«Мечты, мечты, где ваша сладость?»
По его словам, это – одна из мер по привлечению частных инвестиций в сферу ЖКХ.
«Приоритетная задача министерства – оставлять в публичной собственности именно саму инфраструктуру, но к управлению и модернизации, а значит – повышению эффективности - нужно привлекать частный бизнес», – открывал нам глаза Андрей Чибис.
Возможно, данный вариант и даст эффект в крупных городах. Но как быть нам? Я так и вижу огромную толпу инвесторов у дверей Администрации района, распихивающих друг друга, разбивающих в кровь носы в неистовом порыве заполучить котельную в д.Боровково, стать счастливым обладателем многомиллионного долга и наконец-то заработать долгожданные убытки.
Нет-нет, говорят нам, частная форма собственности – гораздо эффективнее. А МУП – это «форма коллективной безответственности». Но позвольте, многочисленные исследования в сфере экономики показывают, что экономическая эффективность совершенно не зависит от формы собственности или хозяйствования. Частник ты, или муниципал, уголек для котельной по одной цене, а верхний потолок твоего тарифа регулирует госкомитет по этим самым тарифам. Вот тут и возникает подозрение, не переложат ли очередное бремя борьбы с неэффективными расходами на нас? К примеру, перестанут ограничивать тарифы…
Надеемся, это напрасные опасения, однако разъяснения представителей власти и, с позволенья сказать, экспертов несколько озадачивают. Глава ассоциации «ЖКХ-развитие» Алексей Макрушин, к примеру, говорит, что частные инвесторы возьмут не все предприятия.
«Крупные предприятия отойдут концессионерам, а вот маленькие, например в сельской местности, придется сначала укрупнять», - полагает эксперт.
Хотелось бы спросить, как уважаемый товарищ Макрушин собирается укрупнять МУП «Коммунсервис»? Второй этаж над конторой выстроить? Или он предлагает объединить все сельские коммунальные МУПы Псковской области в единое нечто? Как говорится, флаг в руки. Мегаоператоров по вывозу и утилизации ТБО в регионах, насколько помню, уже должны были запустить. Я уже и пакеты во дворе выставил... Скорее всего, суть в непонимании чиновника, что окружающая его кабинет Москва для большей части России – виртуальная реальность, и штамповать законопроекты на основе московских реалий – вещь крайне непродуктивная и опасная.
Тем более в НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ» напоминают о другой проблеме — практически у всех ГУПов и МУПов в сфере ЖКХ есть явные или скрытые долги. «Инвесторы на себя задолженность брать не хотят, а у муниципалитетов, как правило, нет денег на их погашение», — отмечает пресс-служба организации.
Интересно будет посмотреть на добровольца-инвестора, который хапнет укрупненное коммунальное хозяйство Псковщины. Даст Бог, в Пскове он и получит копейку прибыли, зато в районах – не на один «рупь» убытков.
Тут интересно еще и то, что в ноябре 2013 года статс-секретарь – заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский сообщал о планах по упразднению ГУПов и МУПов во всех конкурентных секторах экономики, кроме обороны и безопасности страны. Тогда подчеркивалось, что эта мера предусмотрена Стратегией развития конкуренции и антимонопольного регулирования в РФ на период 2013-2024 гг. Согласно документу, она направлена на устранение избыточного государственного регулирования и снижение участия государства в экономике. Но пока данная идея ФАС России не была реализована на практике.
Зато МУПы с 2017 года переводят на работу по 44-му Федеральному закону о госзакупках. Опять же с благими намерениями повышения конкуренции и эффективности расходования бюджетных средств. Не стали бы они в дальнейшем укладочным материалам для дороги сами знаете куда.
А. НИКОЛАЕВ.