Аэростаты
27 января 1944 года она была снята, но этому предшествовали десятки месяцев обороны, унёсшей сотни тысяч жизней. Прошло больше семидесяти лет, но тема героизма советского народа остаётся неисчерпаемой.
В 1941 году нацистская Германия хотела сокрушить Советский Союз одним ударом. Уже осенью немецкие войска намеревались занять Москву и Ленинград. Авиация играла в этих планах едва ли не решающую роль. Но уже в первые недели после начала Великой Отечественной войны в городе на Неве были развёрнуты 328 постов аэростатной защиты.
- На Ленинградском и Волховском фронтах действовали также аэростаты наблюдения. В них гондола движется по ветру вместе с аэростатом. Качка при этом такая, что выдержать могли далеко не все. Поэтому экипажи подбирали очень тщательно. В их обязанности входила разведка территории противника: выявление огневых точек, скоплений техники, а также последующее управление артиллерийским огнём. И всё это под огнём и с земли, и с воздуха.
- В апреле 1942 года немецкое командование предприняло операцию под кодовым названием «Айштосс» («Ледовый удар»). Её целью было уничтожение с воздуха кораблей Балтийского флота, вмёрзших в лёд на Неве и в Финском заливе. На Ленинград было брошено 100 бомбардировщиков под прикрытием истребителей. Впервые немцы осмелились на авиационный налёт среди белого дня.
Наши лётчики и зенитчики успели встретить армаду и частично её рассеять. Тем не менее, 58 бомбардировщиков прорвались к городу. Тогда командующий армией ПВО генерал-майор Зашихин отдал приказ поднять аэростаты. Спустя всего 8 минут они были подняты в воздух. Фашистские стервятники были вынуждены набрать высоту, сбросить бомбы без прицеливания и выходить из воздушного пространства над Ленинградом. На обратном пути они попали под плотный огонь наших зениток. Боевые корабли на Неве почти не пострадали, а немцы потеряли десятки самолётов.
- Чем же аэростаты были опасны для авиации, ведь это первая ступень развития воздухоплавания! Опасность была немалой. При столкновении с тросом, которым аэростат крепился к земле, крыло самолёта сминалось, а иногда и перерезалось. В воздух их поднимали в основном ночью. Днём аэростат легко обнаружить и уничтожить. А немцы вели настоящую охоту за воздушными аппаратами.
Десятки, если не сотни аэростатов поднимались в воздух над Финским заливом. Один пост состоял из 10 рядовых солдат, командира и моториста. Они размещались на баржах, прикрывая гавань, порт и подходы к Кронштадту. Иногда баржи срывало с якорей и уносило в открытое море. На выручку приходили моряки. А плавающие мины лучшие стрелки расстреливали из винтовок. Но случаев гибели аэростатчиков было немало.
В августе 1942 года боевой расчёт не смог удержать аэростат при аварийном приземлении. Командир расчёта Алексей Кузнецов не отпустил стропу и вскоре оказался на высоте 3,5 километра. Температура там, в лучшем случае, не превышает нуля градусов. Он пробил корпус аэростата ножом, тот опустился в Неву, но до берега офицер не доплыл. Таких фактов известны десятки, в том числе над Дорогой жизни. Только с ноября по апрель 1942 года немецкие самолёты пролетали над ней не менее 2 тысяч раз. Их всё время встречали аэростаты, которыми управляли солдаты и офицеры, даже зимой жившие в палатках прямо на льду.
Аэростаты заполнялись водородом. Его доставляли в газгольдерах. В сопровождении четырёх бойцов они плыли на позиции, а голодные солдаты шли пешком под проливным дождём, снегом, в мороз и жару. Удержать газгольдер на ленинградском ветру нелегко, а сопровождающими часто были молодые девушки...
Всего две минуты требовалось, чтобы над Ленинградом, поднимаясь всё выше и выше, всплыли аэростаты заграждения. На их тросы часто вешали мины, так что опасения немцев были не напрасны. По подсчётам, они отработали в небе над блокадным городом более миллиона часов. Эта статья — дань памяти тем, кто не дал немецкой авиации уничтожить город на Неве.
По интернетстраницам подготовила
Т.А. Ясеновская