Газеты
Краеведение

Обсерватория "Алоль"

11 апреля 2017
Обсерватория "Алоль"

(Окончание. Начало в № 22 от 28.03.2017 г.)

При нанесении объектов на план выяснилось, что большинство из них, так или иначе, связаны между собой значимыми направлениями. Вместе они образуют единый археоастрономический комплекс. Центром комплекса служил крупный камень, напоминающий фигуру кабана, названный нами «Велесовым камнем». (Велес – общеславянский бог мудрости, богатства, лесных животных, домашнего скота. Служители его культа, волхвы, были носителями знаний. Считалось, что Велес мог являться людям в виде медведя, кабана, лося. В отличие от дружинного бога, Перуна, был богом всего народа. Велес почитался, к примеру, в Ярославле, вплоть до XI века).

На западной стороне камня нанесена борозда, представляющая собой лунно-солнечный календарь.

Заметный интерес представляет группа камней, названная нами за цвет большинства камней «Красным капищем».

По результатам теодолитной съемки на капище найдены лунно-солнечные визиры и зафиксированное направление запад-восток. Эти визиры проходят через наиболее крупные и заметные камни. Иные возможные направления, связанные с второстепенными камнями, не рассматривались.

Подобные исследования проводились и на других объектах, вынесенных на общую схему обсерватории (святилища) «Алоль», так представляется удобным называть весь комплекс объектов на исследованной территории.

В заключение обращаем внимание, что ряд камней, входящих в систему обсерватории «Алоль», имеют зооморфный вид.

Верхний ряд: кабан (Велесов камень 1), череп лося (капище «Алоль»), медведь (Велесов камень на озере Селигер. Рис. 1).

Средний ряд: морда медведя и череп птицы (капище Красное), лягушка (Обзорный камень).

Нижний ряд: «камни в форме черепа коровы («коровьи») в деревне Симоново; в урочище Лушино; два камня у капища «У южной опушки»).

Обсерватория

Ломоносовского озера

В 3,5 километрах к северо-западу от «Велесова камня» у Ломоносовского озера находится группа из 21 кургана, вытянутая с востока на запад.

Не вдаваясь в описание, отметим, что здесь выделяются лунные и солнечные направления. Другими словами у Ломоносовского озера расположена самостоятельная лунно-солнечная обсерватория, входящая, тем не менее, в комплекс обсерватории «Алоль».

Направление от «Велесова камня» и некоторых других элементов обсерватории «Алоль» на крайние восточный и западный Ломоносовские курганы, а так же на расположенные рядом курганы не псковского типа (помечены восьмилучевыми звездочками), указывает на заход Солнца в летнее солнцестояние, обратные направления – на восход Солнца в зимнее солнцестояние.

Здесь есть «Камень с руной». Он находится вблизи дороги, соединяющей окрестности турбазы «Алоль» с деревней Заозерье. Направление север-юг, проходящее через него с высокой точностью, указывает на крайний западный Ломоносовский курган. Проходящая через этот и Велесов камень линия «П» указывает направления захода и восхода низкой Луны.

В окрестностях турбазы Алоль известно значительное количество курганных групп, отдельных курганов и групп камней.

Ряд небольших камней, расположенных в точности на линии между Велесовым камнем и холмом над озером Ясским и крупный камень со сторонами, ориентированными по астрономическим событиям найден в 2014 году в лесу на берегу озера Ясского у деревни Симоново участником нашей экспедиции Сергеевой Г.Ф.

Она же обнаружила группу камней под холмом на террасе над озером.

Кроме того, в 2015 году была обследована одна из групп курганов в урочище «Лесная дача» на западном берегу Мутцевского озера (с-з оконечность озера Езерище).

Устройство обследованных объектов свидетельствует: жители Русской равнины в пределах распространения культуры Псковских длинных курганов, предположительно с IV-V века н.э., знали солнечно-лунный календарь, умели проектировать и размечать на местности сложные объекты.

Использование лунно-солнечного календаря может и должно серьезно изменить представление об уровне культуры наших далеких предков. Подобные обсерватории, судя по всему, не редкость, их надо искать, обследовать, брать на учет и сохранять от современных вандалов и застройщиков, падких на дармовой строительный материал.

Кто же был строителем обсерваторий?

Учитывая трудоемкость создания обсерваторий и необходимость содержать носителей астрономических знаний трудно представить, что их строители жили собирательством, охотой и рыболовством. Каменные «календари», несомненно, строились земледельцами. В условиях северо-запада Русской равнины из-за короткого вегетационного периода даже недельная задержка полевых работ могла привести к неурожаю и голоду. Без точного календаря выживание земледельцев в столь суровом климате было бы затруднено.

Вероятно, создание календарных сооружений имело не только чисто утилитарное, но и культовое значение. Вид восходящего или заходящего светила величественен, игра света завораживает современников, и, тем более, должна была привлекать далеких предков.

Откуда могли появиться серьезные познания в астрономии?

Солнечно-лунные календари появлялись у народов, сумевших создать сильные государства, которые могли выделять на это немалые средства (Шумер, Египет и т.д.), их могли перенимать менее развитые соседние народы. Сильных государств на территории Русской (Восточно-европейской) равнины в первой половине первого тысячелетия нашей эры не было. Таким образом, астрономические знания были либо самостоятельно добыты в других землях задолго до переселения, либо получены в готовом виде от народов греко-римской культуры.

Принести эти знания могли, к примеру, славяне, уходившие с берегов Дуная в Богемию и Моравию, на территорию нынешней Чехии и Словакии, а затем, в силу разных причин, двинувшихся на северо-восток. Вероятно, переселенцы вовлекали в сферу своей культуры соседние примитивные народы.

Справка: «Основные памятники (археологической культуры Псковских длинных курганов) располагаются на берегах Псковского и Чудского озера, в бассейнах рек Великая, Плюсса, Мста, Ловать, а также в верхнем течении рек: Западная Двина, Пола, Молога и в верховьях Волги. К характерным особенностям курганов псковского типа относят малочисленный и невыразительный инвентарь, отсутствие дорогих предметов, престижного импорта и элитных захоронений.

Заметим, что бедность содержимого курганов вполне допускает, что создавали их беженцы, принесшие с собой знания, но не сумевшие воссоздать высокую материальную культуру на бедных полезными ископаемыми и малопродуктивных землях.

Алексей Алексеев.

Версия 2015 года

  

Мы идём по городу
13 июня 2019
Пятого июня в парке с детьми из лагеря отдыха и оздоровления, организованного при центре образования, прошла игровая программа посвящённая правилам дорожного движения «Мы идём по городу». Светлана Мандарева
Новости с планёрки
26 апреля 2019
В администрации района
Она прожила счастливую жизнь
13 июня 2019
Надежда Ивановна рано познала, что такое тяжелый труд. Научилась всему и землю пахать, и хлеб жать, и коров доить. Работа дояркой стала для нее основной профессией на долгие годы.
Родину любить - Родине служить!
11 апреля 2019
Служба в армии
О капитальном ремонте крыши
26 апреля 2019
В администрации района
Поход к боевым высотам
11 апреля 2019
К 75-летию освобождения района