Чтобы не было «красного уровня»
Причины происходящего не потеряли своей актуальности. Это отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодежи, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью. Что мы можем предложить в противовес? Безусловно, такое серьезное направление работы с молодежью, как повышение внимания к культурному наследию народа, населяющего наше государство. Так или иначе, но задумываясь о будущем, мы неизбежно обращаемся к жизненному опыту всех времен и поколений, к основе основ – народной философии, мудрости традиционного мировоззрения.
Сегодня встал вопрос о том, что преподавание знаний о религиозных культурах призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора наших детей, но и в формировании достойного гражданина России, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу. Особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» вводится в учебный процесс в конце 4-го – первой четверти 5-го класса. В этот период начинается наложение образовательного кризиса на возрастной, ребенок покидает начальную школу и испытывает немалые трудности в адаптации к новой системе обучения в основной школе. Меняется его отношение к себе, родителям, школе, образованию. Происходит переоценка ценностей. Необходимо поддержать ребенка в этот сложный для него период. Очень важно, чтобы отказ от ценностей детства и переход к ценностям взрослой жизни происходили в контексте определенного культурного и мировоззренческого пространства. В этом контексте знакомство с религиозной или нерелигиозной традицией в школе не ведет ребенка к их обязательному принятию. Оно обеспечивает решение важной психолого-педагогической задачи: младший подросток при любых условиях создает собственную систему новых ценностей.
Введение с 1 сентября 2012 года обязательного изучения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее ОРКСЭ) – реальный шаг в этом направлении. Комплексный курс ОРКСЭ включает в себя шесть модулей (основы православной, исламской, буддийской, иудейской, мировых религиозных культур, основы светской этики).
Во всех общеобразовательных организациях Псковской области в апреле родители учащихся 3-х классов после проведения родительских собраний или анкетирования пишут заявления директору школы, в котором указывают выбранный для изучения ребенком модуль курса ОРКСЭ. Что выбирают? В 2016-2017 учебном году из 6001 детей, обучающихся в 4-х классах, основы мировых и религиозных культур изучали 710 человек (11,8 %), основы светской этики – 3240 человек (54%), основы православной культуры – 2037 человек (34%), основы иудейской культуры – 7 детей, основы буддийской культуры – 1 ребенок, основы исламской культуры – 6 детей.
Практически всегда, когда речь идет о преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики», возникает вопрос о том, кто его ведет. Среди педагогов, осуществляющих преподавание ОРКСЭ, 93% составляют учителя начальных классов, 6% – учителя истории и обществознания, русского языка и литературы, 1% – священнослужители.
На средства областного бюджета были закуплены необходимые учебники. По данным мониторинга в настоящее время в библиотеках школ процент обеспеченности учебниками – 94,5%.
В 2015-16 учебном году на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования перешли 5-е классы школ области. Предметная область курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) стала продолжением учебного предмета ОРКСЭ. Рекомендации Минобрнауки РФ предусматривают несколько вариантов реализации указанной предметной области.
По материалам СМИ.