Газеты
Общество

Нерядовые записки рядового курсанта

29 января 2018
«И вот однажды наступает утро, когда ты окончательно понимаешь: прежняя жизнь закончилась, пути назад нет. Ты просыпаешься не в своей уютной комнате, а в просторной казарме. Под тобой жесткая солдатская койка вместо привычной мягкой кровати, и будит тебя не мама, а звонкий голос дневального: «Курс, подъем!»

Такой записью начинается дневник курсанта военного института Михаила Ильина (имя и фамилия изменены), случайным образом попавший нам в руки.Чем дальше мы углублялись в его содержание, читая интересные истории, лихо набросанные твердой рукой и изрядно приправленные «военным» юмором, тем яснее вырисовывались перед нами картины служебного быта.  Все знают о тяготах военной службы. Кто-то уже со школьной парты начинает придумывать возможные пути обхода этой сомнительной перспективы – отлучки от дома на один год. Целый год… Это же бесконечно долго!

Но что тогда сказать о нашем герое? У него как-никак за плечами уже больше года военного образования, а впереди маячит еще двадцать пять лет обязательной службы. Что притягательного он нашел в учебе в военном вузе? Давайте заглянем в его дневник…


Рядовой день

«Моя жизнь, – пишет Михаил, – начинается в семь утра  с энергичной зарядки. Пробежав 3 км, подтянувшись и отжавшись, мы выходим на утренний осмотр, опрятные и в начищенных берцах. Быстро позавтракав, спешим на занятия. Учимся долго, практически до самого вечера, с перерывом на обед, конечно. Я назначен ответственным за «секретную литературу». Что в ней такого секретного? К примеру, много разных схем, о которых никто из посторонних не должен знать. На перерывах между парами, когда другие  идут отдыхать, я бегу к библиотекарю за книгами. С каждого нужно получить роспись, когда он книгу получил и когда сдал. Морока большая, потому что за потерю литературы (раскрытия «военной тайны», другими словами) можно и в тюрьму сесть».

Сами себе повара

«У нас предусмотрено несколько видов нарядов. Наверное, самый интересный из них – наряд по столовой. В него заступает 24 человека, среди которых несколько сержантов, они всем и командуют. У каждого в столовой свое место: «варка», «мойка», «овощерезка», работа «официантом» и «хлеборезка». За их распределение идет настоящая борьба, за несколько недель ребята подходят и просят: «Дай, я сюда запишусь». Оно и понятно: на «мойке» ты работаешь до потери пульса, «официантам» нужно полы мыть, столы убирать. На «варку» раньше отправляли одних «лузеров», чтобы они там работали в виде наказания. Но потом туда начали ходить сержанты, и после этого все поменялось, народ стал рваться на эту работу. А о «хлеборезке» и говорить нечего: берешь буханку, машинкой ее нарезал и отдыхаешь. Туда, соответственно, самые приближенные попадают.

Наша столовая расположена на двух этажах. И есть у нас один «товарищ капитан». Он отвечает за порядок. Бывает, что-то ему не понравится: полы мы помыли без пены и «полотеров», ну, просто тряпками. Сначала весь первый этаж слышит его крик со второго. Потом он берет пожарный гидрант и заливает весь пол, все этажи, и мойка продолжается. Вот такая дисциплина…»

Отправили в наряд – попрощайся со сном

«Вчера вечером нас внезапно определили в наряд, раскидали по разным постам. Я, как обычно, попал в самые «удобные» условия: четыре часа работаешь, два отдыхаешь. Но два часа отдохнуть никак не получается, потому что сначала нужно дождаться смену с поста, а потом еще дорога до части время занимает, а это 1,5 км в одну сторону. Про саму дорогу я вообще молчу, в России же живем. Приходил в подразделение два раза за ночь. В первый поспал 20 минут, во второй – час. Пришлось на другом посту тоже на часик прикорнуть – не выдержал. 

Работа в нарядах – это тоже отдельная история. Бывает, воду из подвала совками и лопатами черпаем. Или переносим доски с первого этажа на третий  полдня, а через месяц нам скажут, чтобы мы их обратно на первый тащили…»

Ты в армии, а значит, должен быть спортивным

«Каждый день у нас уделяется время физическим занятиям. Периодически сдаем зачеты. Тут же рейтинговая система, за каждое упражнение получаешь баллы. В конце каждого семестра преподаватель подводит итоги, по разным номинациям выбирает трех лучших и награждает их сладким призом. Вот и вся награда. Хотя есть еще одна, «особая» номинация: тому, кто хуже всех сдал зачет, вручают рваный сапог или кроссовок. «Победитель» обязан хранить свой приз около кровати, на видном месте…» 

«Холодные» сборы

«В марте у нас были очередные сборы на полигоне. Отъезжали далеко от части, ставили палатки. Застелили мы их «хворостом», обычными ветками. Было очень холодно. Надевали на себя все, что можно было: ватники, несколько пар носков, бушлаты, шапку. Плюс ко всему на тебе висит противогаз, вещмешок под голову положен и еще нужно спать с автоматом, чтобы его не украли. В итоге я поспал около часа. Проснулся оттого, что ноги замерзли и спина болела от веток. Закончилось все весьма прозаично: вся группа спала у костра, а не в палатках. Целью поездки было наши навыки стрельбы проверить, а итогом стала до краев забитая санчасть…»

Ночные занятия

«Мне нравилась практика, которую мы проходили, когда ездили в Приморск. Залезали на вышки, делали засады на берегу, были «часовыми у границы»,  а до Балтийского моря – рукой подать. В общем, красота! 

Но больше всего запомнились ночные занятия. Дело было в ноябре. Часов в десять вечера мы вышли с заставы. Нас разделили на две подгруппы, у каждой был свой маршрут движения, свои задачи, но цель одна: найти машину «Урал». Перед началом полковник нарисовал нам примерную карту местности, и мы начали поиски. Плюс к основной задаче  нам еще приходилось заходить в деревни по пути и считать, сколько там может жить людей. Нужно было соблюдать осторожность, подкрадываться к домам. Иногда наталкивались на местных «сторожей» – собак.  Под покровом ночи, в полной экипировке, с автоматами – временами мы забывали, что все это игра.  К сожалению, машину нашла не наша группа. Перед этим они нам по рации кричат: «Вы стреляли?». Оказалось, что в «Урале» была засада и их обстреляли (это были не мы). Ребята убежали, а нужно было, конечно, отстреливаться, не расслабляться до самого последнего момента…»

Остается только догадываться, с какими еще трудностями сталкиваются те, кто выбрал для себя военное призвание. Но читая и слушая подобные истории, веришь: они все выдержат с таким оптимизмом и юмором!

Василий Андреев.

В морозные дни – спешим на катки
31 января 2018
Несколько морозных дней, выдавшихся в январе, стали огромной радостью для детворы: на прудах установился лед. А что это значит? Правильно: можно бежать за коньками!
Появилась дополнительная возможность для развития городов Псковской области
30 января 2018
У городов Псковской области появилась дополнительная возможность для создания комфортных условий проживания, заявил секретарь регионального отделения партии «Единая Россия», председатель областного Собрания депутатов Александр Котов, комментируя заявление президента РФ Владимира Путина о продолжении проекта развития территорий в 2018-2020 годах и увеличении финансирования на эти цели до 25 млрд рублей в год.
Публичные встречи руководителей медицинских организаций с населением
31 января 2018
Утвержден график публичных встреч руководителей государственных учреждений здравоохранения области с населением на текущий год
Дороги разбиты, лесозаготовки продолжаются. Есть ли выход?
27 января 2018
В одном из последних номеров газеты было опубликовано письмо Ю.А. Федорова «После нас – хоть потоп», живописно повествующее о проблемах жителей и гостей деревни Подлипье Новоржевской волости, которые они терпят из-за разбитой лесовозами дороги. Для чего люди пишут в газету? Они надеются, что как в советское время им кто-то даст через газету ответ и что их проблема оперативно будет решена. Увы, сегодня, наверное, гораздо действеннее обращаться не в редакцию, а в прокуратуру...
Ледянки, «ватрушки», снегокаты – все для зимних забав
30 января 2018
Как только зима хоть немного побалует нас снегом, детвора сразу хватает санки и торопится на горки. В такие дни голоса на горке на ул. Комсомольской слышны с утра до позднего вечера. По этому участку улицы в периоды «катаний» нужно ходить с большой осторожностью, потому что прямо вам под ноги, на дорогу, вдруг может скатиться какой-нибудь юный любитель больших скоростей.
Новые дворянские фамилии на карте Новоржевского уезда
29 января 2018
Воспитанием подрастающего поколения в лицеях и кадетских корпусах занимались такие выдающиеся люди своего времени: