Газеты
рубрика новая

3. БЕЗ ГИННЕССА ...

11 января 2018
К 45-ЛЕТИЮ УЧЕБНОГО ПОЛКА СПЕЦНАЗА ГРУ Продолжение. Начало в №№ 98 - 101

Хочешь счастья - прыгни с парашютом. Может, и преувеличение, но ощущения чем-то похожи… Я мало что знаю про адреналин и эндоморфин, которые, мол, и являются причиной или следствием положительных эмоций человека, но эти радость, восторг, ликование – их и в самом деле от счастья не отличишь… Жаль, что это переживание такое короткое: минутки...

Хотя как повезет…
Причина этого счастья кроется, видимо, в постепенном нарастании нервного напряжения, а затем - в мгновенном избавлении от него. Начинается все еще во время подготовки к прыжку: подгонка снаряжения, туго-натуго затянутые ремни и лямки, рев моторов, сбивающие с ног потоки холодного воздуха от самолетного винта – и появляются чувство тревоги, неопределенности, неуверенности. В самолете напряг сильнее: после  взлета и металлический пол начинает казаться непрочным.  Даже у самых смельчаков – тех, кого я видел, - лицо приобретает сероватый оттенок. Трусов в разведшколе, конечно,  не было – но лица перед выброской почти у всех становились такими…
Затем начинается как бы неспешная подготовка к выброске, на самом деле длящаяся минуту-другую: штурман в белом тряпичном подшлемнике и таких же тапочках тащится мимо нас к двери, не спеша ее открывает - и долго пялится сквозь дверной проем, отыскивая известные ему приметы. А нам сквозь настежь открытую дверь там, глубоко внизу, видна вся-вся Земля, красивая и голубая, как мираж, но и далекая. Совсем чужая … И пустота кажется бесконечной. А ведь это всего лишь стандартные для десантных прыжков 800 метров.
Сейчас  самое главное – не уцепиться за что-нибудь в самолете. Руки становятся такими хваткими – так и норовят… Случился даже «отказник» по этой причине. Потом говорили: сумели оторвать его от самолета только на земле, чуть ли не открутив какую-то деталь «кукурузника». И списали в другие войска: негоден для ВДВ.
 Не уцепиться – а сам цепляешься… За самое надежное тут: за себя, за толстые лямки подвесной системы. Первые наши прыжки были с перкалевым парашютом модели Д1-8, потом его заменили на капроновые Д3 серии 3. Они были надежными, но очень уж громоздкими. На лавке самолета уверенно помещался лишь ранец основного парашюта, а ты привешивался к нему. Ко времени выброски ноги сильно уставали. Когда летели на десантирование, с оружием и снаряжением, где полет всегда больше часа – становились совсем ватными.
 Но вдруг внезапно… в десанте всегда так! – начинает мерзко квакать сирена, в «Ан-втором» особенно противная: «Пошел!».
  Тут уж еще крепче вцепляешься в лямки, чтобы на коротеньком пути нечаянно не ухватиться за что-нибудь, и в стремительно мчащихся мгновениях выжидаешь свою очередь, чтобы, оттолкнувшись левой ногой, броситься в прямоугольный проем – к Земле, к ней, чужой, но родной… Вначале идут самые тяжелые ребята, затем все более и более легкие. От нашего энергичного движения внутри салона самолет сильно качает с крыла на крыло.
  И вот – мой черед: «Не задерживай! Пошел!». «Да иду я, иду!..»
  В первое мгновение становится не по себе от полной, абсолютной пустоты вокруг. Обычно всегда что-нибудь есть: стена, дерево, земная поверхность. А здесь – ничего… К тому же за порогом от тебя уже почти ничего не зависит: вытяжной фал, прицепленный к тросу в самолете, стягивает чехол с небольшого вытяжного парашюта – капронового зонтика со стропами вместо рукоятки. Стропы тянут оранжевую трубу чехла с основного купола. Слезая с него, чехол одновременно расправляет купол в длину. А уж сам купол тянет за собой уложенные в ранце змейкой парашютные стропы. На какое-то мгновение из всех этих элементов образуется длинная линия. Спусковой механизм для всей этой автоматики – твой собственный вес.
  Конструкторы предусмотрели строгую последовательность раскрытия. Чтобы она соблюдалась, придумали так называемые контровки: заранее тобой же привязанные в нужных местах крепкие нитки, которые при последовательном выходе из ранца поочередно обрываются. В итоге первые мгновения прыжка чем-то похожи на движение по стиральной доске: «Дерг-дерг-дерг…» Вдобавок и незаметные с земли облака, как мокрые тряпки, мимолетом шлепают по лицу.
Но вот купол краешком черпнул воздуха - и мгновенно стал огромным. Летишь вниз, хлопок, рывок, ноги кверху – есть раскрытие!
 И неподвижно повисаешь в тишине Вселенной. И сразу появляется ощущение счастья. Многие, даже самые безголосые, начинают петь, все перекрикиваются: хочется с кем-нибудь поделиться радостью ничем не ограниченной свободы… Хочется продлить ее, эту радость, этот восторг, это счастье. Хорошо бы так и летать, как пушинка – долго, до бесконечности. Но мы тяжелые – и нам никогда это не удается. Поэтому вначале почти незаметно, а затем – кажется, что все быстрее и быстрее, - висим, парим, спускаемся, а потом уже и кувырком летим в травку на площадке приземления.
Я и сейчас с удовольствием вспоминаю эти моменты. Иногда они мне снятся. Много раз я порывался записаться в парашютный  клуб. Даже адрес брал, но как-то не сложилось…
*  *  *
 Недавно один австриец установил кучу рекордов в прыжке с парашютом: высоко, долго, опасно… Герой, конечно!.. Но гораздо раньше, в 1971-м году, рекорд по длительности прыжка был поставлен ефрейтором из нашей части в Печорах.
Анатолий Шиян,
сержант, командир группы спецназа (служил в Печорах в 1 роте 1969-1971гг.).
Продолжение следует
 
 

О скамейке и навесе
19 июля 2018
Уже неоднократно в редакцию обращались жители острова Колпино. Некоторое время назад через газету они просили наладить работу катера или парома. Сейчас средство передвижения по озеру ходит нормально. Отремонтировали причал, углубили фарватер. Да, это стоило немалых средств и усилий. Зато польза людям неоценимая.
Стартуй с «Командой-2018»
19 июля 2018
10-го августа в рамках празднования Дня освобождения Печор от немецко-фашистских захватчиков пройдёт грандиозное событие – легкоатлетический пробег «Молодёжь – за спорт!» (0+). Не надо смущаться названию. Это мероприятие для тех, кто молод душой, кто готов показать себя в состязаниях.
Законопроект об изменении в пенсионном законодательстве обсудили на заседании трехсторонней комиссии Псковской области
19 июля 2018
Заседание областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Псковской области прошло 11 июля в Администрации региона под председательством Первого Заместителя Губернатора Веры Емельяновой. В нем приняли участие представители органов исполнительной власти, профсоюзов и работодателей региона.
90 лет - возраст мудрости
19 июля 2018
В середине лета 1928 года родилась Ольга Алексеевна Кудрявская
Наталья Мельникова: «Решение о повышении пенсионного возраста не простое, но в условиях демографической ситуации оно необходимо»
19 июля 2018
«Решение о повышении пенсионного возраста не простое, но в условиях демографической ситуации оно необходимо», – сообщила управляющий Отделением Пенсионного фонда России по Псковской области, депутат Псковского областного Собрания депутатов Наталья Мельникова на 22-й сессии Псковского областного Собрания депутатов шестого созыва 12 июля.