Газеты
рубрика новая

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

13 сентября 2018
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном школьном образовании. Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Назрела острая необходимость в понимании проблем детей с ОВЗ, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики.

Так в нашу школу вошло инклюзивное образование. Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. При этом не должно быть препятствий для получения качественного образования нормально развивающимся детям. Когда говорят об обучении детей с особенностями в развитии в общеобразовательных школах, используют два термина «интеграция» и «инклюзия». В чем разница?
  Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе, а инклюзия предусматривает адаптацию системы к потребностям ребенка. При интеграции ребенок с особенностями в развитии должен выносить школьные нагрузки наравне со всеми. Если он не справляется, то уходит, школьная система при этом не меняется. Инклюзия - более гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться. Это значит, что школа должна быть предназначена для обучения любого ребенка: кому-то понадобится отдельная образовательная программа, кому-то – пандус.
 Инклюзивное образование — это не только доступная среда, но и готовность педагогов и детей встречать таких ребят. Нужно быть готовыми постоянно меняться самим и менять уклад школы, расписание занятий. Школа должна подстраиваться под особенности каждого ребенка и работать с родителями.
Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение в школу по адаптированной образовательной программе с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Рекомендацию для обращения в психолого-медико-педагогическую комиссию родители могут получить в дошкольном образовательном учреждении, в школе, где ребенок начал свое обучение, а также на приеме у педиатра, невролога, отоларинголога, окулиста, других медицинских специалистов. В ряде случаев родители могут сами заметить особенности в развитии ребенка и обратиться за консультацией в компетентные органы.
Комиссия готовит по результатам обследования рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. Решение комиссии является основанием для организации органами образования определенных условий обучения.
Согласно закону об образовании дети с ОВЗ, опираясь на рекомендации ПМПК и выбор родителей, могут обучаться в условиях:
• специального (коррекционного) образования;
• инклюзивного образования детей с ОВЗ (в массовой школе в одном классе с нормальными детьми);
• в классах коррекционно-развивающего обучения при массовых школах;
• в системе надомного обучения при массовых и специальных школах;
• в условиях домашнего (семейного) образования.
 Для детей с ограниченными возможностями здоровья функционирует система специального образования. Создаются специальные коррекционные школы, где имеются особые условия обучения для детей с ОВЗ, в кадровый состав входят медицинские работники, психологи, логопеды и учителя-дефектологи. Понимая важность проблемы и, стремясь к ее решению, наш педагогический коллектив считает, что альтернатива коррекционной школе – обучение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе вместе с детьми своей возрастной нормы. Но при этом необходим особый подход и сопровождение каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья, т.е осуществление инклюзивного образования. При инклюзивном образовании учащиеся с ОВЗ в полном объеме участвуют в жизни коллектива школы. Инклюзивное образование исключает любую дискриминацию и создаёт необходимые условия для детей с особыми образовательными потребностями. А изолированность специальных образовательных организаций снижает у детей с ОВЗ стремление к продолжению образования.
Многолетний опыт работы показал, что дети с ОВЗ достигают больших результатов именно в инклюзивной среде, которая обеспечивает социализацию подростков с особыми образовательными потребностями. При работе с детьми с ОВЗ важнейшей задачей является развитие познавательного интереса и социальная  адаптация ребенка, что лучше всего реализуется в общеобразовательной школе.
Наш педагогический коллектив является в этом вопросе коллективом единомышленников.  Мы считаем, что главным условием адаптации детей с ОВЗ в школьной среде, в среде сверстников является развитие его познавательного интереса.  Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья требует от педагогов особого мастерства и особого подхода. Для развития мотивации и познавательной самостоятельности ученика с ОВЗ необходимо создание комфортной образовательной среды, применения учителями новых педагогических технологий и действенных форм обучения. С этой целью школы уже много лет сотрудничают с Центром дистанционного обучения г. Пскова.
 Центр оказывает нам неоценимую помощь в обеспечении компьютерной техникой учителей и обучающихся, которые по состоянию здоровья испытывают затруднения в получении качественного образования, не могут посещать школу. При помощи скайпа они осуществляют обучение не только в рамках образовательных программ, но и в рамках дополнительного образования. Изучают компьютерную грамотность, осваивают умение создавать проекты, презентации и мультфильмы.
Неоценимый результат дает общение посредством скайпа со сверстниками и одноклассниками. Педагоги прошли специальные курсы обучения для работы с данной категорией детей. Несмотря на все финансовые трудности и процесс оптимизации, который затронул и нашу школу, изыскиваем возможности иметь в штате психолога, логопеда, педагогов-дефектологов, осуществлять индивидуальное обучение детей- инвалидов в очно-заочной и заочной формах обучения, а также дистанционно. Дети обучаются в специальных классах для детей с ОВЗ, в которых занимается не более 12 обучающихся, а также по желанию родителей они могут обучаться в обычных общеобразовательных классах.
Е.Ястребова,
 учитель школы №3
Окончание в следующем
номере газеты 

Большой этнографический диктант написали в Печорской лингвистической гимназии
12 ноября 2018
Накануне Дня народного единства, одной из площадок Всероссийской акции « Большой этнографический диктант – 2018» в нашем районе стала Печорская лингвистическая гимназия. Организаторами диктанта в нашей стране являются Федеральное агентство по делам национальностей России и Министерство национальной политики Удмуртской Республики.
«В вопросах жизненного устройства не могу быть равнодушной»
12 ноября 2018
К вопросам жизненного устройства нашего города я не могу быть равнодушной, потому что являюсь коренной печерянкой! Многое меня сильно ранит и тревожит. Многое вижу, что, возможно, не замечают новые жители Печор.
О деревьях, аптеке и юнармии
12 ноября 2018
12-го ноября в Администрации Печорского района прошла очередная планёрка. На дворе – ноябрь, поэтому особое внимание было уделено прохождению отопительного сезона, а также предотвращению чрезвычайных ситуаций.
Певец земли печорской
12 ноября 2018
*** Как я люблю Свой край Печорский На ранней утренней заре, Где монастырь, Смотрящий зорко, Стоит, как воин, На бугре. Б. Егоров Вечер памяти поэта Бориса Егорова (1938-2009) открыла 25 октября директор районной библиотеки В.А.Шувалова, приветствуя в актовом зале участников клуба «Вдохновение», любителей поэзии, родственников, знакомых, друзей поэта.
Дворовый футбол: этап осенний
12 ноября 2018
Будущие спортивные «звёзды» появляются на дворовых площадках. Именно там закладываются основы грядущих спортивных успехов. В Псковской области уже неоднократно проходили турниры по дворовому футболу.