Газеты
Культура

Николаева Галина Ивановна: Театр - это мои «сердечные дребезги»

20 декабря 2017
Сегодня мы, как и обещали, публикуем фрагменты из нашей беседы с автором сценария и режиссёром литературно-музыкальной композиции «Мне имя - Марина», которую не так давно представил на суд зрителей красногородский самодеятельный театр «Лира», Галиной Ивановной Николаевой.

- Добрый день, Галина Ивановна! Спектакль посмотрело немало красногородцев. О нём говорили, обсуждали, спорили… Давайте мы с Вами тоже немного побеседуем о замысле постановки, о том, что, может быть, осталось «за кадром»…

- Подготовка к спектаклю длилась, без малого, целый год. Идея сделать композицию по творчеству Марины Цветаевой принадлежит директору нашего Дома культуры Марине Егоровой. Первоначально планировали приурочить премьеру к юбилею поэтессы, но получилось немного попозже.

Когда я стала работать с материалом, меня потрясла книга американского автора Лили Файлер, которая пишет о Цветаевой довольно спорные вещи. Она как бы делает психологический портрет Марины Ивановны и психологический анализ того, что с ней произошло.  Многое в этой книге меня просто возмутило. И мне захотелось показать настоящую Марину Цветаеву, доказать всем и этой американке, что она любила Родину. Я перечитала всё, что нашла в библиотеке о творчестве Цветаевой, все её стихи, я просто «заболела» ею…

Она же очень современна. Поэтому не случайно так тесно в нашем спектакле переплетены романсы и современные ритмы, наряду с народными песнями звучат Цой и Шевчук… В своей поэме «Лестницы» Цветаева говорит: 

Мы, с ремёслами, мы, с заводами,

Что мы сделали с раем, отданным

Нам? Нож первый и первый лом,

Что мы сделали с первым днём?

Этот вопрос она адресует нам.

- Центральная тема постановки - тема любви?

- А как же без любви? Цветаева была страстная женщина, которая умела любить. И мне хотелось показать, что в её любви есть такое, что нам открывает глаза. Как говорит сама Цветаева: «если я любила, то это были сердечные дребезги». Её стихи и есть эти сердечные дребезги. В её поэзии - портреты реальных людей, которых она любила. Стихи Цветаевой не о чём-то выдуманном, не о «вздохах на скамейке», а о любви духовной. Она умела дружить. Дружила  с Мандельштамом, Пастернаком, Радзевичем, Тарковским по-настоящему, по-матерински,  отдавая каждому что-то от себя.  А Александр Блок для Цветаевой - «свете тихий моей души», т. е. в поэзии он для неё равен Богу. При этом она ведь не верила в Бога. Кстати, в осмыслении образа Дон Жуана она считает,  что он - величайшее зло, прелюбодей, дьявол. И русская красавица у Марины Цветаевой вешает ему на грудь православный крест, от которого он погибает, корчась в страшных муках. Не знаю, насколько нам удалось это показать в спектакле, но идея была заложена именно такая… 

Были вопросы и по сцене, поставленной по циклу «Разговор Гамлета с совестью». Мы привыкли видеть Гамлета-борца, а Цветаева показала нам сомневающегося Гамлета, который мучается от того, что из-за него утонула Офелия. Никто не даёт человеку права быть карающей рукой. И венок (венчик) на сцене должен был всплыть как знак совести, страданий Гамлета. 

-  Одним из вопросов после спектакля был вопрос о сопротивлении Чехии в 1938 году…

- Когда Цветаева попадает в 1938 году в Чехию, она видит весь этот «бедлам нелюдей», как она называет власть Гитлера. И мне очень захотелось ввести в спектакль сцену «Чехия». Многие современные польские политики, стоящие у власти считают, что русские напали на Польшу и стреляли в поляков. Про нападение даже говорить глупо, а если и стреляли потом, то только в поляков, одетых в немецкие мундиры. Чехия не успела оказать сопротивление, как Испания. Уже в 1938 году её разделили на три части.  Но песню сопротивления «Белла, чао!» пела вся Европа. И она актуальна до сих пор. Чувство сопротивления росло и у Марины Цветаевой.

- Теперь немного о последней сцене, такой пронзительной, на мой взгляд. И не только на мой…

- «Автобус» - незаконченная поэма Марины. Она мечтала на автобусе приехать на Родину, в Тарусу, где она на четвереньках маленькой искала по клеверу четырёхлистник… Я взяла из этой поэмы только некоторые фразы, которые в автобусе проговаривают пассажиры. На самом деле, в Елабугу, к месту её ссылки, не нужно было ехать на автобусе. Я придумала, что ей нужно ехать на пристань, откуда она поплывёт. Просто очень важно было показать эти фразы, показать, как сильно она хотела на Родину… Было важно, чтобы зрители сочувствовали ей, сострадали… 

- Как шла работа над постановкой? Всё получилось, как задумывалось?

- Что ты! (Галина Ивановна смеётся - прим. авт.). Сценарий по нескольку раз меняла, переделывала, переписывала…  Я же не профессиональный режиссёр. Я - режиссёр-самоучка. Что подсказывает мне сердце, то и делаю… А бывает, что ночью проснусь и думаю - нет, надо было здесь сделать по-другому. Совсем уж новичков у нас в театре практически нет. Мы уже неоднократно ставили музыкальные композиции, люди «обкатанные». Мы не просто коллектив - мы большая, дружная семья. 

- И Вы счастливы с Вашей «семьёй»?

- Вы спрашиваете, счастлива ли я? Я осознаю на сегодняшний день, что я - абсолютно счастливый человек, потому что рядом со мной дорогие мне люди, актёры «Лиры». Это мои единомышленники, люди, которые на энтузиазме, бесплатно, делают чудо. И самое большое счастье, что их искусство оценили зрители: аплодисменты перешли в овации, стоя, мои красногородцы кричали «браво». Этих людей вы, конечно, все знаете, но я ещё раз назову их имена.

Сергеева Наталия - заглавная роль. Она так перевоплотилась, что мне задавали вопрос: «А она не родственница Марины Цветаевой?» А ведь работающему учителю такое создание образа даётся непросто. Я её обожаю и восхищаюсь. Играет она в «Лире» уже не первый год.

Анатолий Сергеев - талантливый певец, ни одной фальшивой ноты, играет на гитаре, сочиняет стихи и музыку. В есенинском спектакле играл заглавную роль. Человек он чуткий, нежный, понимающий, сочувствующий всем, поддержит и советом, и делом - очень мне дорог. Не могла без слёз смотреть, как он пел романс «Слёзы на лисе моей облезлой» без гитары - болят руки… Но пел божественно.

Галя Трофимова - такая милая, родная. Надо бы деньги зарабатывать для семьи, а она рисует, поёт, читает стихи. Её образам мы верим, любим за отзывчивость и мужество всё выдержать и всех любить.

Ольга Григорьева. Пташечка - так я зову её теперь. Талантливо спела она эту народную песню в спектакле. Душой я к ней прикипела, как, впрочем, все в «Лире», потому что умный она советчик и надёжный друг. 

Добрыня Малышев - счастливая находка для театра. Без него трудно представить нам теперь театральную жизнь. Вся команда, скажу по секрету, от него без ума, а его баритон в сердце у каждой, и гитара бередит душу.

Галина Разыграева - профессионал, её знание фольклора очень помогло в создании спектакля, поэтому её голос звучал во многих сценах. Душа Гали Разыграевой широкая, русская. И музыку может сочинить к стихам Цветаевой, и помочь режиссёру в постановке фольклорных стихов.

Нина Кузьмина - уникальная женщина, потому что талантлива во всём: удивительная хозяйка, преподаватель аэробики, играет уже во втором спектакле, читает стихи и двигается, как богиня. А какая она интересная собеседница!

Валентина Полукеева - добрый ангел-хранитель нашей команды. Не хочет, чтобы её называли директором, но на самом деле, она - лучший директор, потому что очень образованная, умная, спокойная, чуткая и добрая. А если она создаёт на сцене образ, то это самый точный и артистичный образ.

Лариса Черкасова. Её стихи, простые и душевные, любят все в Красногородске. Театр «Лира» тоже не может без неё. Она играла в трёх спектаклях. Она - талантливый костюмер. Если что-то не получается, она всегда подскажет и поможет, а в трудную минуту подставит надёжное плечо. Как обеднел бы театр без Ларисы - красавицы, умницы, «русской берёзки».

Елизавета Фёдорова - «актриса со стажем»: есенинский спектакль, «Бродячая собака», а теперь - русская красавица в цветаевском спектакле в сцене «Дон Жуан». Образ получился яркий, сильный, потому что ей нравится играть, и она для этого находит время, хотя учится в педагогическом колледже.

Виталий Игнатьев, ты украсил наш спектакль образом Дон Жуана.     

Новиков Александр. Кто в Красногородске не знает этого имени и его группы «Экипаж»? Для меня он и его голос ассоциируется с моей малой родиной - красногородской землёй. Я давно его знаю и очень люблю его творчество. С трепетом просила его написать музыку к циклу «Гамлет». Он написал музыку к стихотворению «Разговор Гамлета с совестью», проникся сразу; и получился супердуэт с Машей Александровой, маленькая рок-опера. И он, без тени звёздности, спел в дуэте «С любимыми не расставайтесь» и «Родину» Шевчука, и молодым помогал справляться с гитарой. Вот такой он - скромный, добрый, любимый, а значит, точно - звезда.

Мария Александрова. АВЕ Мария! Чудная, дивная красавица с божественным голосом. Она написала музыку к «Офелии» и музыку двух романсов к цветаевским стихам. Вот такие люди живут среди нас. С умилением увидела я сидящую в зале её семью: маму, маленького Глеба и мужа. Процветания и счастья ей! АВЕ! 

А теперь - самое главное. Мне посчастливилось увидеть по-настоящему талантливых, одарённых четверых девушек и юношу. Это с них зарождался спектакль - они прочитали стихи юной Цветаевой, прочитали, как настоящие актёры. 

Богданова Лиза. Голос, артистизм, эстетическое чутьё, танцы, музыкальность, музыкальная школа уже за плечами. Пела и играла на сцене превосходно. Только бы всё у неё в жизни получилось и хватило терпения и любви!

Серёжина Вика. Хороша, как ангел небесный! Чистота, строгость, тактичность, учится прекрасно и получает музыкальное образование. Кристальный голос и кристальная душа.

Аня Басалаева. На сцене в первый раз. Преодолела стеснительность, стихи прочитала талантливо - создала образ юной Цветаевой. Браво, Анечка! Ты была прекрасна!

Алиса Александрова.  Моя радость и надежда, потому, что хочет стать учителем литературы. Добрая, отзывчивая, начитанная, пишущая стихи. Страстно любит поэзию. На сцене легка, изящна. Первая и вторая сцены держались на ней. В жёлтом платьице, тоненькая, как балерина, она осветила солнышком зал.

Владислав Дмитриев спел в спектакле одну песню «Война» В. Цоя, но показал, что хорошо владеет гитарой; и радует, что песни Цоя для него не пустой звук, несмотря на то, что любит он творчество современных молодёжных  групп, владеет английским языком. И хочется надеяться, что он создаст себе достойное будущее.

Хочу сказать о самых юных участниках спектакля - учениках Красногородской средней школы - 1 «Б» классе. Вы будете, конечно, настоящими, пусть не генералами, но гражданами России, и  пусть вам в этом помогут герои 1812 года.

Огромная благодарность всех актёров «Лиры» и режиссёра фольклорной группе «Куделечка», сыгравшей героев М. Твена - Васильеву Даниилу, Тихонову Владимиру, Борисовой Вике, их родителям, бабушкам и дедушкам, помогавшим делать реквизит и костюмы,  и русским девушкам из ансамбля, спевшим «Гребешок». 

Хочется поблагодарить работников Дома культуры - директора Егорову Марину и Егорова Александра - звукорежиссёра, девушек Надежду и Нину; работников библиотеки - Иванову Валентину и Сергееву Галину за их вклад в работу театра. Без их участия спектакля не было бы. Спасибо вам, добрые люди, и поздравляю вас всех с наступающим Новым годом! Пока есть на земле такие люди, как вы, у России есть будущее! 

Беседовала 

Светлана ПАВЛОВА.


Отдел ПФР в Красногородском районе принял участие в праздничном шествии
11 мая 2018
...
Мы не забудем подвиг всенародный
10 мая 2018
И вот снова наступили по-настоящему тёплые летние дни, а с ними пришёл и наш любимый праздник, который дорог каждому русскому человеку. Дорог как память, как гордость за наш народ, который выстоял в жестокое и трудное время, спас и освободил от фашистского плена не только свою, но и соседние страны.
Михаил Ведерников провёл встречу с активом Красногородского района
10 мая 2018
...
Мы память о них сохраним навсегда
10 мая 2018
В преддверии Дня Победы, 7 мая, состоялся торжественный митинг возле мемориала, расположенного на берегу реки Лжа, южнее деревни Столбово. Он был подготовлен учениками и преподавателями агрошколы. В этот день сюда приехали главы района и сельского поселения, представители ветеранских организаций, школьники, жители окрестных деревень, те, кто посчитал своим долгом почтить память павших при освобождении района воинов.