О. Гоголева: «Литература– это уроки доброты и нравственности»
- О себе рассказывать всегда непросто,- начинает Ольга Алексеевна. – Поэтому приведу обычные биографические сведения. Родилась я в городе Ленинграде, ныне Санкт-Петербург. Там окончила и школу, и Ленинградский государственный университет. Восемь лет отработала в детском саду. А затем вышла замуж. Муж и перевёз меня в славный город Печоры. С 1995-го года живу и работаю здесь. Начинала в Печорской средней школе № 3, тогда ещё директором была замечательная женщина и прекрасный руководитель Светлана Филипповна Жиленкова. В ПСШ № 3 проработала до 2000-го года. Сейчас преподаю в Печорской лингвистической гимназии. В нашей гимназии сложился, на мой взгляд, замечательный коллектив единомышленников. Мы все смотрим и двигаемся в одном направлении – разностороннем развитии наших учеников.
- Какой период в Вашей жизни можете назвать самым лёгким, воздушным?
- Не буду, наверное, оригинальной, если скажу, что это первые пять лет после университета. Это время молодости, открытий, приобретения нового опыта. Хотя мне несложно было и в школе учиться. Кстати, моя школа располагалась в Кировском районе Ленинграда. А выросла я на улице Стойкости, где проходила линия фронта.
- Когда пришли работать в Печорскую лингвистическую гимназию?
- Это было в 2008-ом году. Тогда это ещё была школа № 2, так называемая эстонская. Без ложной скромности скажу, что принимала активное участие в реорганизации школы в гимназию. Сейчас здесь стало больше учеников, возросло количество учителей. В жизни каждого человека бывают два счастливых дня. Первый связан с рождением, а второй – с обретением смысла жизни. Именно в Печорах я обрела смысл, так как посещала семинар, который проводился Свято-Успенским Псково-Печерским монастырём. После семинара многое изменилось в моей жизни. А что касается гимназии, то здесь сложился настоящий союз единомышленников. Это единение не только педагогов и учеников, но и родителей. Таковы реалии лингвистической гимназии. Без усилий всех никакой прогресс невозможен.
- Чему для Вас важно научить своих подопечных?
- Сразу отмечу, что в моей жизни не встречалось плохих учеников. Придерживаюсь твёрдого убеждения, что есть недоработки учителей. Во все времена была проблема взаимоотношений поколений, отцов и детей. Нынешние дети непохожи на предыдущие поколения. Они просто другие. Они более технологичны, на «ты» с гаджетами с ранних лет. Но доброта и искренность никуда не делись. Надо суметь научить её проявлять. Сейчас реальность заменена виртуальностью. Это данность, с которой не поспоришь. И важнейшая задача – открыть в каждом ребёнке таланты и способности, заложенные Богом, природой. В любом времени есть плюсы и минусы. А я на каждом уроке стараюсь не только сама научить, но и почерпнуть от своих учеников что-то новое, узнать их приоритеты. Если этого взаимодействия нет, то все усилия бесполезны, это разговор глухих.
- Какие изменения радуют в современной школе?
- Сегодня радует, что более контактными становятся родители учеников. Они проявляют большую заинтересованность в делах детей. По моим наблюдениям, это как будто компенсация за собственное детство. Ведь нынешние дети – это потомки поколения девяностых. А время тогда было трудное, родители больше внимания уделяли тому, как выжить в сложнейших экономических реалиях. И вот их повзрослевшие дети компенсируют своим то, что недополучили сами. Сейчас стало лучше, социум изменился. И это хорошо.
- Что для нынешних учеников значит книга?
- Не открою большой тайны, если скажу, что читать дети стали меньше. Но с этим надо смириться и попытаться использовать достижения науки во благо. Книга должна быть и открытием, и возможным нравственным ориентиром. Сегодня этот ориентир заменён виртуальностью. Но любовь к родному языку, литературе заложена в генетическом коде русского человека. Стараюсь на своих уроках пробудить интерес. Прежде всего, к классике. Именно в ней кроются ответы на все нравственные вопросы, стоящие перед человеком. Литература – это уроки доброты и нравственности. На них ребёнок учится мыслить. И любая точка зрения должна быть аргументирована. Бывает, что у меня и учеников разные точки зрения. В этом случае очень важно услышать аргументацию. Если она имеется, то это здорово. Значит, ребята учатся размышлять, доказывать, отстаивать своё мнение. А это признак зрелого человека, полноправного гражданина. Замечено, что мальчики выбирают литературных героев мужественных, честных, смелых. Девочки больше тянутся к романтическим личностям. И это вполне естественно, так заложено природой.
- Какие новшества в образовании радуют?
- Тут ответ мой однозначен. Это даже не новшество, а возвращение к лучшему из прошлого опыта. Я говорю об итоговом сочинении в выпускном классе. Сочинение заставляет быть мыслящей личностью.
- Что пожелаете коллегам в День учителя?
- Несмотря на трудности, хочу пожелать всем коллегам воздушности, лёгкости, творческого полёта. А вдохновлять могут только ученики, их успехи, достижения. Важно доверять своим ученикам, это окрыляет и самих юношей, и девушек, и нас, учителей. Также хочу пожелать, чтобы родители продолжали оставаться сердечно расположенными к школе.
С Ольгой Алексеевной мы проговорили около двух часов вместо запланированного получаса. В беседе были и Пушкин, и Чехов, и Достоевский с остальными классиками. Из современной литературы педагог выделяет Захара Прилепина, которого надо читать взрослым. Разговор был долгим и познавательным. Ведь Ольга Алексеевна Гоголева – настоящий Учитель.
Беседовал В. Маслов