Как строили дорогу в 1910 году
Почти все дороги Новоржевского уезда, находящиеся на попечении земства, располагались в северной части уезда. В южной же части, где находились Бежаницкая, Дворицкая, Кудеверская и прочие волости, земских дорог вовсе не было. Почвенные условия юга таковы, что содержание дорог в исправности требовало слишком много затрат, непосильных для местных жителей. Таким образом, сообщение между деревнями и железнодорожной станцией Сущево весной и осенью было связано с громадными трудностями как раз во время интенсивной миграции населения на отхожие промыслы. Поэтому было решено коренным образом исправить и частично заново провести по кратчайшему пути тракт Сущево – Аксеново – Кудеверь – Бардово, а также дороги Бежаницы – Аполье–Каркачи, Сущево – Финьково, Аксеново – Духново – Жадрицы – Новоржев.
В Новоржевском уезде работы проводились под общим надзором инженера путей сообщения и представителя Новоржевской земской управы Рокотова. Для надзора на отдельных участках были привлечены землевладельцы и учителя, пользующиеся доверием у населения. Кроме того были задействованы два специалиста по земляным работам, двадцать специалистов землекопов-белорусов, которые постепенно увольнялись по мере усвоения местными работниками необходимых навыков, особый мастер для замощения и несколько опытных каменщиков для работ по кладке труб и мостов. Вдобавок общественные работы в уезде посетил заведующий продовольственным делом Российской Империи шталмейстер В.Э. Фриш, посвятивший осмотру несколько дней.
По финансовым отчетам видно, что назначенный населению заработок едва обеспечивал нуждающихся в нем людей. Это обстоятельство привело к тому, что пришлось отказывать многим желающим принять участие в дорожных работах, и создавало затруднения при формировании рабочих групп, особенно, когда люди приезжали из отдаленных местностей, поскольку вместо предполагаемых шести волостей в работах принимало участие целых тринадцать.
Теперь приведем еще немного цифр. В общей сложности было проведено и отремонтировано 16 дорог или около 233 км дорожного полотна по уезду, установлено 29 деревянных мостов, 176 каменных труб и вырублено и раскорчевано 9,8 га леса. Работы были организованы весной и летом и продолжались 90 дней: с 20 апреля (по старому стилю) по 20 июля 1910 г. Средний заработок человека, принимавшего участие в работах, составлял 12 руб. 48 коп. Поддержание дорог, мостов и труб в будущем должно было войти в обязанности местного населения при поддержке земства.
Прошло почти 110 лет, мы до сих пор пользуемся этими дорогами, по которым каждый год сотни людей едут на автомобилях или автобусах домой, на работу или в гости. Они извилисты и неровны, но местами с них открываются прекрасные виды на озера и деревни. С недавних пор наши дороги выбраны для проведения этапов Кубка России и Чемпионата России по авторалли.
И. Беляева, краевед, редактор сообщества «Кудеверская волость».