Иван кивает на Петра...
Иван кивает на Петра, а Пётр кивает на Ивана… По такой исконно русской пословице уже несколько месяцев живут жильцы многоквартирного дома №2 на улице Аудрини в деревне Полоное. А предыстория такова.
В самом начале июня, ночью, произошла авария в электрощите, от которого получает электроэнергию весь дом. Отгорел нулевой провод, и напряжение 380 вольт пошло в квартиры жильцов. Задымились включённые в сеть блоки питания радиотелефонов, погасли электронные часы, вышли из строя микроволновки и телевизоры, спутниковые ресиверы и холодильники. Пытаясь сообразить, что случилось, сонные жители включали свет, и лампочки в светильниках, вспыхивая белым светом, гасли и даже выскакивали из патронов.
Дозвониться диспетчеру РЭСа удалось только с мобильного. На возмущённые вопросы последовал ответ: «У нас всё исправно, нарушений нет». Повторные звонки достигли результата: к нам прибыли аварийная бригада и представители управляющей компании. Неисправность быстро устранили, о чём было написано в коротенькой заметке, опубликованной в нашей газете.
Наутро все соседи бурно обсуждали ночные события. Самые нетерпеливые побежали в управляющую компанию с заявлениями о возмещении ущерба. Кое-кто поехал в Порхов покупать адаптеры взамен сгоревших, а кто-то понёс на мусорку неисправный телевизор. В течение дня жилой дом посетила комиссия из «Порховдомсервиса», обошла все квартиры и осмотрела все повреждённые и вышедшие из строя электроприборы. «Можете везти в ремонт, а чеки предоставить нам», – таков был прозвучавший вердикт. Обнадёженные жители потянулись в ремонтные организации. Все заявления были зарегистрированы, чеки приложены, и в положенный срок граждане получили официальный ответ. В нём говорилось, что управляющая компания вину не признаёт, во всём виноват РЭС, и наши жалобы перенаправлены туда.
Кто-то чертыхнулся и плюнул в сердцах, кто-то махнул рукой, а кто-то взял и позвонил в Роспотребнадзор. Там внимательно выслушали, и вежливый женский голос разъяснил, что в таком случае необходимо обращаться в Восточные электрические сети.
Сказано – сделано. И вот уже заказное письмо мчится в Бежаницы. В ответном письме на двух страницах грамотно и квалифицированно, со ссылками на статьи и пункты объяснялось, что злополучный электрощит находится рядом с жилым домом, является общим имуществом и должен обслуживаться специалистами управляющей компании. Круг замкнулся…
Стиснув зубы собираем всю переписку и отправляемся в мировой суд. «Судья консультаций не даёт» – гласит надпись на стене. Найдя номер телефона адвоката, излагаем ему свою проблему. Тот отвечает: «Закон на вашей стороне, обращайтесь, составим заявление, суд рассмотрит и вынесет решение. Однако коллективные заявления не рассматриваются». Значит, каждый должен бороться сам за себя. Хотя по закону от госпошлины истец освобождается, услуги адвоката по составлению заявления стоят немало по меркам наших не очень богатых жителей. Коллективное заявление в перерасчёте на всех обошлось бы каждому не так дорого. М-да…
Отправляемся в управляющую компанию в надежде пообщаться с руководством. «Директора на месте нет. Хотите – поговорите с юристом», – отвечают там. Юрист сразу занимает непреклонную позицию: «Обращайтесь в суд, он разберётся».
Справедливо рассудив, что слова к делу не пришьёшь, опять берёмся за бумагу и пытаемся вежливо привлечь внимание руководства управляющей компании к нашим бедам, убедить пойти навстречу жильцам и возместить причинённый ущерб любыми доступными способами. Ответ пришёл через две недели, но не порадовал ничем. Вежливо нас просто «послали».
Кто может помочь нам разрешить конфликт мирным путём? Казалось бы, что тут сложного? Ну, произошла авария, причинён некоторый ущерб. Аварию устранить, ущерб возместить, провести профилактические работы, чтобы подобное не повторилось в других домах, – и всё, работай дальше.
Но нет, организация, предоставляющая услуги согласно договору, становится в позу страуса, мол, я не я и голова не моя, пусть будет виноват кто-то другой, а не мы. Не очень-то хорошая позиция. В 90-квартирном доме пострадало в большей или меньшей степени не менее двух третей квартир. Причинённый ущерб составляет от полутора до десяти тысяч рублей на каждую.
Вероятно, исходя из этого, организация, виновная в причинении ущерба, рассчитывает на то, что многие жители проглотят обиду и махнут рукой, а те, кто дойдут до суда, увязнут в многочисленных судебных тяжбах и волокитах с апелляциями и повторными слушаниями. Так не должно быть!
По поручению жильцов дома №2 на ул. Аудрини
в д. Полоное,
Юрий Иванов