Газеты
рубрика новая

3. БЕЗ ГИННЕССА ...

11 января 2018
К 45-ЛЕТИЮ УЧЕБНОГО ПОЛКА СПЕЦНАЗА ГРУ Продолжение. Начало в №№ 98 - 101

Хочешь счастья - прыгни с парашютом. Может, и преувеличение, но ощущения чем-то похожи… Я мало что знаю про адреналин и эндоморфин, которые, мол, и являются причиной или следствием положительных эмоций человека, но эти радость, восторг, ликование – их и в самом деле от счастья не отличишь… Жаль, что это переживание такое короткое: минутки...

Хотя как повезет…
Причина этого счастья кроется, видимо, в постепенном нарастании нервного напряжения, а затем - в мгновенном избавлении от него. Начинается все еще во время подготовки к прыжку: подгонка снаряжения, туго-натуго затянутые ремни и лямки, рев моторов, сбивающие с ног потоки холодного воздуха от самолетного винта – и появляются чувство тревоги, неопределенности, неуверенности. В самолете напряг сильнее: после  взлета и металлический пол начинает казаться непрочным.  Даже у самых смельчаков – тех, кого я видел, - лицо приобретает сероватый оттенок. Трусов в разведшколе, конечно,  не было – но лица перед выброской почти у всех становились такими…
Затем начинается как бы неспешная подготовка к выброске, на самом деле длящаяся минуту-другую: штурман в белом тряпичном подшлемнике и таких же тапочках тащится мимо нас к двери, не спеша ее открывает - и долго пялится сквозь дверной проем, отыскивая известные ему приметы. А нам сквозь настежь открытую дверь там, глубоко внизу, видна вся-вся Земля, красивая и голубая, как мираж, но и далекая. Совсем чужая … И пустота кажется бесконечной. А ведь это всего лишь стандартные для десантных прыжков 800 метров.
Сейчас  самое главное – не уцепиться за что-нибудь в самолете. Руки становятся такими хваткими – так и норовят… Случился даже «отказник» по этой причине. Потом говорили: сумели оторвать его от самолета только на земле, чуть ли не открутив какую-то деталь «кукурузника». И списали в другие войска: негоден для ВДВ.
 Не уцепиться – а сам цепляешься… За самое надежное тут: за себя, за толстые лямки подвесной системы. Первые наши прыжки были с перкалевым парашютом модели Д1-8, потом его заменили на капроновые Д3 серии 3. Они были надежными, но очень уж громоздкими. На лавке самолета уверенно помещался лишь ранец основного парашюта, а ты привешивался к нему. Ко времени выброски ноги сильно уставали. Когда летели на десантирование, с оружием и снаряжением, где полет всегда больше часа – становились совсем ватными.
 Но вдруг внезапно… в десанте всегда так! – начинает мерзко квакать сирена, в «Ан-втором» особенно противная: «Пошел!».
  Тут уж еще крепче вцепляешься в лямки, чтобы на коротеньком пути нечаянно не ухватиться за что-нибудь, и в стремительно мчащихся мгновениях выжидаешь свою очередь, чтобы, оттолкнувшись левой ногой, броситься в прямоугольный проем – к Земле, к ней, чужой, но родной… Вначале идут самые тяжелые ребята, затем все более и более легкие. От нашего энергичного движения внутри салона самолет сильно качает с крыла на крыло.
  И вот – мой черед: «Не задерживай! Пошел!». «Да иду я, иду!..»
  В первое мгновение становится не по себе от полной, абсолютной пустоты вокруг. Обычно всегда что-нибудь есть: стена, дерево, земная поверхность. А здесь – ничего… К тому же за порогом от тебя уже почти ничего не зависит: вытяжной фал, прицепленный к тросу в самолете, стягивает чехол с небольшого вытяжного парашюта – капронового зонтика со стропами вместо рукоятки. Стропы тянут оранжевую трубу чехла с основного купола. Слезая с него, чехол одновременно расправляет купол в длину. А уж сам купол тянет за собой уложенные в ранце змейкой парашютные стропы. На какое-то мгновение из всех этих элементов образуется длинная линия. Спусковой механизм для всей этой автоматики – твой собственный вес.
  Конструкторы предусмотрели строгую последовательность раскрытия. Чтобы она соблюдалась, придумали так называемые контровки: заранее тобой же привязанные в нужных местах крепкие нитки, которые при последовательном выходе из ранца поочередно обрываются. В итоге первые мгновения прыжка чем-то похожи на движение по стиральной доске: «Дерг-дерг-дерг…» Вдобавок и незаметные с земли облака, как мокрые тряпки, мимолетом шлепают по лицу.
Но вот купол краешком черпнул воздуха - и мгновенно стал огромным. Летишь вниз, хлопок, рывок, ноги кверху – есть раскрытие!
 И неподвижно повисаешь в тишине Вселенной. И сразу появляется ощущение счастья. Многие, даже самые безголосые, начинают петь, все перекрикиваются: хочется с кем-нибудь поделиться радостью ничем не ограниченной свободы… Хочется продлить ее, эту радость, этот восторг, это счастье. Хорошо бы так и летать, как пушинка – долго, до бесконечности. Но мы тяжелые – и нам никогда это не удается. Поэтому вначале почти незаметно, а затем – кажется, что все быстрее и быстрее, - висим, парим, спускаемся, а потом уже и кувырком летим в травку на площадке приземления.
Я и сейчас с удовольствием вспоминаю эти моменты. Иногда они мне снятся. Много раз я порывался записаться в парашютный  клуб. Даже адрес брал, но как-то не сложилось…
*  *  *
 Недавно один австриец установил кучу рекордов в прыжке с парашютом: высоко, долго, опасно… Герой, конечно!.. Но гораздо раньше, в 1971-м году, рекорд по длительности прыжка был поставлен ефрейтором из нашей части в Печорах.
Анатолий Шиян,
сержант, командир группы спецназа (служил в Печорах в 1 роте 1969-1971гг.).
Продолжение следует
 
 

Садоводы и огородники подводят итоги
22 октября 2018
Члены общества «Садоводов и огородников» при районной библиотеке в сентябре провели заседание по результатам выращенного урожая на своих участках.
Кино, прививки и субботник
22 октября 2018
На планЁрке в районноЙ администрации
Как я ездила на целину
22 октября 2018
29 октября исполняется 100 лет со дня создания Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодежи, который оставил яркий след в истории нашего Отечества и в судьбах миллионов советских людей. Комсомол воспитывал у молодежи патриотизм, помогал юношам и девушкам понять смысл жизни, давал возможность проверить себя в сложных ситуациях, закалял характер, воспитывал силу воли. Пребывание в комсомоле не давало никаких привилегий, кроме одной, - быть первым там, где трудно.
Известный искусствовед сделал новый подарок печерянам
22 октября 2018
Руководителя известнейшего в Петербурге музея «Исаакиевский собор» Ю. В. Мудрова можно по праву назвать благотворителем для печерян и жителей района, если речь идёт о жизни в сфере культуры. Юрий Витальевич, известный искусствовед, автор многих книг, член многих российских и международных обществ не раз привозил в Изборский музей-заповедник и в Печорский музей выставки крупных художников, реставраторов. Такое событие вновь повторилось на днях, когда Ю. В. Мудров познакомил собравшихся на вернисаж в зале печорского музея с работами художника-графика из города Владимира А. И. Панина и с самим художником.
Куча мусора на обочине
22 октября 2018
Со страниц газет, из Всемирной сети можно часто слышать буквально крики о том, что природа гибнет. В России принято очень много законодательных актов, которые регулируют действия людей в области защиты природы. Тут главный принцип сродни врачебному: «Не навреди!».
Уважаемые работники и ветераны дорожного хозяйства Псковской области!
18 октября 2018
21 октября - День работников дорожного хозяйства.