плохая, туман был пылевой. Настолько плотный, что самолет, когда взлетает, едва видно.

Мы взлетели, я начал убирать шасси – одно не убралось, вот ведь какое дело. Кое-как я расслышал: «Николаев, зайдите на посадку». Но я окончил училище, где не взлетали и не садились с полной боевой нагрузкой. Пустой ИЛ-2 весил более 6 тонн. А тут еще 400 кг бомб, 8 реактивных 82-миллиметровых снарядов, две 23-миллиметровых пушки, пулеметы. Да еще непонятно, откроется ли второе шасси. Короче, так как я эту практику не прошел, все это дело мимо ушей пропустил – рация-то работала плохо – полетел.

Шли мы на танковую группировку. Расчет был сделать два захода по противнику. Черта с два: зенитки как открыли огонь! «Старики», видимо, сбросили с первого аварийно и ушли на аэродром, а я по молодости сделал 2 захода. Зенитка – шестиствольное автоматическое орудие - оказалась против одного моего Ила. В итоге в одном крыле пробоина с полметра диаметром, и на второй плоскости – такая же. Самолет просел, я прибавил форсаж и со снижением взял курс домой. Задача – найти аэродром, я ж отстал от группы. Чудом увидел последний заходящий на посадку самолет.

Сел благополучно. Подбежал ко мне инженер и сразу говорит: «Николаев, вон там – овраг, отгони туда самолет и брось». Восстановить в полевых условиях его было немыслимо».

Лейтенанта Николаева пересадили на второй ИЛ-2, у которого оставшийся ресурс двигателя – всего 6 часов. Самолет с другими характеристиками – лишь с 4 реактивными снарядами, но с 37-мм пушками НС-37.

«Нажимаешь на гашетку, - вспоминает наш герой, – отдача такая, что самолет проваливается в воздухе.

На втором или третьем вылете – нас вновь подняли на ту же танковую группировку. И представьте, нас опять зенитки встретили. Стреляли уже по всей группе, но мне досталось больше: один снаряд пришелся по бронещечке фонаря кабины, а второй угодил в пушку. Не срикошетировал, а развернул ее ствол на 60 градусов. Стрелять я уже не мог. Когда вернулись, отдали должное немецким зенитчикам – в самом деле, был я на грани сбития. Опять! И снова никто в эскадрильи больше не пострадал. Так вот получилось.

Больше у меня эксцессов никаких не было».

Да, эксцессов, может, и не было. Была обычная штурмовая работа –так это называется. Но, поверьте, обычного в этой работе крайне мало. Что может быть обычного в том, что люди идут на смерть?


Как иллюстрация – приказ от 5 мая 1945 года о награждении Николаева Г.А. Орденом Красной Звезды: «При выполнении боевых заданий в сложной боевой обстановке: при сильном противодействии зенитной артиллерии и истребителей противника Николаев производил 3-4 захода на цель, снижаясь, для точности и эффективности поражения целей, до бреющего полета. Наиболее отличился при выполнении боевого задания: 16.4.45 г. произвел за день 4 успешных боевых вылета в район Франкфурт-на-Одере, Берлин, несмотря на массированный огонь зенитной артиллерии произвел 4 захода на цель. В результате точно сброшенными бомбами и пушечно-пулеметным огнем с бреющего полета уничтожил: 2 противотанковых орудия , 1 орудие зенитной артиллерии, 3 автомашины и свыше 15 человек живой силы противника. Самолет, имевший свыше 15 пробоин и повреждение рулей управления, привел и отлично посадил на своем аэродроме». Что тут добавишь?

Но Гавриил Александрович добавляет:

«За 7 месяцев боевой работы до 16 апреля 1945 года я сделал лишь 13 боевых вылетов Почему так мало? Наш полк был сильно потрепан в боях. За техникой летчики летали в Куйбышев. Пригонят 2-3 самолета, а тут уже новые неисправные машины. Полк в результате мало работал, почти все время находился на пополнении. 13 боевых вылетов за 7 месяцев – это очень мало, это чепуха.

Друг мой по училищу, Сергей Вадин, представь себе, получил Героя. Я попал в 174 полк, а он - в 175-й. Их полк был работоспособный, бомбил Познанскую цитадель, где были сосредоточены 10 тысяч фашистов. Делали до 9 боевых вылетов в день, тем более ни вражеских самолетов, ни зенитной артиллерии врага не было. Вот мой друг и сделал 101 боевой вылет и получил звание Героя. Я же попал в потрепанный полк, такие дела».

Впрочем, никакой обиды наш герой не держит, тем более Сергей Вадин – его друг, а случай и удача – непременные спутники жизни любого человека. Главное – Победа и то, что остался в живых. А еще – встретил там, на чужой земле свою вторую половинку, Елену.


Брак регистрировали в группе советских оккупационных войск в Берлине. Первый сын Лев родился в Германии, в г.Котбусе, в 1947 году, а второй – Аркадий (сейчас живет в Анапе) – в Дрездене в 1948 году.

Жена – Елена Николаева – также фронтовичка, наша известная поэтесса, член Союза писателей России, умерла 4 года назад. Похоронена на кладбище в Жижице.

Вечная ей память и земля пухом, а Гавриилу Александровичу и его сыновьям – долгих лет и, конечно, здоровья!

А. НИКОЛАЕВ.

Волонтеры помогли навести порядок на старинном погосте у городища Жижец
7 июня 2019
18 мая на гражданском кладбище у деревни Залучье состоялся субботник по уборке территории. Надо сказать, что подобные субботники здесь проводятся не первый год, но на этот раз инициативной группе существенную помощь оказали волонтеры из числа студентов Великолукской сельскохозяйственной академии.
День сегодня самый долгожданный и самый чудесный
31 мая 2019
24 мая восемь самых талантливых, веселых, неунывающих звезд - выпускников Жижицкой средней школы - покинули школьный небосвод.
Самые умные, ловкие и талантливые
7 июня 2019
27 мая в актовом зале Администрации Куньинского района состоялось традиционное чествование лучших учащихся школ района. На прием были приглашены отличники, выдающиеся спортсмены и победители различных творческих конкурсов.
Теплые слова, нежные стихи, добрые пожелания
31 мая 2019
В МБОУ « Ущицкая СОШ» последний звонок прозвенел в этом году для восьми девятиклассников и четырех учащихся 11 класса.
Впереди взрослая жизнь
31 мая 2019
В Пухновской школе прозвенел Последний звонок