Я - ДИРЕКТОР СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
- Вера Петровна, признайтесь честно, вы ведь не хотели быть учителем?
- Я многого хотела в молодости, но судьба моя была предопределена. Легендарный завуч Ашевской школы Светлана Сергеевна Федотова как-то однажды заявила мне, своей ученице, что придет время, и я сменю её на этом посту. Помню, значения таким словам не придала, хотя всегда была школьной активисткой-общественницей. Сначала председателем совета пионерской дружины, потом секретарем общешкольной комсомольской организации.
- Но после этого не всегда идут в педагогику. Такой старт имеют успешные бизнесмены, видные политики...
- Тут была иная ситуация. К нам в школу пришла молодая учительница Л.Э. Фадеева, которая курировала работу нашей комсомольской организации, - красивая, обаятельная, артистичная. Мне захотелось быть такой же. А потом появился эффектный, остроумный и талантливый учитель литературы А.Я. Кирсанов, уроки которого пролетали на одном дыхании, его хотелось слушать круглосуточно. Он сумел влюбить нас в литературу. Сделала вывод: самые главные и лучшие люди в этом мире - учителя, и поступила в Псковский пединститут на литфак. По окончании преподавала в Дедовичском районе, руководила Сорокинской школой… А потом вернулась в родную Ашевскую. Опять же по настоянию Светланы Сергеевны, оказавшейся пророчицей, которая в то время исполняла обязанности директора школы. Она с нескрываемым удовольствием уступила мне свое директорское кресло. В нем я так и сижу с 1995 года. Долго.
- И каково же управлять школой, будучи женщиной?
- Скажу сразу: директор сельской школы - чисто мужская профессия, и очень неправильно, что это правило не соблюдается. Трудно решать хозяйственные дела, не слишком разбираясь в гвоздях, досках, кирпичах, электрике и сантехнике. Приходится постоянно консультироваться, звать на помощь. А если некого? Мужчин в школе - раз-два и обчелся. Мне повезло, что в педколлективе работает всё умеющий С.В. Никитин, на которого можно опереться. Кроме того, деревенские школы сейчас ведь не в фаворе, если они не базовые. Денег постоянно не хватает, приходится выкручиваться, выпрашивать, побираться. Словом, идти против женской природы.
- Наверное, вы правы. Иногда кажется, что в образовании трудятся одни подвижники...
- А это действительно так. Ведь в моем штате ныне не предусмотрены социальный педагог, психолог, логопед, а услуги этих специалистов детям обязательно надо оказывать. И наши учителя это делают в личное время и бесплатно.
- Знаю, что вы преподаете в начальной школе основы православной культуры. Вы верующая женщина?
- Скорее да, но не воцерковленная, хотя бываю в храмах, стараюсь отмечать религиозные праздники, уважительно отношусь к обрядам. Обожаю ездить на православные чтения, Корнильевские - в Печоры, Рождественские - в Москву. Там мне интересно пообщаться с людьми, которые живут по другим законам и в ином измерении. А на своих уроках я стараюсь дать детям не только самые простые знания о христианстве, вере вообще, но объясняю, что такое доброта, нравственность, долг.
- Как вы относитесь к введению в общеобразовательных школах ЕГЭ как формы итоговой аттестации?
- Отрицательно. Такие экзамены заставляют детей думать и действовать, как машины, не оценивают их способность разговаривать, выражать свои мысли словесно, притупляют чувства.
- А как вы живете в обычной, бытовой жизни?
- Как все другие учителя - дом, огород, цветы, пожилой отец, внучка…
- О чем-нибудь мечтаете?
- Конечно. О путешествиях, новых впечатлениях, а особенно о море. Надеюсь этим летом его увидеть. А еще хочу научиться чему-нибудь женскому, например, вязать.
- И все-таки признайтесь: в начале своей взрослой жизни, когда вы стояли на перекрестке, одна из дорог вела вовсе не к педагогике.
- Было такое. Однажды имела опыт работы в бежаницкой машиносчетной станции, и её начальник дал мне направление для поступления в политехнический институт. Но вступительные экзамены в педагогическом проходили раньше. Решила попытать счастья и сдала! Судьба...
Беседовала Л. МИЛОВА.