Газеты
Это интересно

Новоржев – Идрица

6 апреля 2017
Приходилось бывать и в Себеже, и в Пустошке, но не приводили пути в недалекую от этих городов Идрицу. Известную всем россиянам Идрицу, увековеченную на Знамени Победы.

Почему многим воинским частям было присвоено название «идрицких», почему освобождение небольшого районного центра Калининской области отметили салютом из 224 орудий, как при освобождении больших городов? Находящийся рядом Невель оказался освобожденным в октябре 1943 года, а Идрица только в июле 1944 года! 

В задачу 2-го Прибалтийского фронта входил прорыв обороны противника в районе Идрицы с дальнейшим наступлением прямо на Ригу. После взятия Невеля 1 ноября войска перешли в наступление на идрицком направлении. Бои продолжались около двух недель. Потери наших войск были велики и совершенно не оправдывали (по мнению Генштаба) достигнутых результатов. Наступление остановили. 

Очередной удар в направлении Идрицы Красная Армия нанесла в феврале 1944 года, но к 10 февраля остановилась в 40-45 километрах к востоку от Идрицы. 1 марта 1944 года состоялась еще одна попытка взять Идрицу. Она вновь была неудачной. Командующие Ленинградского, 1-го и 2-го Прибалтийских фронтов сошлись во мнении о том, что противник чрезвычайно сильно укрепился на идрицком направлении, и предложили нанести удары южнее и севернее Идрицы. Ставка не согласилась с предложениями. 10 марта начался очередной общий штурм Идрицы. Результатом недельных боев стали, как выразился С.М. Штеменко, «две вмятины» в немецкой обороне. Одна в двадцать пять, другая в двадцать километров по фронту и по 7-9 километров в глубину. И вновь штабы фронтов считали, что продолжать наступление нет смысла. Сталин разрешил отложить новый штурм Идрицы до апреля. 

20 апреля генерал армии М.М. Попов был освобожден от командования 2-м Прибалтийским фронтом и понижен в звании до генерал-полковника. Идрица была освобождена только в июле 1944 года в результате обходных ударов южнее и севернее райцентра. Немецкие войска отступили. Путь в Прибалтику был открыт... 


Поездка в Идрицу виделась нам прикосновением к еще одному памятному месту нашей области. За помощью по знакомству с Идрицей мы обратились в администрацию поселка, где отнеслись к неплановым посетителям с пониманием и уважением: «Лучше Владимира Леонидовича Спиридонова вам об Идрице никто не расскажет». 

А дальше кратко и емко о Спиридонове – офицер запаса, краевед, журналист, председатель Совета ветеранов городского поселения «Идрица». Отложив домашние дела, он более двух часов рассказывал об Идрице и показывал ее достопримечательности. 

Идрица – поселок в Себежском районе Псковской области, расположен он на автодороге «Балтия» (Москва – Рига). Проходит здесь и железная дорога Москва – Рига. Железнодорожная станция Идрица находится в 113 км к западу от г. Великие Луки. Поселок является центром городского поселения «Идрица». Численность жителей Идрицы, по данным интернета, составляла 4856 человек в 2013 году. 

Поселок возник в связи со строительством Московско-Виндавской железной дороги в конце XIX века. Позднее через станцию Идрица прошла железная дорога Псков – Полоцк, в результате чего станция превратилась в железнодорожный узел. 

Путь в Идрицу мы выбрали наиболее короткий. На дороге из Новоржева до Опочки памятные места мы посетили раньше. Завернули вот только на ладинское городище попить родниковой воды. Несколько лет назад родник городища стараниями П.С. Андреева и других жителей был обустроен, расчищен и подъезд к нему.

От Опочки проезжаем по киевскому шоссе на Пустошку 31 км и перед д. Ночлегово поворачиваем направо, уходя с оживленной автодороги. Планировали сократить путь и время. Путь сократили, а по времени – вряд ли. Дорога Ночлегово – Глухарево некогда была в асфальте, который со временем разрушился, поэтому большая часть ее засыпана гравием. Возле д. Глухарево пересекаем реку Великую. После Глухарева выезжаем к дороге Москва – Рига, поворачиваем направо, и вот уже стела – Идрица. 


На знаке, кроме обозначения поселка, размещен рисунок Знамени Победы, ставшего визитной карточкой Идрицы. Ведь штурмовой флаг 150-й ордена Кутузова II степени стрелковой дивизии, носящей название Идрицкой, был водружен 1 мая 1945 года на крыше здания рейхстага в Берлине. Останавливаемся, чтобы отдохнуть от дороги. И, оказывается, не зря. Рядом со знаком мемориальная доска. 

В 1941 году Идрица стала основным пунктом дислокации 21-го механизированного корпуса, только 46-я танковая дивизия размещалась в г. Опочка. В Идрице находился и разведывательный батальон корпуса, оснащенный двенадцатью плавающими танками.

Боевые действия 21-й мехкорпус вел и на новоржевской земле. В пределах территории нашего района части корпуса появились 6 июля 1941 года. Под давлением противника части Красной Армии отходили из Латвии. Корпус отводился в резерв Северо-Западного фронта в район Максово, Губкино, Коковичино, Юрино Новоржевского района с задачей быть готовым нанести контрудар в направлении Острова, Опочки. Командующий 27-й армией генерал-майор Н.Э. Берзарин приказал по тревоге выдвинуть танки мехкорпуса в район деревень Усадище, Барсуки, Селиваново и контратаковать противника в направлении Маршавицы – Остров. Контрудар успеха не имел, и корпус сосредоточился в районе д. Барсуки – д. Соболицы.

В Идрице мемориальная доска 21-го мехкорпуса – не единственное напоминание о Великой Отечественной войне. В центре поселка мы остановились на площади. Как оказалось, единственной площади Знамени Победы в России. О ней поведал нам В. Л. Спиридонов. Вместе с ним мы побывали на территории бывшего военного городка в Идрице, на месте концлагеря. Побывали мы и на пересечении железных дорог Псков – Полоцк и Москва – Рига. От первой сохранилась только насыпь, вторая – действующая. 

В нашем сознании утвердилось, что Псков, Новгород – это символы древней Руси, Михайловское – наш Пушкин, деревня Чернушки – подвиг Матросова. Идрица несет на себе отзвук нашей Победы, оставив след своего названия на Знамени Победы. 

Соединениям и частям, наиболее отличившимся при прорыве немецкой обороны, присвоено наименование «идрицкие». В честь них в центре города установлен памятник.


Рядом с площадью Знамени Победы, над могилой павших воинов, поставлен бронзовый воин, около вокзала – бюст Героя Советского Союза летчика Л.В. Михайлова. Он погиб в самом начале войны – 4 июля 1941 года. Его эскадрилья шла бомбить колонну немецких танков под Островом. Самолет Михайлова был подбит вражескими зенитками и загорелся. Михайлов передал командование своему помощнику, а сам повел самолет в состав на станции Идрица и взорвался вместе с ним.

После заезда на площадь Знамени Победы направляемся в д. Зародищи. В деревне стоит православная церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь является памятником архитектуры, относящимся к XVII веку. 

В 1998 году храму Николая Чудотворца исполнилось 400 лет. Стоит отметить, что эта церковь является наиболее старым сохранившимся каменным зданием, находящимся на территории Себежского района. В 2008 году проводились реставрационные работы по восстановлению церковной колокольни, были приобретены новые колокола. Настоятель храма протоиерей Владимир Пурин рассказал нам о церкви и ее истории. 

А теперь – домой! Во время обеда на живописном пригорке у дороги речь зашла вновь о Идрице. 

С небольшим перерывом Идрицкий район просуществовал с 1927 года до октября 1959 года. Затем его территория, включая Идрицу, отошла к Себежскому району. Развитию поселка способствовало строительство военного городка (в предвоенные годы – второго по величине в стране); в поселке расположился аэродром и базировались два авиаполка.

К 1939 году Идрица была крупным населенным пунктом у государственной границы страны и крупным железнодорожным узлом. Во время Великой Отечественной войны участок железной дороги Псков – Идрица – Полоцк был разрушен и до сих пор не восстановлен. Станция Идрица утратила статус узловой.

После окончания войны развернулись работы по восстановлению сильно пострадавшего поселка. С 1950-х годов он интенсивно застраивался невысокими каменными и деревянными домами (одно- и двухэтажными); поселок разрастался и благоустраивался.

С 1962 года на территории поселка размещается исправительная колония строгого режима. Работает деревообрабатывающий комбинат, где трудятся заключенные. В Идрице находится и техникум, где готовят зоотехников.

А теперь к дому. Обратный путь мы выбрали через Пустошку, Бардово, Кудеверь, Макарово. Перед поездкой мы узнали, что наконец-то мостик между бежаницким Бардовом и пустошкинским Турушином восстановлен. Теперь можно проехать по нему и на легковой машине, сделали его для проведения ралли. Этот путь немного короче, если ехать через Опочку в Новоржев. И другое привлекает – живописная природа Бежаницкой возвышенности.


От Зародищ через 15 км выезжаем на дорогу Москва – Рига, поворачиваем направо и через 20 км – современная дорожная развязка. На ней поворачиваем налево, на Пустошку. Тут же заправка. В Пустошке на светофоре поворачиваем направо, и до Новоржева остается сто километров. В Копылке проезжаем через р. Великую по плотине Копылковской ГЭС, еще через 26 км попадаем в Красное, к церкви. В Красном поворачиваем направо, на Щукино. Через 2 км поворот налево, на Скробы. Через 7 км большак заканчивается. К границе Бежаницкого района нам надо проехать через Турушино, до него остается около 6 км. В этой деревеньке мы находим одну жительницу, всего живут двое. У нее двое мужчин перекрывают крышу. У них узнаем, как проехать в Бардово. 

Между тем день заканчивался, в лесу становилось сумрачно. Вместе с неизвестным пока состоянием мостика это вносило тревожность, разговоры в машине стихли. Возвращаться назад не хотелось. После нескольких объездов мы выехали, наконец, из небольшого хвойного леса и оказались у так ожидаемого мостика. 

Мост через левый приток Алоли был расположен под углом к дороге, вписаться сходу на него трудно. Дело в том, что по ширине он позволяет уместиться на нем только легковой машине. Пришлось остановиться и выбрать нужное направление. Мостик проехали, а впереди уже известная нам дорога. 

Когда-то Бардово, Кудеверь входили в Новоржевский уезд. Недалеко от Бардова находится уже известная нам Подоржевка с городищем Пустая Ржева. Гора Секирница, озеро Ратное, место прорыва линии «Пантера» Андро-Холмы по дороге на Новоржев звучат как символы воинской славы. Подъемы и спуски, повороты идут один за другим беспрерывно. И вот спуск к деревне Плавно, мы в Новоржевском районе!

За этот долгий день проехали 272 км, путь прошел через пять районов Псковской области. Много интересного и памятного узнали. Вот, к примеру, все памятники в Идрице ночью освещаются напольными светильниками. И мы не увидели ни одного разбитого! Вот такому отношению позавидует наша Екатерина Великая! 

Владимир Егоров.

Приведем город в порядок
30 июля 2018
Администрация г/п «Новоржев» просит всех принять активное участие в уборке города.
Поисковый отряд «Пламя»: работа продолжается
29 июля 2018
После проведения очередной «Вахты памяти», которая проходила накануне Дня Победы в Пустошкинском районе, в местах ожесточенных боев советских солдат с немецко-фашистскими захватчиками, наш поисковый отряд был признан одним из лучших, самых результативных поисковиков области.
Работодателям необходимо помнить об условиях труда в жару
29 июля 2018
Государственная инспекция труда в Псковской области напоминает: работодатель обязан обеспечить своим сотрудникам нормальные условия труда на каждом рабочем месте, соответствующие требованиям охраны труда.
«Локнянский с/х техникум» продолжает набор обучающихся
29 июля 2018
ГБПОУ ПО «Локнянский с/х техникум» продолжает набор на 2018 год
О поливе в жаркую погоду
29 июля 2018
Летом в жару поливать огород рекомендуют рано утром или поздно вечером. Можно ли при этом лить холодную воду прямо из шланга?