Газеты
О главном

Розы и шипы актёрской профессии

23 декабря 2014
Они все такие разные - молодые и «новые», как подчеркнул на встрече с публикой главный режиссёр Великолукского драматического театра Павел Сергеев, говоря о тех, кто впервые ступил на его сцену, а также, называя имена тех артистов, дебют которых уже состоялся в театрах других городов. И поскольку актёрская профессия, по определению, кочевая, то даже вообразить себе, что служители Мельпомены обойдутся без постоянного творческого поиска и перемены мест, невозможно.
Итак, на очередную встречу со зрителем пришли Татьяна Левина, Екатерина Кудаева, Михаил Морозов, Любовь Пулькина, Екатерина Митина, Алексей Годин, Павел Беляев и Юрий Савельев. Примечательно, что география городов, где они жили, учились, работали, весьма разнообразна, и каждый актёр постарался с любовью рассказать о них. Но, прежде чем началось знакомство с их биографиями, «племя младое, незнакомое» выступило в оригинальном пластическом перфомансе, где артисты и артистки, облачённые в чёрные одежды, превращались в живописные деревья, самозабвенно передавали сцены любовной страсти, измены, ревности, страдания из-за потери любимого человека. До этого зритель видел некоторых из них лишь в сказке «Кащей Бессмертный» и в комедии К. Гольдони «Невеста по объявлению», где и М. Морозов, и Т. Левина, и Е. Кудаева, и Л. Пулькина, согласно сущности их героев, создавали строго заданный режиссёром сценический рисунок. Теперь же началось узнавание их с другой стороны, и были они уже сами себе режиссёры.
После представления, когда актёры сели полукругом и вновь оказались лицом к лицу со зрителем, на них буквально обрушился шквал записок из зала. «Откуда вы приехали, где учились?» - любопытствовали авторы одной из них. «Какая у вас мечта, кого бы хотели сыграть?» - спрашивали в другой. «Понравился ли вам город Великие Луки?» - интересовались в третьей записке... В рамках 95-летия городского драмтеатра все эти вопросы выглядели далеко не праздными. Великолучане - патриоты своего города-воина, и им, действительно, было важно узнать, какие силы влились в юбилейном сезоне в труппу старейшего на Северо-Западе театра.
Оказалось, Татьяна Левина родом из Курска, Екатерина Кудаева - из Липецка, но обе окончили Воронежскую государственную академию искусств. Михаил Морозов и Любовь Пулькина по образованию - режиссёры, окончившие Восточно-Сибирскую академию культуры и искусств в Улан-Удэ, Алексей Годин приехал из Владивостока, Павел Беляев - из Красноярска, Екатерина Митина - из Луганска, где она играла в театре, и, по известным причинам, была вынуждена покинуть этот один из городов сражающегося Донбасса. Артист Юрий Савельев, которого юные зрители скоро увидят в сказке «Золушка» Ш. Перро в роли короля, а также - в «Свадьбе Кречинского»
А. Сухово-Кобылина в роли ростовщика, прибыл в Великие Луки с Украины, где служил в театрах Киева и Львова, хотя родился в Эстонии.
- Уничтожение русской культурной среды на Украине происходило в течение десятилетий, - с горечью рассказывал Юрий Евгеньевич, - и Театр Советской армии, в котором я успешно работал, со временем стал называться Театром Украинской армии. Потом на его сцене запретили постановку русских пьес, а ещё позже - его просто закрыли. Русский язык во Львове, как и русская культура вообще, стали целенаправленно изгоняться. И все мы видим, что сегодня происходит и на западе Украины, и на юго-востоке, и в Киеве...
- Впрочем, мне повезло, - продолжал артист, - повезло с хорошими режиссёрами и работами: я играл Тузенбаха в чеховских «Трёх сёстрах», Шарикова в булгаковском «Собачьем сердце». А «боевое крещение» принял в спектакле «Соловьиная ночь» В. Ежова, где я, сценический сержант Бородин, влюбившийся в немку и несущий её на руках, вдруг вместе с нею сорвался с обрушившегося трёхметрового пандуса... Поэтому молодым артистам я хотел бы лишь напомнить, что в нашей профессии бывают не только розы, но и шипы.
А молодые артисты, возможно, пока и не задумывающиеся об этих шипах, непринуждённо рассказывали о себе. К примеру, тонкая, удивительно пластичная Е. Митина уже успела сыграть на сцене театра, там, в оставшемся в прошлом Луганске, роль, о которой каждая начинающая актриса может только мечтать. Нина Арбенина в поэтической драме
М. Лермонтова «Маскарад» - действительно серьёзная заявка. Сейчас же, как призналась Екатерина, ей хотелось бы сыграть что-нибудь древнегреческое. И было понятно, что наиболее близкой по жанру для этой девушки, по тому, что она ощущает, вспоминая объятые войной земли Донбасса, окажется трагедия. Еврипид, Софокл, а, может быть, и вариации на тему Троянской войны, созданные драматургами более позднего времени.
В свою очередь, о том, что он любит пантомиму, воодушевлённо говорил М. Морозов, начавший выступать на сцене с детства. Обучаясь на IV курсе академии искусств, он попробовал себя на роль Альбера в отрывке из «Скупого рыцаря» А. Пушкина и загорелся желанием полностью сыграть в этой знаменитой трагедии.
- Конечно, на великолукской сцене мы будем играть всё то, что идёт к нам в руки, играть с трепетом, - сказала актриса Е. Кудаева. - Но если говорить о мечте... всё-таки я хотела бы сыграть роль Сони в чеховской пьесе «Дядя Ваня». Мне этот образ очень близок по духу.
Когда Екатерину спросили о том, «сколько надо учиться на артистку», она ответила: «С девяти утра до четвёртого курса. Потом - в театре». А затем, говоря о первых впечатлениях, навеянных посещением великолукских достопримечательностей, серьёзно добавила:
- Когда мы подошли к могиле Александра Матросова и увидели мощный памятник над нею, то больше всего нас поразили его глаза. Как они смотрели на нас!..
Поскольку ведущим встречи выступал главный режиссёр театра-юбиляра, заслуженный артист России Павел Сергеев, то он, явно подбадривая молодёжь, сказал им одну вещь: «В актёрской профессии не всё бывает гладко. Что-то сбудется, что-то, о чём мечтали раньше, нет. Но вы станете старше и продолжите свой путь, который обогатит вашу профессиональную копилку. До 30 лет артист имеет право на ошибки, и только тогда, когда он перешагнёт этот рубеж, можно будет говорить о том, состоялся он на сцене как профессионал или не состоялся».
Но как бы то ни было, Татьяна Левина также поделилась со зрителем и режиссёром своей мечтой: она давно хотела сыграть королеву Елизавету Английскую. Правда, теперь ей интересен образ любой сильной женщины.
Конечно, человеческих и актёрских монологов в тот вечер было произнесено немало. Говорили и о простом и насущном - о том, что хорошо бы улучшить условия проживания в общежитии, хорошо бы повысить зарплату, ведь на театрального артиста - человека, безу-
словно, публичного и узнаваемого в маленьком городе, буквально все смотрят. Оценивают не только, как он держится, но и как одет... Тем более, что замечательные профессионалы вырастают в провинции, а уже потом восходят на столичные сцены и киноэкраны.
Трудно ли быть актёром? На этот вопрос дал ответ самый опытный артист Юрий Савельев:
- Если к профессии относиться честно, - подчеркнул он, - то - да, трудно. Если по-настоящему делать роль, - то это большая внутренняя работа. И едешь ли ты в маршрутке, сидишь ли за обеденным столом, стоишь ли в очереди, всё равно - образ твоего героя не отпускает тебя ни на минуту. А главную оценку ему потом дадут зрители и партнёры по сцене.
- Безусловно, сцена меняет человека, - заключил Юрий Евгеньевич, - но бывает обратная связь. Если критично себя не оценивать, можно заиграться и в жизни. Но это уже другая история.
...Медленно гасли огни рампы. Сомкнулся над сценой тяжёлый занавес. Очередная встреча завершилась, став для кого-то настоящим мастер-классом, позволившим и юным артистам, и студийцам, и зрителям прикоснуться к чему-то сокровенному. Розы и хризантемы лежали у ног главных героев вечера, шипы пока ещё не вонзались в их ладони.
Людмила СКАТОВА

Фото Е. ВЛАДИМИРОВОЙ

Машины с дровами – в помощь нуждающимся
12 января 2017
Машины с дровами от Великолукского свиноводческого комплекса продолжают навещать нуждающихся жителей Великолукского района Псковской области. На сегодняшний день адресную, а главное, безвозмездную помощь получили более 40 семей и одиноких жителей Великолукского района
В Крещение совершается Великое освящение воды
22 января 2015
С древних времён Святое Богоявление, или Крещение Господне называют праздником Светов, так как. Сам являясь Светом, Господь пришёл в мир просветить «сидящих во тьме и сени смертной». То есть спасти по благодати Святого Духа падший род человеческий, водами, по слову Преподобного Иоанна Дамаскина, погрести грех, открыть таинство Святой Троицы и через Крещение Иисуса Христа в водах Иордана подать людям образ и пример для подражания.
К выходу в свет готовится первый том книги «Солдаты Победы»
22 января 2015
19 января в управлении образования Администрации города Великие Луки прошел круглый стол, в ходе которого были проведены итоги работы в образовательных учреждениях города по сбору информации для многотомной историко-документальной книги «Солдаты Победы». С первыми результатами работы в рамках одноименной гражданско-патриотической акции ознакомила специалист управления образования С. В. Белюкова.
Чтить память, беречь мир и традиции
22 января 2015
72 года назад Великие Луки были освобождены от гитлеровских оккупантов
«Золушка» - как отзвук счастливого детства
22 января 2015
Понемногу отходят в прошлое новогодние и рождественские торжества, но, несмотря на это, великолукские школьники и воспитанники детских садов надолго запомнят эти зимние праздники в городском драматическом театре, ибо после радостных хороводов возле ёлки они буквально становились свидетелями сказочных превращений. Эти минуты волшебства, сценического тайнодействия им подарил замечательный детский спектакль «Золушка» Ш. Перро, поставленный главным режиссёром, заслуженным артистом РФ Павлом Сергеевым.
Героев нужно знать в лицо
22 января 2015
В годовщину освобождения Великих Лук от немецко-фашистских захватчиков была торжественно открыта Аллея Героев воинской славы