Музей приглашает на День памяти
19 июня – великий православный праздник в честь Троицы, трёх Лиц Божества, неслиянных и нераздельных: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого.
Существуют глубокое религиозное и философское толкование праздника, которое каждый человек, по мере возможностей, пытается постичь.
В связи с этим хочется вспомнить август далёкого 1895 г., когда в Вечашу к композитору Н. Римскому-Корсакову в очередной раз приехал его друг В. Ястребцев. Сохранилась запись, сделанная им: «После чая мы отправились к озеру смотреть звёзды… в заключение говорили о Боге и о том, что в природе человека мы находим некоторое пояснение о святой троице: так, идею «бога-отца» мы видим как бы воплощённой в нашем представлении о живом организме (материя, жизненность, разум, инстинкт), идею «бога-сына» – в нашем представлении о совести (и нравственности), а «бога – духа святого» – в нашем представлении о гении (вдохновении). То есть вдохновение – как прикосновение «духа святого». Многим творческим людям прошлого и настоящего присуще ощущение вдохновения как «дара Божьего» – озарения. И это накладывает на творчество особенный отпечаток.
Что касается Римского-Корсакова, то хочется также вспомнить, что родился Николай Андреевич в удивительном месте, отмеченном Богом, – в Тихвине, напротив мужского монастыря, где хранится икона Тихвинской Божией матери, считающейся покровительницей Северо-Запада. А рядом с домом, в котором прожил первые 12 лет будущий композитор и куда доносился колокольный звон из монастыря, стоит полковая церковь, построенная на месте видения этой иконы. Значит, место рождения Римского-Корсакова освящённое, святое. И таланту его предопределено быть светлым.
К слову сказать, самого Николая Андреевича трудно назвать «строго верующим» («Он в церковь не ходит», – ворчал на него М. Балакирев), но, как сказала одна исследовательница о его музыке: «Он, как никто другой из русских композиторов, «вчувствовался» в наиглавнейший результат церковного богослужения». А таковым можно назвать чувство радостного возвышения души, очищения, благодати…
Николаю Андреевичу в 90-е гг. пришлось пережить тягостные ощущения творческого кризиса, но, когда он преодолел его и творческий родник забил в полную силу, в ответ на шутливое замечание, что он «оперы как блины печёт», то есть, якобы, легко и быстро пишет, возразил: «Я чувствую себя в роли ленивого ученика, зубрящего изо всех сил накануне экзамена. А экзамен этот – возможность отправиться на тот свет, когда тебе шестой десяток лет. Много ленился, много времени потратил попусту; пора подумать и о душе, то есть написать то, к чему призван и на что способен. Вот я и пишу». За этими словами – величайшая совестливость и ответственность за своё дарование. Николай Андреевич был совершенно непафосным человеком. Это другие, при его жизни и после, скажут, что в своём вдохновенном творчестве он пробуждал лучшие чувства в человеческой душе и музыка его «светоносная», что миру он подарил столько Света, Любви и Добра! Написанные в Вечаше и Любенске оперы именно таковыми и являются.
Последнее произведение, законченное в Вечаше в 1904 г., было «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», в котором тоже звучат колокола, впервые услышанные в Тихвине. «Иконопись о звуках», – скажет о ней В. Ястребцев. Эта опера о душевной красоте. Она о силе духа русского народа в период испытаний, которым, кажется, не видно конца.
18 июня – День памяти великого композитора. Светлый праздник Троица и День памяти оказались рядом. И мы приглашаем в этот день, накануне Пресвятой Троицы, приехать в музей. В Вечаше состоится концерт, на котором обязательно прозвучит музыка Н. Римского-Корсакова. Начало в 12 час.
Р. Алексеева,
старший научный сотрудник музея-усадьбы Р.-Корсакова.