Формула успешности современного школьника
Слово «адаптация» означает приспособление к окружающим условиям. И именно в 1, 5 и 10-м классах школьникам приходится приспосабливаться к новым условиям обучения. Первоклассникам, естественно, нелегко сразу настроиться на школьное обучение. В пятом классе появляется множество новых учителей и вводится кабинетная система, а в десятом значительно возрастают учебные нагрузки. Педсовет послужил хорошей площадкой, на которой обсудили, как помочь детям преодолеть эти и другие трудности.
Все участники разделились на три группы относительно своих детей и учеников: 1-4 классы, 5-8 классы и 9-11 классы. Каждая группа дала своё определение слову «школа», определила степень трудности адаптации в различных классах. Также были озвучены результаты социально-психологического обследования первоклассников, согласно которым нормально адаптировались к школе 78 процентов учеников, и большинство родителей отметили, что их дети охотно посещают школу, переживают о своих успехах в обучении и, в основном, испытывают положительные эмоции.
О «трудностях первоклассников глазами родителей» рассказала представитель от первой группы участников Виктория Никитична Бойкова. По её словам, большинство дошкольников с нетерпением ожидают, когда они пойдут в школу. Но когда это случается, то у части ребят эмоциональная приподнятость быстро исчезает по ряду причин: новая обстановка, новые отношения, ставятся перед ребёнком более сложные задачи. Самый трудный период - это первые несколько недель, и здесь большую помощь оказывают подготовительные занятия, они помогают ещё до начала учебного года привыкнуть к новой обстановке.
Сложностей в первом классе много: это неусидчивость, стрессы, непривлекательность обязанностей, взаимоотношения с одноклассниками и выполнение домашних заданий. Но все эти трудности преодолеваются совместно ребёнком, родителями и учителем.
Продолжая выступления родителей, ещё один участник педсовета Елена Павловна Стопникова отметила такую трудность в адаптации, как неспособность управлять своим поведением на уроке - ребёнку трудно сидеть 40 минут на одном месте и не разговаривать с соседом по парте. Также существует проблема отношения к оценке учёбы, ведь в садике ребёнка могли похвалить и просто так, а в школе для получения хорошей оценки необходимо достичь определённого результата. Поэтому если ребёнок сделал что-то не так, то у него может снижаться настроение и теряться интерес к учебной деятельности.
Когда обсуждение дошло до трудностей пятиклассников, то из самых основных Ольга Алексеевна Попова отметила кабинетную систему, множество учителей и увеличение количества предметов, новые виды домашних заданий, возросший темп работы и изменившееся социальное положение - ребёнок становится самым младшим в среднем звене школы. С мнением пятиклассников о школе присутствующие смогли ознакомиться через их рисунки, которые заняли одну из стен кабинета и были разделены на две категории: «самое любимое в школе» и «самое нелюбимое в школе».
Охарактеризовать эти рисунки попросили психолога школы Петрову Ирину Анатольевну. По её словам, некоторым детям не нравится гардероб школы, то, как там развешаны их вещи, ещё они не любят ожидание до конца урока, кашу и овощное рагу в столовой, школьную форму и общий со старшеклассниками туалет.
Позитивные моменты, которые привлекают ребят - это уроки рисования и физкультуры, буфет, столовая, перемены и дружба с одноклассниками, ну, и конечно, учителя. Также Ирина Анатольевна добавила, что по состоянию на сентябрь 93 процента пятиклассников успешно адаптировались к учёбе в среднем звене и чувствуют себя комфортно, а сейчас, спустя 2 месяца, адаптация уже должна полностью завершиться.
Трудностей у пятиклассников, конечно, немало. Но все они преодолимы, об этом рассказала участникам педсовета Ирина Викторовна Михайлова. По её мнению, всё решаемо, когда дети, родители и учителя являются друзьями и единомышленниками.
Эту задачу как раз и решает школа, в которой детей любят, стараются понимать их возрастные особенности и всегда готовы к диалогу с родителями. Также и родителям необходимо уделять внимание успеваемости и поведению детей, держать связь с классным руководителем.
А какие же трудности есть у старшеклассников? Переходя к этой возрастной группе, озвучили и их: прежде всего, адаптация к классному коллективу в новом составе, новым параметрам обучения, выбор жизненного пути, проблемы в отношениях с родителями и рост интереса к противоположному полу. При проведении опроса 74 процента десятиклассников отметили, что учиться стало сложнее и связано это с более трудным материалом и непростыми домашними заданиями. 21 процент опрошенных признали, что делают домашнее задание нерегулярно, но при этом большинство тратит на его выполнение не менее часа. Половина учащихся уже определилась с выбором предметов для ЕГЭ.
Десятиклассники тоже не остались в стороне от проведения педсовета, они подготовили небольшой видеоролик о своей жизни в школе, режиссёром ролика стал Дмитриев Влад, а помощником режиссёра Белоусова Ксения.
Как преодолеть трудности десятого класса, участникам встречи рассказала представитель от родителей Оксана Владимировна Баранова, она обратила внимание, что самое лучшее средство – побольше уделять внимания своим детям, выслушивать их рассказы о школе. Ведь то, что кажется не очень важным, может оказаться для подростка самым волнующим событием за день, и ему будет приятно ощутить внимание и поддержку. Также необходимо почаще хвалить ребёнка даже за небольшие успехи; ощущая поддержку, он будет стремиться к новым достижениям. Очень важно положительное отношение родителей к школе, оно поможет воспитать в детях уважение и доверие к учителям.
На заключительном этапе педсовета по традиции приняли решение, которое выразили в формуле успешности ученика. Каждая из трёх групп участников составила свою формулу успешности, но общим в них было взаимодействие ученика, родителей и учителей, которое приведёт к хорошему результату.
Завершая мероприятие, Ольга Алексеевна пожелала участникам встречи успехов в трудном и благородном деле воспитания детей и внуков, чтобы в их семьях всегда присутствовала радость и взаимопонимание, а школьная семья стала родной и близкой для детей.
И, как обычно и бывает в хороших семьях, всё закончилось совместным чаепитием.
Администрация Красногородской средней школы выражает благодарность ООО «Красногородский хлебокомбинат» в лице генерального директора Гладкова Виктора Фёдоровича за помощь в организации педагогического совета.
Ян ИВАНОВ.