Газеты

Страсти по "Матильде"

16 ноября 2017
Наш корреспондент делится впечатлениями

Фильм «Матильда» режиссера Алексея Учителя, безусловно, оказался самой скандальной кинопремьерой 2017 года. Он получил дурную славу еще до выхода в прокат. Фильм с претензией на историческую драму заполучил репутацию чуть ли не экстремистского. Но, как известно, запретный плод сладок. Поэтому нельзя сказать, что показы в разных городах России проходили при пустых залах. Вот и в  Новосокольниках «Матильду» посмотрели  зрители.

Так о чем же фильм «Матильда»? Сюжет кинокартины повествует об отношениях последнего российского императора Николая II с российской артисткой балета польского происхождения, прима-балериной Мариинского театра Матильдой Кшесинской. Любовная линия Николая II с Матильдой Кшесинской, как повествуют источники, имела место быть еще до восхождения Николая Романова на престол как императора и до его женитьбы на Александре Федоровне.

Почему скандал? Сочетание нескольких факторов, слитых воедино, и это – оскорбление чувств верующих, помноженное на исторические неточности, плюс личный протест Натальи Поклонской. Во-первых, против показа фильма взбунтовалась русская православная церковь, назвав историю вымыслом. Во-вторых, Николай II в 2000 году был причислен РПЦ к лику святых, что как бы намекает: о каких внебрачных интрижках со святым можно говорить? В-третьих, основную волну негодования всколыхнула никто иная, как депутат Госдумы РФ Наталья Поклонская, которую возмутило в фильме все – сюжет, актерский состав и, уж конечно, намек на, как она выразилась, «блудство».

Да, фильм предназначен для аудитории 16+, постельные сцены в нем есть, но их немного, и все вполне пристойно и художественно. Многие телепрограммы, показываемые в «детское» время, в этом смысле гораздо более порочны.

Взаимоотношения царя и балерины, конечно, драматизированы, приукрашены и поданы как любовный роман. Придуманные поклонники с навязчивой манией преследования, взрывы и тому подобное, думается, художественный вымысел для зрелищности.  И, возможно, после просмотра кто-то заинтересовался отношениями балерины и будущего императора, прочел дневники Кшесинской и Николая II и сделал свои выводы.По-моему, для обоих из них это было увлечение молодости, которое оба забыли и каждый пошел своим путем. Ничто человеческое не чуждо и нашим правителям.

В фильме красивые костюмы, интерьеры, декорации, много эффектных сцен, например, крушение поезда зимой, коронация Николая и Александры, представления в императорском театре. Фильм сделан с размахом, красота чувствуется в каждом кадре. Проделана огромная работа, потому что всё, начиная от величественных залов и заканчивая пышными одеждами, смотрится на большом экране потрясающе эффектно. Съемки проходили в Александровском и Большом Екатерининском дворцах в Царском Селе, в Мариинском театре и во дворце Юсуповых. Кстати, для фильма было сшито 5000 костюмов, на которые пошло 17 тонн ткани!

Музыкальное сопровождение для этого фильма было записано Симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Композитор - Марко Белтрами.

На мой взгляд, очень хорошо подобран актерский состав. Главные роли исполнили иностранцы - Ларс Айдингер предстал перед нами в роли Николая II, полячка Михалина Ольшанская исполнила роль Матильды Кшесинской, Луиза Вольфрам - принцессы Аликс. Все три образа очень органичны. Все актеры похожи внешне на своих героев.

Конечно же, прекрасны Евгений Миронов в роли директора императорского театра и Сергей Гармаш в роли Александра III. Эти признанные мастера театра и кино украшают собой любую картину. И в этом фильме у них тоже очень подходящие по образу герои. Царь Александр III показывает, каким в России должен быть правитель. Его сильный образ абсолютно противоположен слабому Николаю. Александр III держит страну в кулаке, что показывает сцена с перевернувшимся поездом, когда царь на своих плечах удерживает вагон, пока супруга с детьми выбирается из-под завалов. Царская семья спаслась, однако здоровье императора было серьезно подорвано. Но даже в инвалидном кресле он показан статным мужчиной, не утратившим благородства.

После просмотра фильма у меня возник вопрос: почему "Матильда", а не "Император и Матильда", не "Николай и Матильда"? Не задумывались? Фильм о балерине и о ее любви к будущему императору, а не наоборот. Думаю, что именно так хотел расставить акценты Алексей Учитель, потому и название такое.

Режиссер о своем фильме

- Я никого не хотел оскорбить своим фильмом, тем более чувства верующих... Меня часто упрекают, что я показал царя безвольным. Но мы не могли вопреки фактам показать Николая II человеком, который мог топнуть ногой. Зачем его показывать брутальным, если по натуре он был мягким, интеллигентным, умным человеком. И все-таки Николай II со своей «мягкотелостью» за 17 лет правления вывел страну на первое место в Европе и на второе место в мире по всем показателям! Мягкость и сомнение – признаки умного и хорошего человека.

Елена КОРОЛЬКОВА.

Украшение и слава русского балета

Из биографии

Матильда Кшесинская родилась 31 августа 1872 года в творческой семье. Отец — российский поляк Феликс Кшесинский, выписанный из Польши Николаем I, как лучший исполнитель его любимой мазурки, мать — Юлия Доминская, богатая вдова балетного танцовщика Леде. Сестра Матильды — балерина Юлия Кшесинская (именуемая «Кшесинская 1-я», в замужестве Зедделер), брат — танцовщик и балетмейстер Иосиф Кшесинский.

Девочка поступает в Императорское театральное училище и в 1890 году оканчивает его. На выпускном вечере присутствовала вся царская семья, а на торжественном ужине Кшесинская сидела рядом с наследником престола Николаем. Тогда Александр III, с восторгом следящий за движениями Матильды, произносит судьбоносные слова: «Мадмуазель! Будьте украшением и славою нашего балета!»

Матильду принимают в балетную труппу Мариинского театра, на императорской сцене которого Кшесинская 2-я (1-й официально называли её сестру Юлию) танцевала на протяжении 27 лет.

Спустя 6 лет работы в театре Кшесинская удостоена статуса «прима-балерина императорских театров».

Несмотря на устойчивое положение в театре, Матильда Кшесинская постоянно совершенствовала свою технику, с 1898 года посещая частные уроки у знаменитого педагога Энрико Чеккетти. Она стала первой русской балериной, исполнившей на сцене 32 фуэте подряд.

Матильда Кшесинская всячески противилась приглашению в труппу иностранных балерин. Она пыталась всеми способами доказать, что русские балерины достойны главных ролей, тогда как большинство из них отдавались зарубежным артистам.

В 1899 году исполнилась ее давнишняя мечта — партия Эсмеральды, и с тех пор она единолично владеет этой ролью, что вызывает недовольство коллег. До Матильды эту партию исполняли исключительно итальянки.

Личная жизнь Матильды Кшесинской является ещё более полной интриг, чем профессиональная деятельность балерины. Её судьба тесно переплетается с представителями династии Романовых.

«Влюбилась в Наследника с первой нашей встречи. После летнего сезона в Красном селе, когда я могла встретиться и говорить с ним, мое чувство заполнило всю мою душу, и я только о нем и могла думать…», — пишет восторженная Матильда Кшесинская в своём дневнике.

Причиной распада отношений с будущим Николаем II стала его помолвка с внучкой королевы Виктории Алисой Гессен-Дармштадтской в апреле 1894 года.

В 1929 году Матильда Кшесинская открыла собственную балетную студию в Париже. Педагог Кшесинская отличалась спокойным нравом — она никогда не повышала голос на своих подопечных.

В возрасте 86 лет, за 13 лет до смерти, Матильда Феликсовна Кшесинская увидела сон — она услышала звон колоколов, церковное пение и увидела перед собой фигуру Александра III, произнесшего роковую фразу об украшении и славе российского балета. Тем утром она приняла решение написать мемуары, приоткрывшие завесу тайн личной жизни легендарной Кшесинской.

Воспоминания Матильды Кшесинской изданы в 1960 году в Париже на французском языке. На русском языке произведение издано только в 1992 году.

Выдающаяся балерина прожила долгую жизнь — она скончалась в возрасте 99 лет за несколько месяцев до своего столетия, 5 декабря 1971 года. Она покоится на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в пригороде Парижа.

Равнодушны к своим детям
14 декабря 2017
Рейд по должникам провел отдел судебных приставов
Бодибилдинг против остеохондроза
14 декабря 2017
Продолжаем занятия на факультете красоты и здоровья
До пенсии далеко, но
14 декабря 2017
Урок пенсионной и социальной грамотности в Насвинской школе
Из почты этих дней
14 декабря 2017
Наша читательница поделилась впечатлениями
Мы помним своих Героев
14 декабря 2017
Выставка, посвящённая знаменитым людям новосокольнической земли