Образование и просвещение в Печорском крае
Продолжение.
Начало в №№ 14,16-18, 20, 22
Русское отделение гимназии существовало до 1938 года (приём в него был прекращён уже в 1935 году.) На базе русского отделения открылась русская средняя школа или, как тогда её называли, - прогимназия с 3-летним или 5-летним (при поступлении с 4-классным образованием) сроком обучения. Прогимназия была частной и существовала за счёт финансирования мецената Бориса Линде (эмигранта, успешного эстонского предпринимателя, в прошлом псковича). Дала один выпуск - 8 человек.
В мае 1940 г. русское отделение было вновь открыто. За годы своего существования гимназию закончили 592 человека, из них русское отделение - 331 человек. Гуманитарная гимназия в Печорах представляла собой уникальное явление в истории города. Построенное в 1926 году новое её здание было идеальным во всех отношениях: дубовые двери, белокаменная лестница, две скульптуры, светлые просторные классы, в которых не было ничего лишнего, актовый зал, где проходили официальные мероприятия, курсы танцев, гимназические вечера, концерты, под сценой зала располагались душевые, гримёрная, декорации и т.п., и малый гимнастический зал, музыкальный класс с «беккеровским» роялем, библиотека. Были также географический, химический и другие кабинеты, где хранились учебные пособия, стрелковый тир в подвале. Кабинет директора, канцелярия, кабинеты инспектора, врача, две учительских. Имелся и небольшой чайный зал, где гимназисты подкреплялись во время большой перемены.
Гимназия включала в себя целый архитектурный комплекс со своим автономным хозяйством: котельной, водокачкой, аккуратными хозяйственными постройками и обширный двор с прогулочными дорожками и спортивными площадками.
С особой гордостью вспоминают выпускники гимназии годы своего ученичества. Вот как описывает эту пору выпускник 1938 года Заслуженный журналист Эстонии И.Ф.Мордвинов: «И в одних только этих голых, идеально ровных коридорных стенах, мастерски выложенных плиткой гулких полах было что-то от храма, что-то сразу внушавшее трепетное благоговение, оказывало большое воспитательное воздействие, привлекало потребность к красоте и культуре».
Директорами гимназии были: 1919-1922 годы - Г.Труусман, с 1922 по1928 - А.Риккен, с 1940-1944 годы - А.Раудсепп.
Георг (Юрий) Труусман закончил С-Петербургскую духовную академию, известный этнограф, путешественник, опубликовал ряд исследовательских работ, перевёл с эстонского на русский язык балладу «Калевич» (издание 1886-1889г.)
Выдающимся директором Печерской гимназии считается Александр Риккен; закончил физико-математический факультет Петербургского университета, блестящий математик, его недолюбливали за педантизм и требовательность. Но он не допускал в гимназии дискриминации русских.
Преподаватели Суйгусаар Дмитрий Михайлович и Лейтма Теодора Денисовна преподавали русский язык и литературу. Суйгусаар Д.М. закончил Петербургский университет, изучал творчество Тургенева, имел научные труды, тончайший знаток мировой культуры и литературы, ученики его называли «богом». Последние годы жизни провёл в городе Пярну (Эстония). Директор ПТУ (1950). Лейтма Т.Д. - филолог и историк, эстонка по национальности, нашла своё призвание в русском языке и литературоведении.
Нестеров Пётр Владимирович - преподаватель естественных наук (химия, ботаника, зоология), приват-доцент Петербургского университета, географ, путешественник, естествоиспытатель, член Русского географического общества, высоко эрудированный, талантливый, опытнейший педагог.
Гессе Александр Августович - математик и физик, учился на математическом факультете МГУ, закончил, сдав экстерном экзамены, Петербургский университет, замечательный аналитик, прекрасно владевший методикой преподавания своих предметов. Пользовался непререкаемым авторитетом среди гимназической молодёжи. Нестеров П.В., Гессе А.А. репрессированы, приговорены к расстрелу. Лейтма Т. Д. депортирована. Впоследствии все вышеназванные педагоги были реабилитированы.
Денисов Александр Михайлович - учитель рисования, художник, скульптор. Закончил Петербургскую художественную академию. Член Печерского комитета культурно-просветительского общества. Автор скульптурного украшения на здании Печорской гимназии.
Учителем пения с 1933 по 1940 годы был Вехновский Николай Александрович. Закончил Псковскую духовную семинарию. С 1921 года и до конца своих дней - регент Псково-Печерского монастыря. Принадлежит к числу тех подвижников, кто утверждал хоровую певческую культуру среди русского населения в 20-40 годы. Член комитета Печерского просветительского общества. Совместно с учителем Анисимовым составил 6 сборников песен для начальных школ с русским языком обучения. В 1939 году на празднике Русского просвещения дирижировал сводным хором при исполнении произведений композитора Архангельского «Хвалите имя Господне». С1935 по 1940 годы являлся также преподавателем в духовной семинарии Псково - Печерского монастыря. В послевоенные годы преподавал пение в Печорском педучилище и теорию музыки и сольфеджио в музыкальной школе.
Преподаватель вероучения в гимназии - магистр Богословия священник Эллий Верхоустинский. Его отличали обширные знания по Священному писанию и началам философии. Вёл внеклассные занятия «Ревнителей Православного благочестия».
Среди преподавателей гимназии следует отметить также Августа Мейесаара (эстонский язык и литература), знатока древних и нескольких европейских языков, обладателя обширной личной библиотеки, активного участника публичных лекций и общественного деятеля. Феликс Кибберманн (немецкий язык) - прекрасный германист, требовавший от гимназистов не только знания языка, но и классической немецкой литературы. Автор одного из немецко-эстонского и эстонско-немецкого словарей, а также учебника немецкого языка. Увлекался шахматной игрой, участвовал в шахматных чемпионатах Эстонии. Учитель пения и руководитель духового оркестра Ю.Грюнфельд, позднее его на этой должности сменил органист лютеранской церкви В.Хирвесоо.
Это далеко неполный перечень педагогического состава гимназии. И сегодня с уверенностью можно сказать, что основные принципы гимназического обучения и воспитания заслуживают серьёзного внимания, что гимназия выполняла свою главную задачу - давала высокую общеобразовательную подготовку и выпустила из своих стен не только образованных, но и интеллигентных людей.
Л. ТАЛАЛАЕВА
Продолжение следует