Газеты
Это интересно

Красный Луч – Цевло – Хлавица

19 октября 2016
Те, кто пережил 90-е годы прошлого столетия, смогут понять, как трудно было сохранить небольшие производства. В то время гибли сотни крупных заводов. Осколками войны светятся пустые оконные проемы кирпичных коробок, грудами кирпича закрывают проход по своей территории.

А ведь выжил же и в эти годы краснолучинский завод!  И не только выжил, но и работает по своему профилю, успешно пройдя лицензирование по основным видам своей деятельности.

Неоднократно проезжал мимо поворота на Красный Луч, добираясь до Цевло то на рыбалку, то за клюквой. Слышал о заводе, знал о его продукции. Линзы для  школьной цветомузыкальной установки нашли в Красном Луче.  Хотелось побывать в поселке, увидеть производство, довольно редкое для нашей области.  И только недавно пути привели в Красный Луч.

Расположен поселок недалеко от районного центра Бежаницы. От станции Сущево всего 12 км асфальтированной дороги, которая быстро остается позади. Справа у поселка встречает стела, на которой из цветного стекла значится «Красный Луч». На ней же светятся лучи из цветного стекла. Так заводчане уже на въезде в поселок  возвестили о своем предприятии.


На центральной улице магазины, церковь-новодел, за ней справа памятник павшим в годы войны землякам. За зданиями высится высокая дымовая труба. За сквером с памятником обозначилась проходная  завода.  Слева от проходной уходит вдаль улица четырехэтажных опрятных домов. Строил  их, видимо, завод.

Проходная завода. Дежурный встречает вежливо, но строго. И без проволочек устроили нам встречу с заместителем директора, а позднее и с директором завода Карповым В.Е.  Речь шла, конечно, о заводе. Как работает, есть ли сбыт продукции, кто работает на заводе. 

Поселок возник в связи с открытием в декабре 1905 года в деревне Лезавичи Новоржевского уезда Псковской губернии товарищества по производству стеклянных изделий «Гуревич и наследники» и строительства стеклозавода. После Октябрьской революции завод переименовали в «Красный Луч»; это же имя получил и поселок, в котором в основном жили рабочие завода.  

В 2015 году предприятие отметило свое 110-летие. И все это время оно является градообразующим – все живущие в Красном Луче так или иначе связаны с заводом. И каждый считает завод своим.  И завод не оставляет без внимания своих работников.

– Ведь наш народ не избалован и, если просит помочь, то это надо. Да и как не помочь! Благодаря их труду жив завод и сегодня, –  такое правило установил для себя Виктор Ефимович Карпов. Отрадно, что с пониманием к людским нуждам относятся и главные акционеры завода.

Сравниваю стеклозавод с экстрактным заводом в Новоржевском районе. Тоже ведь было очень редкое производство. А каким спросом пользовалась его продукция! Нет сегодня экстрактного завода, нет рабочих мест.

В день посещения завода  в Красном Луче занимались шлифовкой изделий, печи не работали. Хотя все сырье имелось на месте. Часть работников была в отпусках. Как в очередных, так и за свой счет. Для этих мест такое время для отпусков привычно – ведь созревает клюква. Клюква, несомненно, помогает местным жителям жить.

Через месяц позвонил директор –  на заводе заработали варочные печи! К ним встали привычные к работе старые мастера. Вновь завод в обычном ритме варит стекло,  из которого потом получаются линзы, посуда и многое другое, нужное людям. 

Покидали мы поселок (в 1958 г.  Красный Луч был отнесен к категории рабочих поселков, т. е. поселков городского типа) с заводскими сувенирами на память. Впереди было знакомство с деревней Цевло. Памятна она усадьбой Креницыных, добычей торфа, узкоколейной железной дорогой, Полистовским заповедником.


Первый в России болотный заповедник был создан 25 мая 1994 года с целью сохранения и изучения природы, генетического фонда растительного и животного мира на территории юго-западной части Полистово-Ловатской болотной системы, самой крупной верховой болотной системы Европы, сохранившейся в первозданном виде.

Расположен заповедник в Бежаницком и Локнянском районах.

Общая площадь территорий, находящихся под охраной Полистовского заповедника, более 63 тыс. га. 

Специалисты подсчитали, что в  заповеднике обитает 205 видов птиц, в том числе 12 видов, занесенных в Красную книгу РФ, а также млекопитающие, рептилии, рыбы и амфибии. Произрастает 449 видов растений.

Такое многообразие флоры и фауны обусловлено труднопроходимостью болотного массива, его малой привлекательностью для людей. Для животных здесь раздолье.

Деревня Цевло расположена на берегу оз. Цевло. Площадь озера – 795,0 га, средняя глубина – 1,8 м.  

На южном берегу оз. Цевло был  расположен  усадебный парк имения Креницыных. В бывшем парке на пригорке сейчас место отдыха гостей и местных жителей. Отсюда просматривается озеро, покрытое оспинками камышей, вековые парковые деревья обрамляют площадку. Больше ничто не напоминает об этом богатейшем имении... 

Это поместье принадлежало камергеру Николаю Саввичу Креницыну. В имении имелась ткацкая фабрика, оранжерея, картинная галерея, библиотека русской и французской литературы, оркестр музыкальных инструментов, физический кабинет с телескопом, микроскопом, электрической машинкой, кабинет золотых и серебряных монет и медалей, летние и зимние экипажи, выездные лошади, коллекция ружей и пистолетов, мебель красного дерева и карельской березы и многое другое. Усадьба  выгорела дотла в 1821 г. Пожаром были полностью уничтожены господский дом, церковь, надворные постройки; общая сумма ущерба составила 394150 рублей! Богато жили Креницыны!

В Псковской губернии у них было  еще несколько имений. Одно из них – в д. Заборье нашего района. Здесь после пожара и проживали Креницыны. 

В истории д. Цевло есть немало интересных страниц. Появление в Цевло узкоколейной железной дороги, построенной в болотных топях, и торфопредприятия «Полистовское-1» стали возможными благодаря решению о строительстве Псковской ГРЭС вблизи поселка Дедовичи. Первая узкоколейка была построена в соседнем поселке Красный Луч. Она связывала  стекольный завод с ближайшим торфомассивом. 

Ориентировочная дата начала строительства узкоколейной железной дороги в Цевло – 1973 год. По воспоминаниям местных жителей, в то время предполагалось, что расположенная на берегу оз. Цевло отдаленная деревня станет городом с названием Партизанск. Здесь были построены пятиэтажные жилые дома, котельная, торфобрикетный завод. Пятиэтажки и сейчас стоят в Цевло. Только многие окна в них заложены кирпичом.


В 1975 г. торфобрикетный завод был сдан в эксплуатацию, началась вывозка торфа по узкоколейной железной дороге. Предполагалось, что в ближайшем будущем узкоколейная железная дорога будет продлена до п. Дедовичи, после чего основным потребителем торфа станет Псковская ГРЭС. Но планы не осуществились. 

На протяжении приблизительно 15 лет (с 1975 г. до начала 1990-х годов) на узкоколейной железной дороге существовало регулярное движение. Протяженность ее по болотам составляла более 40 км.  До недавнего времени узкоколейная дорога использовалась местными жителями для поездок на болото за клюквой, пока собственик дороги не принял решение о ее разборе.

В наш план входило и посещение деревни Подберезье Локнянского района. В X веке здесь проходил водный торговый путь «из Варяг в Греки». Погост Троица-Хлавица (д. Подберезье) – один из древнейших на Псковщине. По преданию, он основан в X веке княгиней Ольгой. В 1011 году упомянут в церковном уставе князя Владимира. Вот такое интересное, но подзабытое памятное место есть на Псковской земле.

Из Цевло до Подберезья – всего 29 км по обозначенной на карте дороге.  Но получилось...112!  По прямой дороге на Юхово – Подберезье проехали только 12 км, дальше для «Нивы» дороги не было. Колея от лесовозов. И без объездов! Пришлось возвращаться в Цевло, добирались в Подберезье через Бежаницы и Локню.  

Сегодня Подберезье – населенная деревня Локнянского района с хорошей асфальтированной дорогой, близким лесом и рекой Ловатью.

За мостом через речку Хлавицу, впадающую в Ловать, на пригорке стоит Троицкая церковь. Первоначальная дата постройки ее неизвестна. В 1807 г. церковь сгорела, а в 1811 году была восстановлена на средства прихожан. Здание церкви кирпичное,  к нему с запада пристроена трехъярусная каменная колокольня. В советское время она использовалась под складское помещение, находилась в аварийном состоянии. В 1989 году было решено передать Храм Святой Троицы в селе Подберезье Русской Православной Церкви. В 1990 г. Троицкая церковь была восстановлена, сейчас церковь действующая.


Рядом с церковной оградой – братская могила бойцов Красной Армии, погибших при освобождении старинного погоста. 

...За братской могилой, внизу, шумела Хлавица, по мосту шли автомашины в сторону границы с Новгородской областью, она тут рядом. Спокойная вода  обходила сваи нового моста, за рекой краснела вышка сотовой связи... Опустел водный торговый путь, товары везут по быстрым автодорогам. Не горят сигнальные костры, их заменили мобильники. Но, как и раньше, увидев церковный крест, осенит голову крестом человек! 

То же сделали и мы, вернувшись в Новоржев.

 Владимир Егоров.

Радость от сладостей, или как 5 «А» побывал на фабрике шоколада
27 мая 2018
Наш дружный 5 «А» класс старается регулярно выезжать в совместные поездки. 11 мая мы вместе с классным руководителем М.В. Захаровой и родителями посетили кондитерскую фабрику имени К. Самойловой в Санкт-Петербурге.
Первый форум «Команда 2018» прошел 18 мая в Пскове.
27 мая 2018
Первый форум масштабного проекта врио Губернатора Псковской области Михаила Ведерникова «Команда 2018» прошел 18 мая в Пскове.
Безопасный Интернет
27 мая 2018
С каждым годом молодежи в интернете становится больше, а школьники одни из самых активных пользователей Рунета. Между тем, помимо огромного количества возможностей, интернет несет и проблемы. Эта памятка должна помочь школьникам безопасно находиться в сети.
Прием проектов официальных символов Псковской области завершается 30 мая
27 мая 2018
Прием проектов на участие в открытом конкурсе официальных символов Псковской области завершается 30 мая.
При дорожно-транспортном происшествии...
27 мая 2018
При дорожно-транспортном происшествии (ДТП) водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями п. 7.2 ПДД РФ, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию. Ответственность за нарушение обязанностей водителей при ДТП предусмотрена ст. 12.27 ч. 1 КоАП РФ – штраф 1000 руб.
Летняя сушь
26 мая 2018
С наступлением устойчивой теплой сухой погоды в редакцию газеты участились обращения жителей города и района о перебоях в водоснабжении.