актуально
Фондам музея - 100 лет!
23 марта 2018
•••В далёком 1918 году порховские краеведы, представители местной общественности задумались о сохранности культурно-исторического наследия Порховщины –края, на территории которого до революции располагалось огромное количество богатейших дворянских усадеб. Задумались и приступили к осуществлению задуманного. Так, сто лет назад, и начинали формироваться фонды Порховского музея.
В то время, когда шла Гражданская война, когда свирепствовали недобитые большевиками банды, грабившие всё и вся, когда порховичам зачастую нечем было кормить своих детей, энтузиасты спасали произведения искусства, чтобы сохранить их для будущих поколений жителей молодой советской республики.
В текущем и следующем, 2019 году, в Порховском краеведческом музее пройдёт цикл мероприятий, посвящённых этой дате – началу формирования фондов.
Посетителей музея ждут виртуальные экскурсии, выставки, лекции, из которых можно будет узнать много интересного о нашем уникальном крае, о том, какие сокровища удалось спасти от грабежей и поджогов, и о людях, стоявших у истоков музейной деятельности.
Личность, если она действительно является таковой, может иметь большое значение в истории. Такой личностью для порховского музея стал Валентин Кронберг, сотрудник внешкольного подотдела отдела народного образования. Вместе с такими же неравнодушными людьми, как он сам, Валентин Иванович обследовал, вывозил, ставил на учёт наиболее ценные вещи из бывших дворянских усадеб Порховского уезда.
Первым спасли имущество, находящееся в имении князей Дондуковых-Корсаковых в Полоное. С него начали, так как оно находилось в непосредственной близости от города. Из усадьбы были вывезены картины западноевропейских и русских художников, коллекционное оружие, мебель, книги. Имущество свозилось в два специально отведённых для этих целей помещения в доме Зацкого (ныне здание почты). Вход находился со стороны реки.
Постепенно фонды музея пополнялись новыми экспонатами из других барских усадеб, расположенных на территории уезда: Горомулино, Нестрино, Красного Бора, Бельского Устья и других. В Порхов из различных дворянских имений привезли мебель, около 5000 книг, картины, ковры и многое другое. В документах экспонаты будущего музея значились как «материал для организации музея».
Первое время музей напоминал складское помещение, но работа по систематизации шла быстрыми темпами, и уже в апреле 1919 года здесь прошла первая выставка. Всю её масштабность сложно представить. Чего тут только не было! Перечислим лишь некоторые экспонаты: коллекция фарфора (мейсенский, севрский, венский, английский Веджвуд, голландский Дельфт, японский, китайский, русский), акварели и миниатюры Соколова, Крендовского, Гау, английские гравюры, староголландское полотно, литография, французский гобелен XVII века, копия Мадонны Рафаэля.
Лето 1919 года выдалось неспокойное. В Пскове и его округе орудовали отряды Булак-Балаховича. В Порхове началась эвакуация учреждений. Часть музейного фонда была вывезена в Великие Луки. В результате транспортировки пострадали некоторые картины, но основную часть коллекции удалось спасти.
Петроградский отдел музеев и охраны памятников уделял Порхову пристальное внимание, так как Порховский уезд считался выдающимся по количеству памятников старины и искусства. Однако фонды пополнялись не только за счёт барских имений. Достоверно известно, что в 1920 году В.И. Кронберг и А.С. Хрисанфов ездили в Псков на выставку «Дома искусств», на которой на выданные им 100000 рублей приобрели для Порховского музея картины художников Марка Шагала, Бениты Эссен, Бориса Григорьева.
Впоследствии экспонаты музея частично вывозились в Псков (так, в 1925 году часть фонда была передана в Псковский музей: это 58 картин русских и иностранных художников) и в большей мере в Петроград, благодаря чему они сохранились до наших дней, потому что во время войны порховский музей разграбили фашистские оккупанты и увезли в Германию практически все предметы, имеющие хоть какую-то ценность.
К сожалению, сейчас наш музей не располагает той богатейшей коллекцией, которая хранилась в фондах до войны. Однако сохранились данные об утраченных экспонатах, что даёт обширное поле для исследовательской деятельности краеведов, как уже именитых, так и юных.
Наталья РАССАДИНА
Фото автора