Поэта беззащитная душа
8 октября исполнилось 125 лет со дня рождения Марины Ивановны Цветаевой (1892-1941).
О жизни поэта рассказала руководитель клуба Е.В. Дроздова, приведя не только факты биографии, но и цитаты произведений Цветаевой. Не станем передавать все факты биографии великого поэта, интересующиеся смогут легко найти эти сведения в книгах или Интернете.
Интересно было узнать, какие именно стихи привлекли внимание участников клуба и как они воспринимают поэзию Цветаевой.
Целой серией стихотворений, посвященных М.И. Цветаевой, откликнулась на предложение поговорить о творчестве поэта постоянный участник клуба «Вдохновение» Валентина Владимировна Паевская. «Монолог Цветаевой» и «Никому не подражая» из-за отсутствия на встрече автора прочла Е.В. Дроздова.
Новой публикацией откликнулась нынешней осенью на юбилей М.И. Цветаевой «Литературная газета»: в №39 можно найти статью Владимира Смирнова «Душа, не знающая меры». Некоторые статистические данные о творчестве поэта с математической точностью процитировала из этой публикации В.Л. Ильина: «Цветаева написала более 800 лирических стихотворений, 17 поэм, 8 пьес, около 50 произведений в прозе, свыше 1000 писем». Валентина Леонтьевна отметила богатый язык и очень искренний тон стихов Цветаевой, которая «никогда не боялась писать правду». Особое внимание Валентина Леонтьевна обратила на острое сатирическое стихотворение «Читатели газет» и поэму-сказку «Молодец» (1924 г), изданную роскошной книгой на русском и французском языках.
В тот день прозвучало немало известных и любимых цветаевских строк. Участники встречи читали стихи из циклов «Поэт», «Стихи к Пушкину», «Стихи к сыну», «Здравствуй! Не стрела, не камень» и много других пронзительных цветаевских строчек.
На своеобразие поэзии Цветаевой обратила внимание филолог Людмила Павловна Писарь: «Одной из главных примет поэзии Цветаевой является характерный прием переноса последнего слова строки на следующую. При этом перенос часто оформляется тире, а после перенесённого слова фиксируется значимая пауза».
Особенности поэтического языка Цветаевой отмечены и на сайте http://www.pojety-znaki-odarennosti.ru: «Свойственные поэзии Цветаевой исповедальность, эмоциональная напряженность, энергия чувства определили специфику языка, отмеченного сжатостью мысли, стремительностью развертывания лирического действия. Наиболее яркими чертами самобытной поэтики Цветаевой явились интонационное и ритмическое разнообразие (в том числе использование раешного стиха, ритмического рисунка частушки; фольклорные истоки наиболее ощутимы в поэмах-сказках: "Царь-девица",1922, "Молодец", 1924); стилистические и лексические контрасты (от просторечия и заземленных бытовых реалий до приподнятости высокого стиля и библейской образности); необычный синтаксис (уплотненная ткань стиха изобилует знаком "тире", часто заменяющим опускаемые слова); ломка традиционной метрики (смешение классических стоп внутри одной строки), эксперименты над звуком (в том числе постоянное обыгрывание паронимических созвучий, превращающее морфологический уровень языка в поэтически значимый).»
О цикле передач на канале «Культура», посвященном жизни и творчеству М.И. Цветаевой, рассказала Н.Г. Плинер. «По праву Цветаеву считают самым интеллектуальным поэтом начала XX века. Её стихи не требовали правки. Из-за большого спроса на поэзию Цветаевой, переизданий её поэтических сборников больше, чем у С.Есенина», - отметила Наталья Георгиевна, добавив: «как физика, меня в творчестве Цветаевой привлекли стихи из цикла «Только тени». К сожалению, у Цветаевой нет стихов для детей, но есть стихи про детей, например, стихотворение « В зале».
Щемящее чувство ностальгии, мастерски переданное Цветаевой стихотворением «Тоска по родине! Давно…», постаралась воспроизвести Лариса Абрамовна Низамова.
«М.И. Цветаеву нельзя ни с кем сравнивать, это феномен. Женщина, которая заслужила высокое звание поэта, - считает Н.П. Никулин. - Многие её произведения настолько информационно насыщенны, что для их верного понимания необходим комментарий».
Многие сетуют на трудность чтения стихов Цветаевой. Действительно, в каждом стихотворении спрятана буря эмоций, слышны авторский нерв, напор, энергия. Иногда читателей пугает «пессимизм» поэта, но, поверьте, смело окунувшись в поэзию Цветаевой, вы найдёте немало интересного. Справедливо замечено, однако, что поэзия – это искусство элитарное, доступное далеко не каждому.
Исследование поэзии Цветаевой подарило нам много поводов для размышлений и, несомненно, подвигнет ещё не раз обратиться к богатому литературному наследию поэта.
Литературная встреча была удачно иллюстрирована музыкальными красками, ведь Марина Цветаева с раннего детства любила музыку, и даже хотела стать музыкантом.
«Мне нравится, что Вы больны не мной» (муз. М. Таривердиева) под фортепианный аккомпанемент Т.И. Иванцовой исполнила Нинель Андреевна Голубева (на снимке). В завершение встречи и Татьяна Ивановна удачно пропела написанное Цветаевой в 17-летнем возрасте стихотворение «Молитва». Музыку к этому произведению также написал М. Таривердиев.
С благодарностью могу заметить, что эта встреча в литературном клубе библиотеки помогла углубиться в поэзию М.И. Цветаевой, взглянув на творчество поэта открытым сердцем. Теперь и уже навсегда поэзия М.И. Цветаевой будет доставлять радость, изумляя непредсказуемостью и яркостью мысли.
На следующей встрече участники клуба «Вдохновение» решили обратиться к поэтическому творчеству Эдуарда Асадова. Занимающихся литературным творчеством и всех любителей поэзии приглашают в районную библиотеку 29 ноября в 11 часов.
Л. Ломунова
Фото автора