Газеты
Новости

«В начале жизни школу помню я ...»

15 февраля 2018
В школу я пошёл в 1948-м году в восьмилетнем возрасте, и мать-учительница считала, что это правильнее, чем начинать учёбу в 7 лет.

 Школа находилась в деревне Церковище за 5 км от нашего Савина. Ходили в темноте и по бездорожью, нас никто никогда не провожал. Уставали... А какие могут быть силёнки при скудном питании. Грамоту я знал до школы и в начале первого же урока получил первую пятёрку, написав на доске слово «мама». Моя первая учительница – Ефросинья Степановна Ковалёва (Жаркова). Она жила в нашей же деревне, на другом её конце. В 1-м классе нас у неё было 42 человека. Была строгой и очень ответственной, чтобы подтянуть отстающих, ежедневно подолгу занималась с ними после уроков, хотя ей предстояла ещё неблизкая дорога домой, где у неё были двое своих детей и хозяйство. В начальной школе мне не нравился устный счет и заучивание словарных слов. Пятёрок нам не ставили, помню, как мы все сгрудились над партой – посмотреть, как она выглядит в тетради одного ученика. В табелях за 3 - 4 классы у меня были четвёрки. В холодное время уроки делал на русской печке при свете коптилки, столиком служила кадушка для теста. Мама никогда не контролировала подготовку уроков, и хорошо, что ей не приходилось тратить время ещё и на это. В первом классе большинство оказались моими ровесниками, несколько человек были ещё старше, а на задней парте – почти юноши (помню Иванова Владимира и Степанова Николая). Ученики постарше чаще всего были вынужденными второгодниками. Помню, учительница спрашивает: «Что Ваня не ходит на занятия?”. И тот, кто знает названного ученика лучше (мы же приходили в школу из разных деревень) отвечает: «Ему обуть нечего». То есть этот ученик посещал школу, пока можно было ходить босиком. Учительница говорит: «А-а…» и ведёт урок дальше. А выпавший из строя, сделает попытку учиться в следующем году. Все, и я в том числе, ходили босиком весь сентябрь и большую часть октября. Помню, выходишь из дома и видишь, что грязь замёрзла, ступать по ней неудобно («храпки»), но выбираешь, где помягче и бежишь побыстрее. Ступни становятся красными, начинают «гореть». Нормально. Пока сидим в школе, заморозок на почве отойдёт. Но, бывало, в окно видим: пошёл снег - начинаем ёжиться, переглядываться и жалко улыбаться. Домой бежим вприпрыжку, ступни почему-то не разогреваются, иногда становимся на валуны – погреть ноги. Простужались, конечно, кашляли трубным звуком, ходили сопливыми... Но выживали. Думаю, мобилизация организма была какая-то особая, несмотря на полуголодное существование. Помню только одного умершего мальчика, по фамилии Федоренко. Нынешнего ребёнка в такой ситуации я не представляю. Весной тоже начинали ходить босиком, когда ещё и снег на полях и огородах лежит. Завершая «босую» тему, скажу, что в нашей низменной местности дороги часто представляли своего рода кисель, а подходящей обуви не было. Помню, что попробовал обуть как-то ботинки (в редкой семье это было доступно), но они так размокли, что стали, как тряпки. Зимой понятнее – там валенки. Резиновые сапоги появились в наших местах только к середине 1950-х годов. Люди воспрянули духом, цитировали: «Спасибо Сталину-грузину, что обул нас у резину». В 3-м классе меня приняли в пионеры и выбрали председателем совета отряда. Наш отряд носил имя Павлика Морозова. Пионерские сборы проводила штатная пионервожатая Царева Варвара Михайловна. Она снабдила меня альбомом, вырезками из газет - я должен был вести красочный дневник отряда. К лидерству и тогда, и в дальнейшем, я совершенно не стремился, а вот хорошо учиться и больше знать - это да. Своей должностью я тяготился, додумался прогуливать сборы отряда. Предполагал, что будут заставлять, но меня тихонько заменили. С четвёртого класса и далее каждый год мы сдавали экзамены по основным предметам для перевода в следующий класс. С пятого класса пошло предметное обучение. Ефросинья Степановна всё же заложила достаточный фундамент знаний, и на меня посыпались пятёрки. Любил читать книги, память хорошая – поэтому пересказать содержание заданного материала было нетрудно. Читая учебники, я увлекался и часто прочитывал содержание нескольких разделов вперёд. Хотя я по складу гуманитарий, но с математикой, химией и другими предметами проблем не было – не было ни одной задачи, с которой я не мог справиться, иногда – единственный в классе. Желающие у меня списывали, а наши переутомлённые бытом преподаватели даже и не удивлялись, что решена такая трудная задача, а похвалы хотелось. Однажды, предполагая, что задачу никто не решит, я специально шёл в школу помедленнее, чтобы прийти точно к началу урока, чтобы никто не успел списать и одному пожать лавры. Но не рассчитал и опоздал – это было наказание за мою гордыню. Мои сочинения по литературе почти всегда зачитывались в классе, как образцовые. За всё время учения в школе наибольшее впечатление на меня произвела учительница русского языка и литературы Ялынская (позднее Стрельцова) Ирина Игнатьевна. Хорошо подготовленная, обаятельная, а самое главное, сумевшая установить с нами отношения взаимоуважения и взаимодоверия. На уроках Ирины Игнатьевны – сознательная дисциплина, творческая работа – укрепляешься душой. Жаль, не написал любимой учительнице ни одного письма после школы. Биологию и химию преподавала Марченко Раиса Васильевна. Я удовлетворён тем уровнем знаний, с которым она нас выпустила – в институте с многочисленными предметами этого направления у меня проблем не было, я даже любил органическую химию и связанные с биологией науки. И с дисциплиной, и с общением на уроках был порядок. Ходить в школу было далеко, «при керосине» поздно не засиживались, после выполнения письменных заданий по русскому и математике времени на остальные уроки у нас оставалось мало. Поэтому было актуально: «Спросят – не спросят». Экономил и я, в том числе на химии и биологии. А говорю к тому, что мы с Раисой Васильевной были абсолютно «на одной волне». Получаю 5, но чувствую некий сигнал. Тщательно готовлюсь к следующему её уроку - и точно – спросила, поставила 5. Опять готовлюсь к уроку, и снова поднимает – получаю 5. Готовлюсь в четвёртый раз – и снова 5 (иногда три опроса подряд, но чаще именно четыре). После этого она забывала про меня до конца четверти. Интересно, что это бывало немало раз, Раиса Васильевна «ловила» меня всё тем же, ни разу не оправдавшимся методом. Расскажу об учителе истории Рысакове Андрее Александровиче. Мы все его любили. Всегда приходил на урок в хорошем настроении, и нам оно передавалось. Почти все мы были безотцовщина, и в наших отношениях была, наверное, взаимная теплота. Думаю, он никогда не ставил двоек и был щедр на оценки. Мог пошутить на уроке. Очень кстати был в то время такой учитель, мужик с лёгким характером. Класса, наверное, с третьего в сентябре мы работали на колхозных полях, в основном на уборке картофеля. В 8-м и 9-м классах работали уже на обслуживании молотилок, с проживанием в чужих деревнях. Удивительно, что нас, без всякого инструктажа, посылали зимой заготавливать дрова, а также лес для строительства новой школы. Помню, мы с энтузиазмом валили деревья, они не всегда падали, куда надо. Один раз ель только чудом не придавила Таню Шаховскую - Бог нас сохранял. На групповом снимке весной 1954 года мы с Ириной Игнатьевной после окончания шестого класса под окнами нашей школы. На фото - Ирина Игнатьевна в центре. Я тоже «в центре» в самом заднем ряду. Ребята в ожидании смены причёсок: до 6-го класса включительно нужно было стричься наголо, с 7-го класса отпускали волосы умеренной длины и зачёсывали строго назад. У многих учеников образование заканчивалось семью классами. Ребята поступали, в основном, на курсы трактористов, немногие – в ремесленные училища в городе (на полное гособеспечение). Из нашей деревни десятилетку одновременно со мной заканчивала только упомянутая выше Таня. Помню, разыгрывали переходящий кубок между школами по шахматам. Он представлял из себя тяжеленное, но мастерски выполненное изделие из металла в форме ладьи (токарная заготовка, пайка отдельных пластин, имитирующих кладку башни). Приехали развитые, видные ребята из Усвятской школы, сели с нами играть и проиграли. Кубок остался у нас. На следующий год им также не удалось его выиграть. В 9 - 10 классах у меня были почти круглые «пятёрки», но мысль о золотой медали мне в голову не приходила, и школьное руководство на это меня не ориентировало. Я написал выпускное сочинение на «4», по остальным экзаменам и в табеле были всё "пятерки". Я подумал, не дадут ли мне серебряную медаль, но почему-то по геометрии, несмотря на годовую оценку «5» и экзамен на «5», вывели итоговую оценку «4». Я воспринял это спокойно, как должное. Очень часто я уступал в ситуациях, даже когда для меня была очевидной моя правота. Волевого настроя не хватало. Возможно, в полной семье, с отцом, характер складывался бы по-другому. Но так получилось, что мама, Анна Кирилловна, учительница Глазуновской начальной школы, растила нас с братом одна... Отец, учитель Соболевской 7-летней школы, ушёл на фронт, воевал в офицерском звании, после войны вторично женился и домой не вернулся... В старших классах я сидел за одной партой с Коноваленко Аркадием. Он жил в Церковище, хорошо учился и играл в шахматы. На фото мы с ним летом 1958 года, после окончания школы. Причёски у юношей с давних пор и тогда были именно такого типа, на лоб пряди волос ни у кого не свисали. После школы Аркадий поступил в строительный техникум по специальности деревообработка, стал работать, сильно пить и ушёл из жизни молодым. До окончания школы я не знал, где я хочу учиться дальше. Самый близкий к нам город (через Невель находился в 150 км) – бывший областной центр Великие Луки. Там был педагогический институт. Мама не хотела для меня этой профессии, далеко куда-то ехать я тоже был не готов. И тут мы узнаём, что в Луках открылся сельскохозяйственный институт, и в нём будет проводиться первый набор на агрономический факультет. Зоотехнический факультет вместе со старшекурсниками был переведен из Смоленска. С одноклассницей Верой Буяновой мы решили учиться на агрономов, и маму это тоже устраивало. Вспоминая поступление и первые периоды учёбы, отмечу, что безвылазная жизнь в деревне заметно задержала моё развитие в плане социализации. Уметь постоять за свои интересы – это не про меня, зато к материальным невзгодам я был подготовлен. Комната в общежитии на семь человек – нормально, один туалет на коридоре – нормально, там же умывальник с холодной водой (о душе и речи нет) – нормально; в сравнении с деревенскими условиями – вообще комфорт. И питание отличное: утром и вечером хлеб с водой, а днём –обед в столовой. На нашем курсе большинство студентов были малообеспеченными. Кто пришел из армии, донашивал кирзовые сапоги и форменную солдатскую одежду, затем облачались в дешёвые фланелевые костюмы, считавшиеся спортивными. У меня были привезены кирзовые сапоги из дома, я обувал их не только на сентябрьские работы в колхозе, но и на занятия. Года через два мы немного цивилизовались, и вновь поступившие студенты выглядели уже приличнее - жизнь налаживалась... Разницы в сложности учёбы в сравнении со школой я не заметил, опять пошли отличные оценки. На первую сессию я набрал учебников из библиотеки, но более ушлые товарищи их перед экзаменами тайком от меня растащили, а после подбросили. Это было мне уроком - в дальнейшем учебников заранее не брал, только перед экзаменом. При этом базовых учебников не хватало, приходилось довольствоваться дополнительными или устаревшими. Готовился к экзамену очень непрактично. Даже когда были известны билеты или вопросы, я в них не заглядывал, а просто читал учебник. Как бы заботился о целостности восприятия предмета. Чаще всего дочитать учебник до конца не удавалось. И при этом я часто сдавал сессии на «отлично» и получил «красный» диплом. Работал в "Опытно-производственном хозяйстве (ОПХ) "Родина" на станции химизации. Затем 16 лет отработал в Центре НОТ (главным агрономом, заместителем директора), 10 лет был директором станции химизации, на пенсии продолжал трудовую деятельность в отделении Госстандарта и немного в институте повышения квалификации. Брат Ваня, 1945-го года рождения, на 5 лет младше меня. Закончил Усвятскую среднюю школу с золотой медалью. Церковищенская средняя в 1963-м и 1964-м годах старшеклассников не учила и 2 года там не было выпусков средней школы - говорили, что это Хрущёв виноват. Брат поступил на стоматологический факультет Калининского мединститута. По его окончании получил диплом с отличием, сдал вступительные экзамены и был зачислен в аспирантуру Московского мединститута, но затем выбрал для себя ординатуру Харьковского мединститута, в которой учился, работая одновременно над кандидатской диссертацией. Успешно защитил её. Для работы по специальности он выбрал Псков, недалеко от него, в Псковском районе жил я со своей семьёй да и к маме хотелось быть ближе - она тогда жила в д. Глазуново. Долгое время он работал заведующим стоматологическим отделением Псковской областной больницы. Является главным нештатным челюстно-лицевым хирургом комитета здравоохранения Псковской области и членом коллегии Министерства здравоохранения РФ по направлению челюстно-лицевая хирургия.

Анатолий Александрович Прусаков, ныне житель г. Пскова
История семьи
8 июня 2018
Каржавы. Начало 20 века. История Жолудевых (Жёлудевых)... Часть четвертая.
Михаил Ведерников и Николай Подгузов договорились о развитии сети «Почты России» в Псковской области
8 июня 2018
Врио Губернатора Псковской области Михаил Ведерников и генеральный директор «Почты России» Николай Подгузов подписали соглашение о развитии почтовой сети и совершенствовании услуг на территории Псковской области. Церемония прошла 24 мая, в ходе 22-го Петербургского международного экономического форума.
Детство – это радость!
8 июня 2018
Яркий и красочный праздник, согретый детским смехом и радостными улыбками, прошёл 1 июня на площади у районного Дома культуры. Раиса Васильевна Старовойтова, заместитель директора РЦК открыла праздник вручением дипломов лауреата Областного фестиваля по поддержке талантливых детей, проживающих в сельской местности «Мы из будущего»-2017 Анастасии Струковой, танцевальному коллективу «Журавушка», дуэту Анастасии Струковой и Вероники Семеновой, дипломов третьей степени - Анастасии Жидковой, вокальному трио детской музыкальной школы в составе Алены Васиной, Лизы Шишаковой и Даши Рыжаковой, дипломов второй степени – вокальной группе «Живой звук», Алене Васиной.
История семьи
8 июня 2018
Третья ветвь Желудов – семья моего прадеда Фёдора Филипповича. Известный на всю округу кузнец, мастер по изготовлению саней, телег, колёс. С женой Аккулиной Григорьевной (до замужества Старовойтовой, родом из Заголодья) вырастили пятерых детей.
Девятиклассники прошли проверку знаний по русскому языку
8 июня 2018
Основной государственный экзамен в 9 классах в 2018 году включает проверку знаний по двум обязательным предметам: русскому языку и математике и двум предметам, выбрать которые школьнику можно самостоятельно.
Владимир Путин назвал Псковскую область в числе регионов, которые улучшили позиции в Национальном инвестиционном рейтинге
8 июня 2018
Президент России Владимир Путин в ходе пленарного заседания на ПМЭФ-2018 отметил Псковскую область в числе субъектов РФ, которые улучшили позиции в Национальном инвестиционном рейтинге регионов.