Газеты
Образование

Роман со школой продолжается

5 октября 2017
Для каждого учителя школа – это второй дом. Более тридцати лет учитель иностранных языков Новоржевской средней школы Маргарита Васильевна Захарова посвятила своему второму дому – школе, своим ученикам. И сегодня ни минуты она не сомневается в том, что правильно выбрала для себя эту профессию. О том, каким был путь в профессию, о современных учениках сегодня наша беседа.

– Маргарита Васильевна, очень часто люди говорят, что о своей профессии мечтали с детства. У Вас было так же?

– В детстве у меня мечты менялись. Я хотела стать и продавцом, и актрисой, и врачом, и, конечно, учителем. В школе мне нравились все предметы, а особенно математика и иностранный язык. Наверное, поэтому на выбор профессии учителя иностранного языка повлиял пример моего педагога по иностранному языку Н.И. Корогод, добрейшей души женщины, которая любила и свой предмет, и нас, детей. А еще дополнительным толчком к тому, чтобы углубленно изучать английский язык, стала возможность иметь друзей по переписке из зарубежных стран. Я общалась с девочкой из Венгрии. И мы писали друг другу письма на английском. Чтобы общаться без проблем, мне нужно было больше заниматься языком.

Язык мне давался легко. И тогда после окончания школы я решила поступить в Псковский педагогический институт на факультет иностранных языков. Получив диплом учителя, я вернулась в Новоржевский район. Первым моим местом работы стала Ладинская школа. Вот так и начался мой многолетний роман со школой.

Встретили меня там очень тепло. Все коллеги были опытными специалистами, порядочными и добрыми людьми. Я очень благодарна им, потому что во многом коллектив повлиял на то, чтобы я с желанием осталась работать в школе.

А дальше я работала в Жадрицкой школе, которая в то время только открылась. Мы все вместе создавали в ней уют, красоту, школьную атмосферу. И в Ладинской, и в Жадрицкой школах я преподавала немецкий язык. Потом я перешла в Новоржевскую школу, но уже в качестве учителя английского языка.

– Не хотелось уехать в большой город, например, в Псков?

– Возможность была, но не было желания. Тем более, что я – патриот своего края. Я люблю свой район, свой город. Да и жизнь уже сложилась, как пазлы в картинку: была работа, уже была семья, рядом находились родители. Что еще нужно было?!

– А немецкий язык Вы помните?

– Немного помню, но это уже не для преподавания. Тем более что я очень люблю свой предмет.

– Вы знаете английский язык в совершенстве?

– Нет, конечно. Думаю, никто его не знает в совершенстве. Но тех знаний, которыми я обладаю, достаточно для общения. 

– Вам приходилось бывать в странах изучаемых языков?

– К сожалению, нет. Побывала я только в Венгрии. Но увидеть воочию достопримечательности, например, Англии, конечно, хотелось бы. С другой стороны, сегодня у нас есть такие возможности для получения огромного количества информации о разных странах, как интернет и телевидение. Рассказывая своим ученикам о достопримечательностях Лондона и Британии, о фамильном древе английских монархов, я пользуюсь презентациями, которые нахожу в сети интернет.

– Путешествовать вообще любите?

– Да. С супругом мы облюбовали Беларусь. Часто там бываем, посещаем музеи, бродим по улицам. Очень нам нравится Полоцк. Помимо этого изучаем достопримечательности разных районов Псковской области.

Со своими учениками я тоже бывала в Беларуси. Вот впереди, в октябре, нас вновь ожидает такая поездка. Организовываем мы поездки и в Санкт-Петербург. И в обязательном порядке, в качестве патриотического воспитания, которое является в моей работе приоритетным, мы посещаем пушкинские места, областной центр, памятные места в нашем районе.

– Вы ведете уроки и в старших классах, и в начальной школе. На Ваш взгляд, изучать язык со 2-го класса – результативно?

– И на мой взгляд, и по мнению психологов, именно в возрасте 8-10 лет ребенок уже полностью готов изучать язык. С использованием на уроках игровых ситуаций ребята усваивают достаточно много материала. Им это интересно. И обучение проходит успешно. А вот к 8-му классу интерес к языку падает. Программа усложняется, увеличивается объем материала. В выпускных классах иностранный язык является экзаменом по выбору. Его выбирают немногие, но с экзаменом справляются успешно. 

– Что необходимо для того, чтобы успешно выучить язык?

– Мне кажется, изучить язык можно в любом возрасте. Но для этого нужен ряд составляющих. Прежде всего, это способности к языкам. Затем – желание и усидчивость. И еще положительный эффект оказывает живое общение с носителями языка. Такой возможности у нас, к сожалению, сейчас нет. Также считаю, что просто самообразования в этом случае недостаточно. Для создания базы, необходимой для общения,  нужны уроки с преподавателем. И только потом эту базу можно усовершенствовать самостоятельно.

– У Вас, как у классного руководителя, уже большой опыт. В этом году Вы взяли пятый класс. Значит, роман со школой продолжается?

– Так оно и есть. Да, в этом году я взяла классное руководство уже в четвертый раз.

– А есть ли у Вас любимчики?

–  Любимчики – это мои ученики, у которых я веду классное руководство. Мы с ними неразрывно связаны. Их удачи – это мои удачи, их проблемы – мои проблемы.

– Сложно ли преподавать современным детям?

– Сегодня дети более раскованные и хорошо разбираются в компьютерных технологиях и способах получения информации. У них ярко сложено мнение о своей личности и собственной индивидуальности. Мне работать не сложно ни в старших классах, ни с маленькими детьми. Просто у старшеклассников уроки идут более размеренно и спокойно для учителя. А в начальных классах от учителя требуется больше энергии, постоянного напряжения, постоянной смены видов деятельности, чтобы не потерять интерес учеников.

С опытом я стала понимать, что в любое время можно найти подход к ученикам. Нужно только уметь выслушать, постараться понять, посмотреть на ситуацию их глазами. И главное — уметь держать слово. Для детей это очень важно.

– Вы считаете зазорным попросить у своих учеников помощь в том, в чем сами не очень разбираетесь?

– Ни в коем случае. Я всегда обращаюсь за помощью к своим ученикам, и они это ценят и  с удовольствием мне помогают.

– Есть ли у Вас секреты профессионального мастерства?

– В сердце учителя должна быть любовь – к жизни, к себе, к предмету, к детям. Учитель должен быть счастливым, искренним, получать удовлетворение от того, что он делает. Для каждого учителя его профессия – это образ жизни, призвание. Сегодня в школе работают люди, которые всегда находятся в поиске чего-то нового, интересного, постоянно ставят перед собой цели, направленные на достижение результата. Когда-то Сенека сказал: «Кто не знает, в какую гавань ему плыть – для того не бывает попутного ветра». И это на самом деле так, особенно для учителя. 

– Есть ли у Вас девиз по жизни?

– Твори для себя и для детей! Дерзай! Увлекай! Здесь все неотрывно друг от друга. Но самое главное в нашем деле уметь увлечь во всем – в учебе, в творчестве, в научной деятельности. Когда-то я увлеклась научно-исследовательской деятельностью в области краеведения и постаралась это привить своим ученикам. И с радостью могу сказать, что сегодня в этом деле у нас уже есть определенные успехи. 

– Так что же такое для Вас школа?

– Может быть, это будет сказано немного с пафосом, но школа для меня – это удивительная страна, где каждый день происходит что-то новое, непредсказуемое. Здесь некогда скучать и тратить время на пустые дела. Все время надо торопиться – торопиться успеть, не опоздать, уметь найти время для работы, размышлений, чтения, дружбы и обязательно для семьи. Потому что для меня семья – место, где меня понимают, морально поддерживают и во всем помогают.

– Ну что же, пусть в Вашем романе со школой появляются все новые и увлекательные главы. Успехов Вам и здоровья! Спасибо за беседу! 

Наталья КУЗЬМИНА.

Более тысячи жителей Псковской области стали участниками всероссийского родительского собрания
21 октября 2017
Более тысячи родителей школьников Псковской области приняли участие во всероссийской встрече руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергея Кравцова. Общероссийское родительское собрание состоялось 17 октября в режиме видеоконференцсвязи.
Поэтической строкой
19 октября 2017
ПОЛОВНИКОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ (14.01.1931 – 31.08.1999). Член Союза писателей России. Родился в городе Джамбуле Казахской ССР в семье военнослужащего. В 1971 году переехал в г. Псков. Прошел большой и трудный путь рабочего человека. Стихи начал писать с 1959 года. Автор книг «Псковский говорок», «Едут сваты», «Красивая мечта» и других. В его творчестве нет вычурности, есть скромность и деловитость. Тематика стихов многообразна. Это и очарованность псковским говорком, и жизнь Пскова, города самобытной культуры, и его люди, к которым поэт относился с большой любовью. Некоторые стихи поэта положены на музыку.
О ШТАТНОМ РАСПИСАНИИ
20 октября 2017
В Трудовом Кодексе РФ нет статьи, предусматривающей обязательное наличие штатного расписания, но в статьях 15 и 57 ТК РФ упоминается о выполнении работником трудовой функции – работы по должности в соответствии со штатным расписанием.
Грядки в порядке
19 октября 2017
В октябре хлопот в саду не становится меньше. Это время сбора последнего урожая и подготовки к зиме. Главная забота садовода до заморозков – навести порядок. Работы лучше вести в сухую солнечную погоду, не холоднее ноля градусов.
У наших соседей
19 октября 2017
Проводили субботники и убирали мусор
Профессионалы с большой буквы
19 октября 2017
Вопросы, касающиеся службы по контракту, интересуют многих жителей Псковской области. Как обстоят дела в нашем регионе по отбору кандидатов? Какие категории населения в первую очередь хотят стать профессиональными защитниками Отечества? Где в основном ребята хотят служить?