Известный искусствовед сделал новый подарок печерянам
Выставку можно назвать интересной и поучительной по нескольким причинам. Во-первых, большинство из представленных работ выполнено в нечасто встречающейся технике меловых карандашей. О её своеобразии чуть ниже.
Во-вторых, работы художника могут быть изучены вдумчивыми любителями изобразительного искусства, особенно начинающими фотографами, как пособие по такой важной составляющей изобразительного мастерства, как композиция. Если на словах, то композиция - это просто взаимное расположение в фотокадре, на листе бумаги или холсте изображаемых предметов. Ведь сколько раз бывало у начинающих: сто раз «щёлкнули» своим аппаратом, потом пролистали. И глазу не на чем остановиться. Всё как-то не так и не то. Часто это бывает от огрехов в композиции. Есть основные её правила, наподобие таблицы умножения. Их можно вызубрить, а как дойдёт до дела. . .
Так вот, графические листы А. И. Панина как раз и являют зрителю композиционное совершенство. И что тогда? А то, что на изображение хочется смотреть, хотя там вроде бы ничего особенного: старинные строения и церкви, люди, поля, вода. Но как-то всё так удачно сочетается, что вызывает отклик в душе: вот это то самое, от чего не раз при созерцании в жизни рождалось глубокое чувство и чего почти не удавалось самостоятельно передать в своих работах.
А теперь о меловых карандашах. Художник брал заранее слегка тонированный (окрашенный) лист бумаги и наносил на него изображение теми самыми меловыми карандашами. Никакого разноцветья. Как правило, используются оттенки коричневого (или сепии). Но графика от этого становится только выразительнее. Только на одном листе видим несколько тёмно-красных (опять-таки не «кричащих») деталей. Но зато сколько они добавляют выразительности. А ведь как, однако, грешат ненужным разноцветьем снимки и рисунки начинающих.
И самое интересное в том, что шероховатость бумаги не позволяет добиться ровного сплошного тона даже, положим, если изображено небо. Подойдёшь ближе – видишь отдельные точки. Отойдёшь – ровный фон (на снимке в середине). А вот на границе между видением «ровного фона» и отдельных точек происходит интересное: воздух на графических листах начинает дрожать, оживает. И в этом дрожании видим людей, животных. В дрожащем воздухе видим старинные сооружения. И дрожащая даль неба позволяет органично воспринимать проявляющиеся на этом фоне лики святых. Их художник изображает, когда на листе старинная изборская земля, церкви и вообще наша российская глубинка.
А. И. Панин, повторим, из Владимира, города, входящего в знаменитое «Золотое кольцо» России. Казалось бы, вот он, рай для художника. Сдвинешься на сто метров – и новый материал для работы. Но сам художник и Ю. В. Мудров в один голос повторяли, что Псковщина для настоящей работы настоящего художника много привлекательнее. Ю. В. Мудров назвал Псковщину даже русской Палестиной. Тут сохранилась русская глубокая старина без ретуши, приукрашивания. Найдёшь старинную церковь среди поля, услышишь шум ветра, а не говор туристов и моторы автобусов. Увидишь особенное небо – сядешь и пишешь. Вокруг, если лето, жужжит, свистит. Собаки вдалеке лают, людской говор доносится. А то вдруг колокола. . . Так что А. И. Панин не раз приезжал из Владимира к нам за вдохновением, а Ю. В. Мудров, сам уроженец Пскова, и многих других художников Псковом и Псковщиной заразил. Так что мы увидим ещё не одну выставку, как творческий отчёт людей, кого вдохновила наша земля. А для нас вывод: будем гордиться землёй, на которой живём, и беречь её.
С. Маркелов
На снимке: Ю.В. Мудров (крайний слева) и владимирский художник А.И. Панин, чьи графические листы представлены на привезённой в Печоры выставке, выступают перед собравшимися нашими любителями изобразительного искусства.
Фото автора