Газеты
Здоровье

Советы психолога: Если ваш ребёнок - левша

12 апреля 2018
За завтраком ребёнок пьёт чай, держит чашку в правой руке. Правой рукой он держит и ложку. Почувствовав неловкость, он откладывает ложку в сторону и двумя руками берёт чашку. Часто он прибегает к помощи левой руки, заменяя ею правую, иногда держит ложку попеременно то левой, то правой рукой. Подобные действия ребёнка знакомы, пожалуй, всем. Оказывается, что до достижения определённого возраста детям совершенно безразлично, какой рукой пользоваться при выполнении каких-либо действий. А если ребёнок отдаёт предпочтение одной руке и рука эта — левая? «Неужели наш ребёнок левша?» – задаются родители вопросом и серьёзно огорчаются. Но стоит ли расстраиваться? Что в этом плохого? «Ребёнок не такой, как все, – говорят родители, – большинство людей — правши». А почему, собственно, ребёнок должен быть таким, «как все»? Кто сказал, что «как все» – это норма? Во все времена развития человечества люди-левши вызывали особый интерес и некоторое настороженное отношение окружающих, возбуждали удивление и любопытство. Мне бы хотелось привлечь внимание читателей к левшам.

Что мы знаем в настоящее время о природе возникновения левшества? Относительно причин возникновения леворукости существует множество теорий. От полуфантастических до вполне научных. Согласно одной из таких версий, праворукость связана с несимметричным расположением внутренних органов, которые смещают центр тяжести тела вправо. Необходимый при этом упор на левую сторону делает правую более свободной. Мышцы правой руки тренируются, она становится более развитой, её движения – более точными.

Ещё одна  из теорий - так называемая теория «щита и меча». Во время сражений воины закрывали своё сердце щитом. А значит, держали его левой, пассивной рукой, а оружие при этом оставалось в правой. Многовековая тренировка в бесчисленных сражениях и определила преимущество правой руки в разных видах деятельности.

Человека, предпочитающего действовать левой рукой, обычно называют левшой.  Под левшеством понимается левая асимметрия - преобладание левой стороны над правой в совместном функционировании парных органов. Левшество не сводится к леворукости. Левшество– это предпочтение не только руки, но и ноги, глаза, уха и даже чувствительности левой половины тела. Просто в обычной жизни большинство людей редко обращает внимание на то, какую ногу, ухо или глаз предпочитает человек. Стоит заметить, что абсолютных левшей - людей, у которых ведущие все парные органы левой стороны тела, — очень мало. Чаще преимущественное владение левой рукой сочетается, например, с левой ногой, но правым глазом и правым ухом.

Существуют различные причины левшества, от которых может зависеть развитие тех или иных качеств у ребёнка.

• Генетическое левшество: леворукость в 10-12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей.

• «Компенсаторное» левшество, связанное с каким-либо поражением мозга, чаще – его левого полушария в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребёнка.

• «Вынужденное» левшество. Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям.

• Псевдолеворукость: у детей не формируется доминирующее полушарие по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость или, что бывает чаще, примерно равное использование обеих рук.

Пока нет чёткого и однозначного ответа на многие вопросы о леворукости. Ещё не открыты загадки её происхождения, мы очень мало знаем о психологических и физиологических особенностях леворуких людей, но с уверенностью можно сказать, что леворукость не может быть причиной каких-то отклонений в развитии или снижения умственных и физических способностей.

Следует заметить, что выраженность праворукости и леворукости бывает разной. Есть люди, умеющие работать только левой или только правой рукой. Их ещё называют «выраженные левши», «выраженные правши». Кто-то использует преимущественно одну руку, но умеет выполнять эти же действия другой рукой («невыраженные левши» и «невыраженные правши»). Есть и те, кто одинаково хорошо выполняет любые действия, даже очень сложные (в том числе письмо, рисование, вязание и т.п.), и правой, и левой рукой. Таких людей называют амбидекстрами (от лат. ambo - оба, dexter - правый).

К категории «дети-левши» относят также и бытовых левшей - детей, использующих при письме правую руку, а при выполнении бытовых действий - левую.

Выбор правой или левой руки – не каприз ребёнка. Он связан с распределением ролей между полушариями головного мозга. Это заложено в человеке от рождения. Многие левши, переученные с детства, всю жизнь пишут и едят правой рукой. Зато всё, чему обучаются самостоятельно, они делают левой. Для них правая рука остаётся менее ловкой, менее приспособленной к труду.

В каком возрасте можно определять ведущую руку? Специалисты считают, что целесообразно делать это в 4-5 лет. Начиная с 16-20 недель и до 2 лет, у ребёнка происходят волнообразные изменения костей рук. С 2 до 4-5 лет руки практически равноценны и одинаково активны, причём большая часть действий совершается обеими руками. Лишь в возрасте 4-5 лет формируется стойкое предпочтение одной из рук.

Большая часть повседневной двигательной активности требует участия обеих рук, но каждая рука выполняет свои действия. Приглядитесь, например, как ребёнок развязывает узелок, шнурует ботинки, складывает кубики или собирает конструктор. Наблюдение покажет вам, что одна рука (ведущая) осуществляет активное движение, а другая удерживает предмет.

Приведу наиболее типичные тесты определения ведущих руки, ноги, глаза.

• «Переплетение пальцев рук». Предложите ребёнку сложить руки в «замок». Тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей - левой.

• «Поза Наполеона» - складывание рук на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.

• Положите перед ребёнком карандаши на расстоянии вытянутой руки. Попросите его взять карандаш. Какой рукой он берёт карандаш?

• Сядь на стул со скрещенными ногами. Какая нога сверху?

• Прыжок. Какую ногу использует, как толчковую?

• Посмотри в калейдоскоп. Каким глазом ты смотришь?

У многих родителей сложился стереотип, что левшой быть плохо, необходимо переучивать ребёнка работать правой рукой. Этого не стоит делать!!! Леворукость – это так же нормально, как праворукость. Это индивидуальная особенность вашего ребёнка.

Среди так называемых «левшей» было много гениев, например, римский император Юлий Цезарь, выдающиеся полководцы - Александр Македонский, Наполеон, великий физик Альберт Эйнштейн. А знаменитый учёный и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи и известный российский академик Андрей Сахаров были двоерукими: они умели писать обеими руками, да ещё и одновременно.

Влияет ли предпочтение руки на восприятие? Ведущую руку всегда определяет доминирующее полушарие. У правшей – левое, отвечающее за математическую логику, точные науки, последовательность обработки поступающей информации, а у левшей, наоборот, правое полушарие мозга, которое отвечает за образность, чувственное восприятие, абстрактное мышление и творчество.

Отличия леворукого ребёнка от правши не заканчиваются только лишь определением руки, которой он будет держать ложку. Здесь всё гораздо сложнее и связано со способом переработки информации. Как правило, левши более подвижны, эмоциональны и имеют художественную одарённость. Очень часто они имеют музыкальный слух, хорошо лепят, мастерят и рисуют. Чтение и письмо даётся им хуже, а с математикой они совсем не «дружат». Леворукий ребёнок хорошо воспринимает целостный образ, а поэтапное, логическое усвоение для него будет сложным. Эти дети – большие фантазёры, у них развито воображение, а также пространственное мышление, из точных наук они могут усвоить геометрию. Они достаточно ранимы, чувствительны и склонны к перепадам настроения.

Что необходимо знать родителям маленького левши? Переучивать левшу нельзя. Не слушайте людей, которые будут пытаться убедить вас в том, что ребёнка нужно формировать, «как всех».  Весь наш быт приспособлен для праворуких: ручки приборов в автомобилях и самолётах, телефоны-автоматы и наручные часы, многие инструменты ручного труда созданы только для доминирующей правой руки. Ваша задача – помочь своему малышу хорошо адаптироваться к окружающему праворукому миру.

• Ребёнок-левша имеет развитое творческое начало от рождения. Выявляйте его таланты и помогайте им развиться.

• Не заостряйте внимание на его ведущей руке, чтобы не сформировать комплексы. Приучайте его к мысли, что в этом нет ничего необычного. Приводите примеры, связанные со знаменитыми леворукими людьми.

• Ненавязчиво развивайте правую руку, не снижая при этом активности левой. Тогда ребёнок будет иметь неоспоримые преимущества перед сверстниками. Для полноценного развития обеих рук очень хороши конструкторы.

• К письму и счёту приучайте малыша постепенно и сразу заканчивайте занятия, если ребёнок устал. При обучении письму леворукого ребёнка не требуйте от него наклона букв вправо, а также их безотрывного написания.

• Для таких детей самыми подходящими будут игры, связанные с развитием зрительного восприятия и координации, при этом любые игровые движения нужно разложить на отдельные элементы и всё объяснить пошагово.

• При поступлении в школу необходимо поставить педагога в известность и попросить учесть эту особенность ребёнка.

• Помните, такой ребенок может совершенно не «дружить» с математикой. Постарайтесь это принять и не требуйте от него высоких оценок по этому предмету.

• Обратите внимание на то, как обустроено рабочее место ребёнка: свет должен падать справа, за партой в школе ему лучше занимать место слева, чтобы он не сталкивался локтями с соседом по парте. Дома за столом у ребёнка также должно быть достаточно места для активной левой руки.

• В нерабочей части комнаты следует организовать всё, что необходимо для его творчества и фантазии.

При воспитании ребёнка-левши родитель должен помнить, что леворукий ребёнок практически не отличается от своих сверстников-правшей, однако, он требует особого подхода при обучении и воспитании. Это творческая личность, которой для успешной реализации талантов необходимо одобрение и полное понимание со стороны близких. Воспринимайте ребёнка таким, каков он есть, и тогда леворукость не будет для него проблемой. 

Нина КОМАРОВА, педагог-психолог 

высшей квалификационной категории.

К отопительному периоду готовы
20 сентября 2018
Уже совсем скоро наступит отопительный сезон. Подготовка нашего района к нему практически завершена.У
Танцевальный зал преобразится
20 сентября 2018
C 8 сентября в Красногородске начались работы по ремонту танцевального зала.
В Государственной Думе предложили дополнительные меры по поддержке людей предпенсионного возраста
20 сентября 2018
Проектом поправок предлагается внести изменение в Гражданский кодекс РФ, которое обеспечит право на получение обязательной доли в наследстве при достижении возраста - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин