Газеты
Образование

Роман со школой продолжается

5 октября 2017
Для каждого учителя школа – это второй дом. Более тридцати лет учитель иностранных языков Новоржевской средней школы Маргарита Васильевна Захарова посвятила своему второму дому – школе, своим ученикам. И сегодня ни минуты она не сомневается в том, что правильно выбрала для себя эту профессию. О том, каким был путь в профессию, о современных учениках сегодня наша беседа.

– Маргарита Васильевна, очень часто люди говорят, что о своей профессии мечтали с детства. У Вас было так же?

– В детстве у меня мечты менялись. Я хотела стать и продавцом, и актрисой, и врачом, и, конечно, учителем. В школе мне нравились все предметы, а особенно математика и иностранный язык. Наверное, поэтому на выбор профессии учителя иностранного языка повлиял пример моего педагога по иностранному языку Н.И. Корогод, добрейшей души женщины, которая любила и свой предмет, и нас, детей. А еще дополнительным толчком к тому, чтобы углубленно изучать английский язык, стала возможность иметь друзей по переписке из зарубежных стран. Я общалась с девочкой из Венгрии. И мы писали друг другу письма на английском. Чтобы общаться без проблем, мне нужно было больше заниматься языком.

Язык мне давался легко. И тогда после окончания школы я решила поступить в Псковский педагогический институт на факультет иностранных языков. Получив диплом учителя, я вернулась в Новоржевский район. Первым моим местом работы стала Ладинская школа. Вот так и начался мой многолетний роман со школой.

Встретили меня там очень тепло. Все коллеги были опытными специалистами, порядочными и добрыми людьми. Я очень благодарна им, потому что во многом коллектив повлиял на то, чтобы я с желанием осталась работать в школе.

А дальше я работала в Жадрицкой школе, которая в то время только открылась. Мы все вместе создавали в ней уют, красоту, школьную атмосферу. И в Ладинской, и в Жадрицкой школах я преподавала немецкий язык. Потом я перешла в Новоржевскую школу, но уже в качестве учителя английского языка.

– Не хотелось уехать в большой город, например, в Псков?

– Возможность была, но не было желания. Тем более, что я – патриот своего края. Я люблю свой район, свой город. Да и жизнь уже сложилась, как пазлы в картинку: была работа, уже была семья, рядом находились родители. Что еще нужно было?!

– А немецкий язык Вы помните?

– Немного помню, но это уже не для преподавания. Тем более что я очень люблю свой предмет.

– Вы знаете английский язык в совершенстве?

– Нет, конечно. Думаю, никто его не знает в совершенстве. Но тех знаний, которыми я обладаю, достаточно для общения. 

– Вам приходилось бывать в странах изучаемых языков?

– К сожалению, нет. Побывала я только в Венгрии. Но увидеть воочию достопримечательности, например, Англии, конечно, хотелось бы. С другой стороны, сегодня у нас есть такие возможности для получения огромного количества информации о разных странах, как интернет и телевидение. Рассказывая своим ученикам о достопримечательностях Лондона и Британии, о фамильном древе английских монархов, я пользуюсь презентациями, которые нахожу в сети интернет.

– Путешествовать вообще любите?

– Да. С супругом мы облюбовали Беларусь. Часто там бываем, посещаем музеи, бродим по улицам. Очень нам нравится Полоцк. Помимо этого изучаем достопримечательности разных районов Псковской области.

Со своими учениками я тоже бывала в Беларуси. Вот впереди, в октябре, нас вновь ожидает такая поездка. Организовываем мы поездки и в Санкт-Петербург. И в обязательном порядке, в качестве патриотического воспитания, которое является в моей работе приоритетным, мы посещаем пушкинские места, областной центр, памятные места в нашем районе.

– Вы ведете уроки и в старших классах, и в начальной школе. На Ваш взгляд, изучать язык со 2-го класса – результативно?

– И на мой взгляд, и по мнению психологов, именно в возрасте 8-10 лет ребенок уже полностью готов изучать язык. С использованием на уроках игровых ситуаций ребята усваивают достаточно много материала. Им это интересно. И обучение проходит успешно. А вот к 8-му классу интерес к языку падает. Программа усложняется, увеличивается объем материала. В выпускных классах иностранный язык является экзаменом по выбору. Его выбирают немногие, но с экзаменом справляются успешно. 

– Что необходимо для того, чтобы успешно выучить язык?

– Мне кажется, изучить язык можно в любом возрасте. Но для этого нужен ряд составляющих. Прежде всего, это способности к языкам. Затем – желание и усидчивость. И еще положительный эффект оказывает живое общение с носителями языка. Такой возможности у нас, к сожалению, сейчас нет. Также считаю, что просто самообразования в этом случае недостаточно. Для создания базы, необходимой для общения,  нужны уроки с преподавателем. И только потом эту базу можно усовершенствовать самостоятельно.

– У Вас, как у классного руководителя, уже большой опыт. В этом году Вы взяли пятый класс. Значит, роман со школой продолжается?

– Так оно и есть. Да, в этом году я взяла классное руководство уже в четвертый раз.

– А есть ли у Вас любимчики?

–  Любимчики – это мои ученики, у которых я веду классное руководство. Мы с ними неразрывно связаны. Их удачи – это мои удачи, их проблемы – мои проблемы.

– Сложно ли преподавать современным детям?

– Сегодня дети более раскованные и хорошо разбираются в компьютерных технологиях и способах получения информации. У них ярко сложено мнение о своей личности и собственной индивидуальности. Мне работать не сложно ни в старших классах, ни с маленькими детьми. Просто у старшеклассников уроки идут более размеренно и спокойно для учителя. А в начальных классах от учителя требуется больше энергии, постоянного напряжения, постоянной смены видов деятельности, чтобы не потерять интерес учеников.

С опытом я стала понимать, что в любое время можно найти подход к ученикам. Нужно только уметь выслушать, постараться понять, посмотреть на ситуацию их глазами. И главное — уметь держать слово. Для детей это очень важно.

– Вы считаете зазорным попросить у своих учеников помощь в том, в чем сами не очень разбираетесь?

– Ни в коем случае. Я всегда обращаюсь за помощью к своим ученикам, и они это ценят и  с удовольствием мне помогают.

– Есть ли у Вас секреты профессионального мастерства?

– В сердце учителя должна быть любовь – к жизни, к себе, к предмету, к детям. Учитель должен быть счастливым, искренним, получать удовлетворение от того, что он делает. Для каждого учителя его профессия – это образ жизни, призвание. Сегодня в школе работают люди, которые всегда находятся в поиске чего-то нового, интересного, постоянно ставят перед собой цели, направленные на достижение результата. Когда-то Сенека сказал: «Кто не знает, в какую гавань ему плыть – для того не бывает попутного ветра». И это на самом деле так, особенно для учителя. 

– Есть ли у Вас девиз по жизни?

– Твори для себя и для детей! Дерзай! Увлекай! Здесь все неотрывно друг от друга. Но самое главное в нашем деле уметь увлечь во всем – в учебе, в творчестве, в научной деятельности. Когда-то я увлеклась научно-исследовательской деятельностью в области краеведения и постаралась это привить своим ученикам. И с радостью могу сказать, что сегодня в этом деле у нас уже есть определенные успехи. 

– Так что же такое для Вас школа?

– Может быть, это будет сказано немного с пафосом, но школа для меня – это удивительная страна, где каждый день происходит что-то новое, непредсказуемое. Здесь некогда скучать и тратить время на пустые дела. Все время надо торопиться – торопиться успеть, не опоздать, уметь найти время для работы, размышлений, чтения, дружбы и обязательно для семьи. Потому что для меня семья – место, где меня понимают, морально поддерживают и во всем помогают.

– Ну что же, пусть в Вашем романе со школой появляются все новые и увлекательные главы. Успехов Вам и здоровья! Спасибо за беседу! 

Наталья КУЗЬМИНА.

Михаил Ведерников посоветовал «Единой России» провести аудит кадров на местах и быть внимательнее к инициативам граждан
16 декабря 2017
Врио Губернатора Псковской области Михаил Ведерников принял участие в совещании с руководителями региональных отделений партии «Единая Россия» Северо-Западного федерального округа. Заседание состоялось 5 декабря в Пскове под руководством и. о. секретаря Генерального совета партии Андрея Турчака. Темой совещания стала подготовка партийных отделений к предстоящему съезду партии и новому электоральному циклу.
Избиратели Псковской области смогут зарегистрироваться на выборы Президента России через МФЦ
15 декабря 2017
Избирательная комиссия Псковской области и Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Псковской области подписали соглашение, которое позволит обеспечить регистрацию избирателей на выборах Президента РФ. Подписи под документом поставили председатель облизбиркома Михаил Иванов и директор МФЦ Джамиль Хиндристанский.
Виды и формы просвещения в Новоржевском уезде накануне событий 1917 года
14 декабря 2017
В конце ноября в Научно-культурном центре п. Пушкинские Горы состоялся круглый стол, посвященный революционным событиям 100-летнй давности, тому, что было до и стало после. С исследованиями на различные темы выступили представители Пушкинских Гор, Пскова, Санкт-Петербурга и Новоржева. Заведующая новоржевским музеем М.М. Пахоменкова познакомила присутствующих с тем, на каком уровне находилось просвещение в Новоржевском уезде накануне событий 1917 года. Предлагаем вниманию читателей эту работу в несколько сокращенном виде.
Мы – граждане России!
15 декабря 2017
11 декабря, накануне Дня Конституции, учащимся восьмых классов Новоржевской школы в торжественной обстановке были вручены паспорта.
В памятных местах Выборской волости побывал ветеранский актив
13 декабря 2017
В пятницу, 8 декабря, Совет ветеранов войны и труда провел для членов организации семинар, в ходе которого участники побывали в Выборской волости. В работе приняли участие замглавы администрации Новоржевского района В.В. Смирнова, главы волостей, председатели первичных ветеранских организаций.