Газеты
колонка редактора

Два открытия в один день

5 июня 2014
•••На этот раз, да простит мне читатель, я «размахнусь» и не ограничусь своей колонкой, потому что уж очень хочется поразмышлять побольше, поскольку приятная у меня сегодня тема – театр!

Я благодарный театральный зритель. Мне всегда всё нравится, потому что я очень люблю театр. Ну, может быть, за редким исключением, когда показывают откровенную глупость или пошлость, но на «таком» приходилось бывать крайне редко, даже и не припомнить… 

Всё остальное всегда смотрю с удовольствием, радуюсь, как ребёнок, когда актёры отлично играют, и переживаю за них, когда явно что-то не получается. У меня друзья даже никогда  не спрашивают, понравилось ли мне то или это, знают, я  всегда найду что-нибудь хорошее даже в неудачной постановке (хотя не мне же, в самом деле, решать, удачная она или нет, я же не критик профессиональный)…

Вот почему, когда нам с коллегами предложили в конце мая сходить в Псковский театр впервые после  его реконструкции, я не раздумывала ни разу. Уверена была, не пожалею. Не пожалела – это мало сказано. Случилось в тот день у меня, читатель, три открытия. 

Открытие первое. Шекспир

Постановка была не наша, не местная. В рамках Международного Чеховского театрального фестиваля в Псков привезли спектакль английского режиссёра Деклана Доннелана «Двенадцатая ночь» по пьесе Шекспира. Шекспир Шекспиром, но режиссёр, используя основную канву его известной пьесы, витиеватость языка, привнёс в спектакль приметы современного мира. Вместо пышных костюмов 16 века – строгие фраки, вместо  дуэли на шпагах – комичный боксёрский бой, вместо изящных бутылей с вином – бутылки водки, вместо средневековых романсов – песня про Колыму… Не спешите морщиться! Это было так органично, так уместно, так «впопад», что ни глаз, ни слух это не оскорбляло, напротив, казалось до такой степени естественным, нормальным, что придраться было не к чему. 

Откуда такая органичность? Всё просто: Шекспир – он вечен! Его пьесы всегдашни, его мучили и забавляли те же мысли, что любого человека во все времена, он пытался ответить на те же вопросы, на которые мы ищем ответа и сейчас, спустя пять веков… И владеют людьми те же чувства и страсти. 

Вот герой даёт оплеуху героине, а потом утешает её, отпаивая водкой, и лечит «беседами за жизнь» – не сюжет ли это из нашей, сегодняшней провинциальной жизни? А вот другой герой строит далеко идущие планы по «захвату» в любовный плен богатой невесты ради своих корыстных целей продвижения вверх по карьерной лестнице – они разве исчезли из нашей жизни, эти корыстолюбцы? А вот героиня, так страстно любящая, готовая идти на всё ради любимого, даже на «маскарад» и превращение в мужчину – у нас что, женщины перестали быть способными на многое ради мужчин? Нет, не перестали…

Вся эта пьеса – про нас сегодняшних. Шекспир писал не только про своих современников, он писал и про нас. И про тех, кто будет после нас. Кажется, я всегда это знала. Но спектакль ещё раз открыл мне на это глаза.

Открытие второе. Актёры

В ролях – одни мужчины, играющие  даже женские роли – всё, как во времена автора, когда на сцене женщинам появляться было запрещено. Артисты – сплошь герои сериалов – Феклистов, Кузичев, Ясулович, Щербина и многие другие, которых узнаёшь сразу: «Вот этот снимался в этом, как его, а, «Две судьбы!», а этот, как там, угол, угол, а «Пятый угол!». В сериалах они кажутся такими обычными, простыми даже что ли, без особых актёрских изысков играют они свои незатейливые сериальные роли… А оказывается, сколько в них природного таланта и приобретённого профессионализма! Как они раскрываются на сцене! Какая мощь, какая внутренняя творческая сила! 

Декораций – минимум, лишь свисающие полотна на заднем плане, поэтому актёрам ничто не помогало, ничто не отвлекало от их игры: вот ты, вот сцена, вот зритель – и всё. Это было потрясающе! 

Особых похвал заслуживают актёры, играющие женщин. Они не облегчили себе задачу пышными женскими нарядами: во внешности лишь подобие юбок и платков указывало на их принадлежность не к мужскому полу. Однако актёры-мужчины так ловко, так тонко подметили и изобразили детали женских походок, ужимок, жестов, выражения лиц, что их игра заслуживает особого зрительского признания. И ведь этот женский образ надо было держать на протяжении нескольких часов, не позволить «включить» снова в себе мужчину ни на минуту, пока идёт спектакль. Всё удалось этим замечательным артистам, которые стали для меня открытием.      

И не только для меня. Весь зал стоя аплодировал им  и ещё долго-долго не отпускал их со сцены, вызывал и вызывал на бис…

Открытие третье. Может быть, главное. Театр

То, что привезённый в Псковский театр спектакль Доннелана с известными российскими актёрами – большая удача для всех псковских театралов, – это бесспорно. Всего 8 городов в рамках Чеховского фестиваля  в нынешнем  году выбрано для показа этой постановки. Псков в их числе. Откуда такая честь?

Всё вполне заслуженно. Благодаря реконструкции, длившейся три года, Псковский драмтеатр превратился в один из лучших театров  в нашей стране с современным сценическим, световым, звуковым оборудованием и при этом сохранившим своё историческое внутреннее убранство. 

Чуть больше  миллиарда рублей из федерального бюджета было потрачено на реконструкцию нашего театра, и теперь в Псков не стыдно приглашать самых именитых и прославленных артистов. И они эти приглашения принимают!

Спущусь на бытовой уровень: в гримёрках даже есть душевые кабинки! (Сама видела! Но не пользовалась…) Нынешний директор театра Сергей Дамберг рассказывал, как один из столичных артистов, приехавший с гастролями из одного ну очень известного театра, пожаловался на то, что «слишком уже маленькие у вас в гримёрках кабинки душевые, не развернуться»… Дамберг не растерялся: «А у вас в театре они больше?»  «А у нас в театре их нет», – сдался артист…

Предвижу, как некоторые из читателей захотят подлить в мою театральную бочку мёда свою обывательскую ложку дёгтя. Мол, это псковичам хорошо, а нам в Порхове что за дело до этого театра… Ну как же, ведь это же наша область, и мы её часть, разве не приятно, что у нас, в нашем, как его все любят называть, депрессивном регионе теперь есть такой великолепный театр? Для меня он стал третьим открытием. 

Всё понравилось мне: и то, что зрительный зал небольшой, – это создаёт некую камерность, «домашность», если хотите, не нужно никаких биноклей, чтобы разглядеть, что делается на сцене; и то, что при сохранении исторического внутреннего убранства театр стал суперсовременным в техническом оснащении. 

…И он всегда рад встрече с нами, его зрителями, – это сразу чувствуется в его атмосфере. Репертуар у театра большой, выбрать есть из чего, так что не бойтесь потратить время, посетив его. А вдруг вы, как и я, сделаете для себя какое-то открытие? 

Руслана Рысцова

Как вы знаете, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации 2014 год объявлен Годом культуры.

В рамках специальной программы, разработанной администрацией Псковской области по поддержке сельской культуры, Псковский академический театр драмы им А.С. Пушкина подготовил социальный проект «Театр – региону». Цель проекта – предоставить жителям удаленных поселений и районных центров наряду с жителями города Пскова возможность доступа к культурным ценностям – таким, как спектакли профессионального театра. Показ спектаклей в районах области будет осуществляться на безвозмездной основе. 

В Порхов  Псковский театр  в рамках данного проекта привезёт спектакль «Валентинов день» по пьесе Ивана Вырыпаева.  Постановка состоится 26 июня на сцене районного Дома культуры. Время будет сообщено дополнительно. 

Наши на Ганзе
4 июля 2019
•••Несколько лет готовился Псков к Международным ганзейским дням. Он стал вторым российским городом, кому выпала честь принимать Ганзейские дни международного уровня на своей земле. Порхов как единственный райцентр области, имеющий статус ганзейского города, такого события пропустить не мог. И не пропустил.
Новые знаки на въезде в Порхов
20 июня 2019
•••В этом году Порхов отмечает не совсем юбилейную, но при этом круглую дату – 780 лет со дня основания. Красивая дата – хороший повод что-то обновить. Начать решили с визитной карточки города – въездных знаков со стороны Пскова и Санкт-Петербурга.
По горсти с могилы - будет курган
27 июня 2019
•••В Псковской области прошла всероссийская акция «Горсть памяти». К акции присоединились и порховичи. С воинских захоронений в торжественной обстановке была произведена выемка земли.
Спас тонущего ребёнка
14 июня 2019
•••Июнь в этом году с самых первых дней выдал температурные рекорды, и, как следствие, купальный сезон открылся раньше обычного. Это, вероятно, некоторых родителей застало врасплох. А как ещё объяснить то, что дети отправляются купаться без присмотра взрослых? Такая «самоволка» в прошлую субботу, 8 июня, едва не обернулась трагедией для восьмилетней порховички.
По горсти с могилы - будет курган
27 июня 2019
•••В Псковской области прошла всероссийская акция «Горсть памяти». К акции присоединились и порховичи. С воинских захоронений в торжественной обстановке была произведена выемка земли.
В Порховской крепости гостила Ганза
14 июня 2019
•••12 июня, в День России, в Порховской крепости прошёл большой народный праздник под названием «Ганзейский привал».