Газеты
Краеведение

Аэростаты

25 января 2018
Каждый год мы стараемся донести до читателей «Гдовской зари» новую информацию о героях и событиях блокады Ленинграда.

27 января 1944 года она была снята, но этому предшествовали десятки месяцев обороны, унёсшей сотни тысяч жизней. Прошло больше семидесяти лет, но тема героизма советского народа остаётся неисчерпаемой.

В 1941 году нацистская Германия хотела сокрушить Советский Союз одним ударом. Уже осенью немецкие войска намеревались занять Москву и Ленинград. Авиация играла в этих планах едва ли не решающую роль. Но уже в первые недели после начала Великой Отечественной войны в городе на Неве были развёрнуты 328 постов аэростатной защиты.

На Ленинградском и Волховском фронтах действовали также аэростаты наблюдения. В них гондола движется по ветру вместе с аэростатом. Качка при этом такая, что выдержать могли далеко не все. Поэтому экипажи подбирали очень тщательно. В их обязанности входила разведка территории противника: выявление огневых точек, скоплений техники, а также последующее управление артиллерийским огнём. И всё это под огнём и с земли, и с воздуха.
В апреле 1942 года немецкое командование предприняло операцию под кодовым названием «Айштосс» («Ледовый удар»). Её целью было уничтожение с воздуха кораблей Балтийского флота, вмёрзших в лёд на Неве и в Финском заливе. На Ленинград было брошено 100 бомбардировщиков под прикрытием истребителей. Впервые немцы осмелились на авиационный налёт среди белого дня.

Наши лётчики и зенитчики успели встретить армаду и частично её рассеять. Тем не менее, 58 бомбардировщиков прорвались к городу. Тогда командующий армией ПВО генерал-майор Зашихин отдал приказ поднять аэростаты. Спустя всего 8 минут они были подняты в воздух. Фашистские стервятники были вынуждены набрать высоту, сбросить бомбы без прицеливания и выходить из воздушного пространства над Ленинградом. На обратном пути они попали под плотный огонь наших зениток. Боевые корабли на Неве почти не пострадали, а немцы потеряли десятки самолётов.

Чем же аэростаты были опасны для авиации, ведь это первая ступень развития воздухоплавания! Опасность была немалой. При столкновении с тросом, которым аэростат крепился к земле, крыло самолёта сминалось, а иногда и перерезалось. В воздух их поднимали в основном ночью. Днём аэростат легко обнаружить и уничтожить. А немцы вели настоящую охоту за воздушными аппаратами.

Десятки, если не сотни аэростатов поднимались в воздух над Финским заливом. Один пост состоял из 10 рядовых солдат, командира и моториста. Они размещались на баржах, прикрывая гавань, порт и подходы к Кронштадту. Иногда баржи срывало с якорей и уносило в открытое море. На выручку приходили моряки. А плавающие мины лучшие стрелки расстреливали из винтовок. Но случаев гибели аэростатчиков было немало.

В августе 1942 года боевой расчёт не смог удержать аэростат при аварийном приземлении. Командир расчёта Алексей Кузнецов не отпустил стропу и вскоре оказался на высоте 3,5 километра. Температура там, в лучшем случае, не превышает нуля градусов. Он пробил корпус аэростата ножом, тот опустился в Неву, но до берега офицер не доплыл. Таких фактов известны десятки, в том числе над Дорогой жизни. Только с ноября по апрель 1942 года немецкие самолёты пролетали над ней не менее 2 тысяч раз. Их всё время встречали аэростаты, которыми управляли солдаты и офицеры, даже зимой жившие в палатках прямо на льду.

Аэростаты заполнялись водородом. Его доставляли в газгольдерах. В сопровождении четырёх бойцов они плыли на позиции, а голодные солдаты шли пешком под проливным дождём, снегом, в мороз и жару. Удержать газгольдер на ленинградском ветру нелегко, а сопровождающими часто были молодые девушки...

Всего две минуты требовалось, чтобы над Ленинградом, поднимаясь всё выше и выше, всплыли аэростаты заграждения. На их тросы часто вешали мины, так что опасения немцев были не напрасны. По подсчётам, они отработали в небе над блокадным городом более миллиона часов. Эта статья — дань памяти тем, кто не дал немецкой авиации уничтожить город на Неве.

По интернетстраницам подготовила

Т.А. Ясеновская



Единогласные решения рождаются в спорах
15 февраля 2018
Депутаты районного Собрания 6-го созыва собираются всё чаще и чаще. От сессии до сессии вопросов накапливается столько, что даже после их тщательной проработки на комиссиях, заседания длятся не меньше трёх часов.
Первый заместитель Главы
15 февраля 2018
На сессии Глава районной Администрации официально представил Первого заместителя.
Гдовский сити-менеджер. Кто он?
15 февраля 2018
За множеством серьёзных вопросов, визитов больших политиков и их представителей в маленький Гдов, сложностей с поставкой топлива на котельную в «горячую точку» района Смуравьёво-2, бурного обсуждения перспектив строительства в Гдове новой школы, многоквартирного дома... мы совсем упустили из вида процесс «рождения» нового главы администрации городского поселения «Гдов». По сути — главного городского хозяина, сити-менеджера не только районного центра, но и 62-х деревень поселения!
Эта память, верьте люди, всем нужна!
15 февраля 2018
К 74-й годовщине освобождения г. Гдова от немецко-фашистских захватчиков в рамках межведомственного регионального проекта «Мы помним! Мы гордимся: гдовичи в строю Бессмертного полка» в районной библиотеке прошёл час памяти «Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют».
Неожиданный подарок
15 февраля 2018
Благотворительность, меценатство всегда на Руси были нормой и правилом высококультурных, небезразличных к чужим нуждам и требам людей. Сегодня это явление тоже есть, в маленьком городе Гдове может быть это не слишком заметно, но те, кто не отказывает в помощи при проведении социально направленных или спортивных мероприятий, среди земляков имеют бесспорное уважение и каждого мы можем назвать по именам. В малых добрых делах видим мы открытую душу, щедрое сердце, способность отдавать, не требуя ничего взамен...
Воспитание юных на примерах героев
15 февраля 2018
В подборовской и добручинской школах прошли «Уроки мужества».