Газеты
наше интервью

Самый дворянский уезд Псковской области

24 ноября 2016
Сегодня мы заканчиваем виртуальное путешествие по одному из маршрутов «Шелонских круизов». Но на этом разговор об усадьбах Порховского края не заканчивается. Ведь мы «прошли» только по одному маршруту, а их разработано несколько. Мы вернёмся к красивейшим и важнейшим историческим местам Порховщины в следующем году и надеемся, что эти публикации будут интересны не только краеведам, но и всем, кто неравнодушен к богатой истории Порхова и его окрестностей.

Начнём наш сегодняшний разговор с небольшого уточнения. В редакцию обратились читатели, которые обнаружили неточность в материале об усадьбе в Александрово. Речь шла о храме Всемилостивого Спаса. В нашей статье говорилось, что во время войны в церковь попала бомба, и храм не действовал. Мы основывались на краеведческих материалах, но, к сожалению, ошибки случаются и там. Нашлись люди, которые жили в Александрово после войны. Они утверждают, что церковь работала и в послевоенное время. Мы обратились к альманаху «Псковский паломник», где опубликована статья Нины Владимировны Коломыцевой, человека, весьма уважаемого в краеведческом сообществе. Она пишет, что действительно, после войны храм работал до 50-х годов. Приносим свои извинения нашим читателям.
Далее наш путь лежит в Вязье Порховского уезда (ныне территория Дедовичского района), где мы ненадолго остановимся. Здесь находится имение дворянина Николая Владимировича Спиридонова, выкупленное им в 1896 году у Эммануила Владимировича Соломирского за 100 тысяч рублей, огромные по тем временам деньги!
В своё время Спиридонов окончил военно-юридическое училище, сделал блестящую карьеру и был произведён в губернские секретари Санкт-Петербургской губернии. Купив Вязье, Николай Спиридонов обратился в министерство земледелия, чтобы учредить в этих местах низшую сельскохозяйственную школу молочного производства. Ходатайство помещика было удовлетворено, и Спиридонов принялся за дело. В 1900 году была открыта низшая сельскохозяйственная школа в память А.С. Пушкина, где учились крестьянские дети, начиная с 13 (по другим источникам с 17) лет. В школе преподавался Закон Божий, русская история, русский язык, землеведение, скотоводство, скотоврачевание, огородничество, пение и многие другие предметы. На территории усадьбы сохранились многие хозяйственные постройки, здание для проживания преподавателей и общежитие для учащихся. Оба здания сложены из красного кирпича.
До сих пор сохранилось двухэтажное здание зернохранилища, построенного с учётом достижений науки и техники того времени. Зерно хранилось на втором этаже, затем по трубам оно ссыпалось вниз, на первый этаж, где и перемалывалось мельницей.
В усадьбе находилась ферма на 140 коров ярославской породы. Вплоть до 60-х годов XX века работала водокачка, к коровникам были подведены специальные пандусы. Неподалёку располагался цех по производству сыра, где учеников школы учили искусству изготовления голландского сыра. Для этих целей в усадьбу был приглашён преподаватель из Голландии.
Скотный двор не сохранился, но о прежнем масштабе усадьбы напоминает парк с искусственными прудами, которые использовались не только для разведения серебристого карпа, но и для купания. Вода в прудах была чистейшая, т.к. вода в них поступала из скважин. С правой стороны парка находился дренажный ручей. Пруды регулярно чистились, а использованная вода самотёком поступала в парники, где выращивались овощи.
Мы покидаем усадьбу и двигаемся дальше. В стороне остаётся Болчино, где сохранилась церковь Троицы Живоначальной, огороженная высокой стеной. В храме очень много старинных икон.
Переезжаем Шелонь по мосту и оказываемся на старой лесной дороге в Бельском Устье. Примечательна история названия этого села. Оно происходит от места, на котором село располагается. А находится оно в устье реки Белки. Отсюда и название – Бельское Устье. Это имение когда-то принадлежало знатной семье Апраксиных, а затем, в конце XVIII  века было куплено у них Осипом Кожиным. В 1787 году сыновья Осипа Артамон, Алексей и Пётр подали прошение о разделе имения в Порховском уезде. В итоге Бельское Устье досталось Артамону Осиповичу Кожину.
В 1796 году он возводит каменную церковь Вознесения Господня. Впоследствии храм претерпевает изменения. Существовал проект архитектора Шестакова на строительство нового храма. Было решено сделать капитальный ремонт имеющегося здания и некоторую перестройку его части. Работы ведутся по приказу сына Артамона Кожина Петра Артамоновича. В фондах Порховского краеведческого музея хранится карандашный рисунок – проект перестройки храма, датированный 50-ми годами XIX столетия.
Пётр очень торопится. Он чувствует себя очень плохо, боится, что не доживёт до окончания ремонта. Об этом нам известно из писем Петра Артамоновича Кожина. Но увидеть храм в обновлённом виде помещик всё же успел – он умер едва закончилось строительство. В 1864 году его хоронят в этой самой церкви Вознесения Господня.
В начале 90-х годов XX века этот уникальный памятник федерального значения собирались реставрировать. Но финансирование проекта прекратилось, прогнившие строительные леса, установленные у стен церкви, демонтировали активисты клуба «Лира» при помощи сотрудников и воспитанников Бельско-Устьенского дома-интерната. Теперь храм уже в других строительных лесах, но восстановительные работы по-прежнему не ведутся.
Неподалёку от храма находится могила владельца другой известной усадьбы – Холомки Андрея Григорьевича Гагарина. Теперь мы отправляемся в эту замечательную усадьбу, которая является жемчужиной Порховского края. О Холомках можно говорить бесконечно, настолько прекрасны эти удивительные места и интересна, хотя и трагична история её владельцев.
Земли вокруг Бельского Устья принадлежали Николаю Николаевичу Новосильцеву, женой которого была Елизавета Дмитриевна Оболенская. Князь Андрей Григорьевич Гагарин – первый ректор Санкт-Петербургского политехнического института был женат на сестре Елизаветы Дмитриевны – Марии Дмитриевне. Супруги Гагарины часто приезжали погостить к Новосильцевым и буквально влюбились в эти места. Гагарины купили у своих родственников 100 гектаров земли вдоль Шелони и начали строить усадьбу. Место выбрали на самом высоком холме, поэтому усадьбу так и назвали – Холомки. Время строительства совпало с трудным периодом в жизни Андрея Григорьевича – в 1908 году его судили за бездеятельность при подавлении студенческих волнений в годы революции 1905 – 1907 гг. и отстранили от государственной службы на 3 года. Он должен был покинуть им же построенный и возглавляемый политех. Гагарин целиком ушёл в строительство новой усадьбы. В начале лета 1914 года семья въезжает в новый дом, построенный по проекту архитектора Ивана Александровича Фомина в стиле неоклассики. Здание господского дома входит во все учебники по архитектуре как образец удачного проекта, подходящего к определённой местности. При постройке усадьбы использовались местные материалы, что тоже важно.
Этот большой дом оказался очень удобным для полноценной жизни самого Андрея Григорьевича, его жены Марии Дмитриевны и шестерых детей. Но семейное счастье продолжалось недолго. Вскоре началась Первая мировая война. Старшие сыновья Гагариных ушли на фронт, дома остались Мария Дмитриевна с младшими детьми Соней и Петей. Андрей Григорьевич, забыв все обиды, отправляется в Москву, в военное ведомство, чтобы послужить там на пользу Отечества. А Мария Дмитриевна открывает в Холомках госпиталь для легкораненых, где сама вместе с Соней работают сёстрами милосердия. Соня берёт консультации по медицине у волышовского фельдшера Проскурякова, пользовавшегося в Порховском крае большим авторитетом.
После революции 1917 года Андрей Григорьевич возвращается в Холомки, и на него обрушивается новое испытание – начинается тяжба по изъятию господского дома. Гагарин добивается получения охранной грамоты за подписью самого В.И. Ленина (копия этого важного документа хранится в фондах Порховского краеведческого музея). В охранной грамоте Ленин пишет, что считает труды Гагарина полезными для молодой Советской республики и предписывает местным порховским властям всячески содействовать Андрею Григорьевичу, выдавать чернила, керосин и способствовать его научной деятельности. Однако первый этаж особняка у Гагарина всё же отняли, посчитав занимаемую площадь чересчур большой. Муфельная печь в доме не действовала, чтобы обогреться в суровые зимы Андрею Григорьевичу приходилось таскать вязанки дров на второй этаж. Здоровье князя было подорвано, образовалась грыжа, пришлось делать операцию. Но сердце Андрея Григорьевича не выдержало, и вскоре после операции 20 декабря 1920 года он скончался в свой день рождения.
Мария Дмитриевна оказалась в бедственном положении. Кроме моральных страданий по поводу кончины горячо любимого мужа, над ней нависла угроза выселения. Мария Дмитриевна обращается к Алексею Максимовичу Горькому с предложением создать в Холомках Дом творчества для Петроградской творческой интеллигенции. Горький даёт добро, и в 1921 году состоялось официальное открытие Дома творчества. В разные годы от голода здесь спасались К.Чуковский, М. Добужинский, В. Милошевский, Н. Радлов, О. Мандельштам, В. Ходасевич, Е. Замятин, молодой, тогда ещё никому не известный М. Зощенко, другие писатели, поэты, художники и переводчики.
В 1923 году колонию Дом творчества закрыли, а в 1924 году президиум ВЦИК принял решение о выселении бывших помещиков из их усадеб как контрреволюционный элемент. Мария Дмитриевна была выселена за пределы губернии. Она уехала в Ленинград, откуда её забрали за границу дети. Через несколько месяцев она оказалась в США вместе со своими детьми Львом, Сергеем, Григорием и Софьей. Мария Дмитриевна умерла от старости, окружённая теплом и заботой близких. Андрей и Пётр остались в России, где в скором времени нашли свою погибель – оба брата были расстреляны.
В 1926 году в Холомках открылся туберкулёзный санаторий. В 1984 году санаторий закрыли. В июле 1987 года здание передано на баланс совета по туризму Псковской области, затем управлению соцобеспечения и комитету по культуре. А в начале 2000-х началось возрождение усадьбы. Активная реставрация дома и облагораживание территории начались с 2005, в год 150-летия князя силами Санкт-Петербургского политехнического института, который основал и много лет им руководил великий человек, незаурядная творческая личность настоящий патриот своей Родины Андрей Григорьевич Гагарин. Но это уже совсем другая история…

Наши на Ганзе
4 июля 2019
•••Несколько лет готовился Псков к Международным ганзейским дням. Он стал вторым российским городом, кому выпала честь принимать Ганзейские дни международного уровня на своей земле. Порхов как единственный райцентр области, имеющий статус ганзейского города, такого события пропустить не мог. И не пропустил.
Новые знаки на въезде в Порхов
20 июня 2019
•••В этом году Порхов отмечает не совсем юбилейную, но при этом круглую дату – 780 лет со дня основания. Красивая дата – хороший повод что-то обновить. Начать решили с визитной карточки города – въездных знаков со стороны Пскова и Санкт-Петербурга.
По горсти с могилы - будет курган
27 июня 2019
•••В Псковской области прошла всероссийская акция «Горсть памяти». К акции присоединились и порховичи. С воинских захоронений в торжественной обстановке была произведена выемка земли.
Спас тонущего ребёнка
14 июня 2019
•••Июнь в этом году с самых первых дней выдал температурные рекорды, и, как следствие, купальный сезон открылся раньше обычного. Это, вероятно, некоторых родителей застало врасплох. А как ещё объяснить то, что дети отправляются купаться без присмотра взрослых? Такая «самоволка» в прошлую субботу, 8 июня, едва не обернулась трагедией для восьмилетней порховички.
По горсти с могилы - будет курган
27 июня 2019
•••В Псковской области прошла всероссийская акция «Горсть памяти». К акции присоединились и порховичи. С воинских захоронений в торжественной обстановке была произведена выемка земли.
В Порховской крепости гостила Ганза
14 июня 2019
•••12 июня, в День России, в Порховской крепости прошёл большой народный праздник под названием «Ганзейский привал».