В ногу со временем
В 2000-е годы в ПУ-4 велось обучение по пятнадцати специальностям, в том числе по системе курсовой подготовки. Там готовили строителей, портных, бухгалтеров, парикмахеров, операторов котельных – в общем, шли в ногу со временем. В некоторые группы, например, по подготовке операторов персональных компьютеров, стабильно существовала очередь желающих. В 2003 году совместно с Невельским райпо была открыта группа по специальности «Продавец – кассир – контролер». Учащиеся проходили практику на базе магазинов райпо, в том числе сельских, и по окончании обучения получали в районе рабочие места.
Главная задача того времени – это раннее выявление профессиональных наклонностей. Необходимо было приучить человека к мысли, что ему нужно будет самому зарабатывать себе на жизнь.
Если в доперестроечный период в стране существовала мощная система начальной профориентации, то в 2000-е преподавателей профучилища неохотно пускали в школы. Престиж рабочих профессий значительно упал. Выпускники средних школ любой ценой стремились получить высшее образование, но уже тогда стало понятно, что в таком количестве, как их готовили, специалистов с высшим образованием стране не требуется.
По сути, 2000-е стали для ПУ-4 периодом возрождения. При администрации Невельского района был создан совет по профориентации. В него входили руководители производств района и образовательных учреждений. Цель – возродить систему подготовки кадров для района и заинтересовать работодателей в том, чтобы к ним приходили подготовленные специалисты.
Кроме учебного процесса были и другие проблемы. Прежде всего, ремонт помещений и обновление учебного оборудования. Училище размещается в здании постройки 1905 года, и на то время необходим был ремонт крыши. Была отремонтирована крыша общежития. Училище ощущало тогда реальную материальную поддержку государства и области. Была приобретена мебель, обновили сварочное оборудование, открыли новый компьютерный класс. В то время училище использовало все свои возможности: обучалось тогда более трехсот учащихся при проектной мощности – двести. Два учебных класса были оборудованы в общежитии. Занятия шли с 8.30 до 17 часов. Свободное время основная масса учащихся проводила в кружках и спортивных секциях, которых в училище было около 20.
Заботились в профучилище и о трудоустройстве выпускников. Лучше всего дела обстояли у швей. Почти 80% устраивалось в Невельском швейном объединении. Парни практически сразу после окончания училища шли в армию, но с приобретенными специальностями они уже имели верный кусок хлеба на будущее. Сварщики также были востребованы на стройках и станциях техобслуживания. Другое дело, что в Невеле тогда уже не было ни одной строительной организации, и трудоустраивались ребята в основном за пределами района. Но самое главное – это то, что профессиональное образование было бесплатным и давало реальный шанс ребятам из малообеспеченных семей одновременно получать общее среднее и профессиональное образование. Таким образом, профобразование в 2000-е являлось мощной системой социальной защиты для молодежи. Человек с профессией был подготовлен к жизни.
Н.Владимирова.