Учительская династия
Моя мама Гайдаленко Людмила Петровна, в девичестве Станковская, родилась в 1952 году в небольшой деревушке, затерявшейся среди бескрайних болот и лесов Красногородского района. Её мама, моя бабушка Валя, работала учительницей в Овсянской начальной школе. Уроженка Владимирской области, она в 1942 году, окончив семилетку, поступила учиться в педагогическое училище в г. Покрове.
Среди преподавателей училища были эвакуированные из блокадного Ленинграда. Они потихоньку рассказывали своим ученикам страшную правду о жизни в городе, как нельзя было в темноте ходить поодиночке, особенно по тротуару, – только по центру улицы, в противном случае могли выскочить из тёмного двора, ограбить, отобрать хлебные карточки, убить. Они узнали о людоедстве, о том, как от голода люди теряли рассудок, как умирали тысячами, падали на улицах и замёрзшие тела заметало снегом.
После окончания училища бабушка Валя в 1945 году по распределению приехала в Красногородский район: на разорённой войной Псковщине не хватало педагогических кадров.
В это же время её отец, мой прадедушка, Григорий Ефимович, оставшийся с семьёй на родине, устроился на работу в колонии – учил малолетних воспитанников токарному делу. Мама до сих пор вспоминает, как поражало её обилие книг в доме дедушки Гриши, куда она ребёнком приезжала в гости.
После окончания восьмилетки мама поступает в ближайшее хорошее, по тому времени, учебное заведение – в Опочецкое педагогическое училище, известное своими традициями и опытными преподавателями. Бабушка Валя не очень довольна была выбором дочери, хорошо зная тяжёлую долю педагогического труда, но отговаривать не стала.
Через четыре года, в июне 1971 г., мама получила диплом по специальности учитель начальных классов и сразу сдала вступительные экзамены на заочное отделение факультета русского языка и литературы Псковского педагогического института.
Девятнадцатилетняя, она приезжает на работу в неизвестный ей Усвятский район. Место работы специально выбрала подальше от дома: хотелось самостоятельности и избавления от излишней родительской опеки. Хотя потом об этом нередко жалела.
В 1972 году выходит замуж за Гайдаленко Валерия Павловича, сына учителей Церковищенской школы Павла Ивановича и Марии Ивановны, работавшего инструктором по обучению старшеклассников вождению трактора. Вот уже на протяжении 45 лет её работа и жизнь связаны с Церковищенской школой. И 25 лет из них мама была завучем этой школы.
Бабушка Маша и дедушка Павел – коренные жители Усвятского района. Только бабушка родом из Ужаней, а дедушка – из Мосеевки. До войны бабушка успела закончить Велижское педагогическое училище и начать работу учителем начальных классов Шершнёвской школы. Весной 1942 года двадцатилетняя бабушка Маша в качестве вольнонаёмной работает в медсанбате. Когда фронт докатился до Полоцка, в ноябре 1943 года бабушка подала рапорт об увольнении, так как в освобождённом районе начали работать школы. Её направляют заведовать Соболевской школой. Сюда же она устраивает уборщицей свою мать, оставшуюся с четырьмя малолетними детьми, тем самым спасает их от голодной смерти: учителям в то время давали хлебный паёк.
В Церковищенской школе, уже на моей памяти, бабушка работала воспитателем группы продлённого дня, воспитателем в интернате, библиотекарем.
Дедушка Павел прошёл славный фронтовой путь. 26 июня 1941 года он защитил диплом об окончании Людиновского машиностроительного техникума по специальности литейное дело. 6 августа их предприятие эвакуировали на Урал. В январе 1942 года дедушка просит направить его на фронт. Вскоре его командируют в авиационное училище, но после трёх месяцев учёбы из первокурсников сформировали четыре артиллерийских противотанковых полка. И вот мой дедушка – командир расчёта противотанкового орудия – с мая по сентябрь участвует в жестоких боях подо Ржевом. Получает тяжёлое ранение, восемь месяцев проводит в госпиталях: сначала в Москве, затем в Ташкенте. После госпиталя попадает на Воронежский фронт, участвует в битве на Курской дуге. Дедушка рассказывал, что перед ними была поставлена задача уничтожать фашистские танки, прорвавшие нашу оборону. Автомобили на большой скорости выкатывали пушки и тут же уезжали. Артиллеристы разворачивали «сорокапятки» и, не успевая окопаться, прямой наводкой уничтожали неприятельские боевые машины. Часто орудие попадало в «вилку», когда вражеские снаряды падали впереди и позади пушки. Тут уж не жди третьего – перекатывай орудие на другую позицию: успели – живые, не успели – воронка. В расчёте дедушки был прекрасный наводчик. В этом бою они уничтожили три фашистских танка. Психика людей не выдерживала адского напряжения, поэтому через трое суток их отвели в тыл, заменив свежими силами. Только благодаря этому дедушка уцелел в той жестокой бойне. За мужество и храбрость командир орудия, мой дедушка, и наводчик были награждены орденами Красной звезды, а солдаты расчёта медалями «За отвагу». В августе 1943 года при форсировании Днепра орудие дедушки уничтожило шесть танков, за что он награждён орденом Красного знамени. Во время второго форсирования Днепра севернее Киева дедушка получил ещё одно ранение и контузию.
Дедушка мечтал о карьере военного, но судьба распорядилась иначе. Он вынужден был вернуться домой, где его ждала мать, её теряющая зрение сестра и двое осиротевших племянников. Он не мог оставить без заботы своих родных.
Учительская судьба дедушки менялась несколько раз. Он заочно окончил физико-математическое отделение Калининского учительского института, затем факультет иностранных языков в этом же институте. Преподавал математику, немецкий язык, историю, географию, вёл уроки труда. Был директором Соболевской, затем Церковищенской школы. И даже выйдя на пенсию, когда не хватало учителей-предметников, работал в школе.
В 1991 году мы с братом закончили одиннадцатый класс, надо было определяться. Мама не хотела, чтобы мы связали жизнь со школой. Но время было тяжёлое, безденежное, учиться где-то дальше Пскова было не по средствам, поэтому выбрали Псковский педагогический институт. Сергей поступил на физико-математический факультет, а я на филологический. Но математическое направление брату не пришлось по душе, он бросает учёбу в Псковском институте и поступает на заочное отделение географического факультета Смоленского педагогического института. При этом он работает в Церковищенской школе сначала лаборантом, затем учителем. Более десяти лет мой брат Сергей Валерьевич Гайдаленко выполнял обязанности директора этой школы, которая стала ему семьёй и домом.
Я через пять лет учёбы тоже вернулась домой и стала работать учителем русского языка и литературы в родной школе. Вышла замуж и перешла в Усвятскую среднюю школу, где учительствует и брат моего мужа Александр Антонович Клепиков.
Так распорядилась судьба, что жизнь моей семьи от прадедушки, бабушек и дедушки крепкими нитями связана со школой.
Н.В. Клепикова