«Последний богатырь» против «Иронии судьбы»
Скажем сразу, ругать ничего не будем, потому что, во-первых, у нас это вообще не принято – люди все-таки работали, снимали, старались, а, во-вторых, истина о том, что сколько людей – столько мнений, остается по-прежнему непреложной. Поэтому это всего лишь одно из мнений.
Итак, завязка фильма, использующаяся сегодня часто, – главный герой Ваня (по легенде сын Ильи Муромца) случайно попадает из современного мира в сказку. Сначала не верит, потом верит и принимает активное участие во всех действиях в компании Бабы-Яги, Кощея Бессмертного, Василисы Премудрой, Водяного, которые сражаются против Добрыни Никитича и его злющей жены Варвары.
Многим понравился Ваня. Даже уже тем, что он «не Безруков». Ваня и на самом деле получился довольно органичным, простоватым и добродушным, в отличие от женской половины фильма. Героиня Варвара оставила неприятное впечатление своим агрессивным макияжем и абсолютно ничего не выражающим пустым голосом. К тому же зрители так и не поняли мотивов ее злодейств – чего она добивалась? Хрупкая симпатичная Василиса в фильме отлично владела боевыми искусствами, и ее можно смело назвать Царевна-Лягушка-ниндзя.
Накануне выхода фильма больше всего разговоров было о гениальном перевоплощении известной актрисы в Бабу-Ягу благодаря чудесному гриму. Зрители и на самом деле увидели страшную женщину, похожую на какого-то мутанта, но совсем не нашу привычную Бабу-Ягу.
Если говорить о сказке в целом, то временами казалось, что создатели использовали принцип «с миру по нитке», происходящее напоминало то «Морозко», то «Шрека», то «Властелина колец», то «Гарри Поттера».
Осталось непонятным, где все-таки происходило действие. Пока герои странствовали по волшебному Белогорью, глазам зрителей представали живописные картины природы (мало похожие на русские пейзажи), и звучали песни на английском языке.
Еще более непонятным осталось полное смещение сущности героев, являющихся в нашем сознании символами добра и зла. Почему вдруг Добрыня Никитич стал злодеем, а Кощей Бессмертный каким-то апатичным рохлей? Почему Варвара и Василиса дрались, хватая друг друга за косы и нещадно кидая через голову? Так и хотелось спросить создателей фильма: «Больше ничего не придумать?»
Но, впрочем, мы увлеклись, и эти вопросы не имеют смысла, потому что жанр этого фильма, несмотря на использование всей обоймы сказочных героев, вовсе не сказка, а «семейная комедия», причем с ограничением «12+».
Все дело в том, что сколько фильм ни рекламируй, сколько ни хвали, сколько ни разбирай по косточкам, но есть один четкий и верный критерий хорошего кино – посмотрел и спроси себя, будешь смотреть во второй раз?
Ведь каждый год на новогодние каникулы у нас повторяется одна и та же картина. Посмотрят зрители телепрограмму и заноют – «опять одно и то же!» А потом включат телевизор и смотрят всей семьей и «Иронию судьбы», и «Ивана Васильевича», и «Джентльменов удачи», и смеются в сотый раз надо всем, что уже давным-давно известно. А представьте, если телеканалы решат нас порадовать в новогодние каникулы – уберут все «заезженные» советские фильмы и наставят одних новинок? Что скажем тогда?
Ольга Андреева.