Россия начинается здесь…
Сегодня предлагаем пройтись по маршруту под названием «В край усадеб и живописных, озер, любовь к которому отражена в музыке», описанный на сайте:
http://plussa-region.narod.ru.
Путеводитель предлагает следующие остановки: Плюсса-Которск-Андромер-Заполье-Вечаша-Любенск-Лющик-Плюсса. Целью данного маршрута является ознакомление с памятниками природы, истории и архитектуры, имеющими общекультурное значение для Псковской области и даже всей России. Последнее относится, в первую очередь, к музею-усадьбе Любенск-Вечаша — месту жизни и творчества великого русского композитора Н. Римского-Корсакова.
Прямиком из Плюссы путеводитель рекомендует выдвигаться в Которск, о котором вы уже знаете из вышеуказанного путеводителя, а затем в Полосы, также знакомые вам. Из Полос мы следуем в д. Андромер, где в XIX в. была построена помещичья усадьба, при которой был разбит парк с деревьями местной флоры (дуб, ясень, липа, ель) и экзотой — лиственницей европейской.
Немного об истории д. Андромер. По писцовым книгам Шелонской пятины Новгородской земли имение Ондромер принадлежало сначала Ивану Чашникову, а затем Савелию Андрееву.
В первой половине XIX в. сельцо Андромер находилось во владении коллежского советника Семёна Лазаревича Пантелеева. Затем усадьба переходит к полковнику Василию Николаевичу Пантелееву. Судя по плану 1844 г., имение было хорошо обустроено: имелся просторный хозяйственный двор, множество деревянных и каменных строений (из которых особенно выделятся 2 больших каменных и один деревянный дом). Четверть площади усадьбы занимал парк (4 га). Извилистые дорожки в этой части поместья указывают на пейзажный характер парка.
Такую же площадь занимали и огороды. Всего под усадьбой находилось 18 десятин 600 сажен земли. Дом господский, как указано в описании владений Пантелеева, был деревянным и стоял на руч. Безмянном при р. Питьбе. Утрачены все хозяйственные постройки, в том числе и барский дом. От некогда большой хозяйственной части сохранилось: богато украшенная конюшня, скотный двор, хозяйственная постройка и небольшие копаные водоёмы.
1 января 1890 г. шталмейстер Высочайшего Двора А. Пантелеев открыл в деревне школу скотоводства и земледелия для крестьянских детей. Также он учредил приют для мальчиков. Школа имела целью распространение в народе, преимущественно путём практических занятий, знаний по уходу за молочным скотом и обработки молока в масло и сыры. Курс обучения в школе продолжался 2 года. По окончании курса все ученики посылались за казённый счёт на практику в образцовые молочные хозяйства на 6 месяцев.
А. Пантелеев был попечителем и других окрестных школ. Состоял почётным мировым судьей Лужского уезда.
Далее вы объезжаете оз. Песно с востока через д. Остров, Заполье, Запесенье, и вы — на северном берегу озера, где располагается Вечаша. Рядом с усадебным домом находятся остатки некогда живописного парка XIX в. на берегу оз. Песно. Сохранились липовая аллея, группы берёз, дубов, ели, лиственницы сибирской.
Потом следуйте в Любенск, который расположен в 1,5 км от Вечаши. В Любенске Н. Римский-Корсаков летом 1907 г. написал свою последнюю оперу «Золотой петушок» и ряд др. музыкальных произведений. Семья Римских-Корсаковых жила здесь до 1919 г.
Рядом с главным усадебным домой сохранился фрагментарно парк конца XVIII — начала XIX вв.: группы вековых дубов и остатки липовых аллей; лиственницы и ели. В Любенском доме развернута мемориально-бытовая экспозиция, посвященная последнему периоду жизни и творчества композитора (1907-1908 гг.).
И остановка перед возвращением в Плюссу — Лющик. В деревне можно увидеть крупный 2-этажный кирпичный дом конца XIX века в стиле французских дворцов (этот стиль называется «эклектика», т.е. «многостилье»).
Точных данных об архитекторе, а также первых владельцах усадьбы нет. По одной из версий, усадьба возведена в середине XIX в. для псковской ветви шведской семьи Левенгагенов (герб владельцев хорошо просматривается на здании), по другой — ещё в начале XIX в. (данные за 1838 г.) усадьба принадлежала некой девице Софье Дмитриевой, и дом, судя по описаниям, стоял этот — из красного кирпича, 2 этажа, с мансардой. Затем усадьба перешла прапорщику Шикарину, потом перепродана купцу Абрагамсону. Парк, предположительно, создан во время владения усадьбой Абрагамсона. Только в конце XIX в. усадьбой владел Николай Николаевич Левенгаген, выпускник 1865 г. Александровского лицея (бывший Царскосельский лицей), в последствии (1894 г.) закончил Пажеский корпус, служил в 1-м лейб-драгунский Московском полку. Говорят, что, возможно, архитектором был один из представителей семьи Левенгагенов — ярославский губернский архитектор Иван (Эван) Левангаген. Ещё говорят, что усадьба была проиграна в карты, и с тех пор ничего хорошего в ней не случалось...
Рядом с усадьбой сохранился пруд, на котором некогда жили лебеди. Есть легенда о том, что дно пруда было вымощено плиткой, но никаких подтверждений этой легенды не существует: попытка чистки пруда окончилась полным крахом, так как, утверждают люди, где-то на дне существует какой-то ключ или родник, секрет которого знал только барин, проигравший усадьбу в карты. Вероятно, не заткнув родник — не почистишь пруда. А возможно, тайна его прочистки связана с системой водоёмов — некогда, говорят, несколько прудов были объединены в единое целое. И секрет этого объединения, разумеется, знал только проигравшийся барин. А ещё говорят, что в том пруду утопилась дочь барина, и призрак её с тех пор бродит ночами по берегу. И если утопленница показывается особо назойливо — жди пожара в усадебном доме...
В усадебном комплексе размещалось Которское профессиональное училище № 17. Вскоре после того как ПТУ закрыли, сгорела крыша и все деревянные части здания. Но дворец д. Лющик, несомненно, даже в таком состоянии является одним из великолепных усадебных памятников Псковской области.
Т. Степанова.
Продолжение следует...