«Автобусный тест» пока не сдан
Почти каждый день приходится пользоваться городским общественным транспортом. По утрам автобусы едут заполненными «под завязку». Оно и понятно, ведь кому куда: на работу, в школу, детский сад. Понятно, когда пропускают вперёд родителей с маленькими детьми. Здесь это вполне уместно. Настораживает совсем другое. Ежедневно на остановках кучкуются школьники. Как только автобус подходит к остановке, они превращаются в неуправляемую толпу, расталкивающую всех. Лишь бы быстрее зайти в автобус и плюхнуться на сиденье.
А взрослые? На них внимание толпа учащихся не обращает. И тут возникает сразу масса вопросов. Вроде бы в школах на уроках прививают совсем другие ценности: уважение к возрасту, почитание женщин, вежливость. Но где всё это на остановках и в автобусах?
В образовательных учреждениях проводится очень много воспитательных мероприятий: от различных чтений до классных часов. Но всё уходит, как вода сквозь пальцы, когда сталкиваешься с просто безобразным поведением учеников. Громкие разговоры, расталкивание всех при входе в автобус.
Можно отослать претензии и родителям. Ведь большинство навыков социализации идёт, по крайней мере, должно идти, от семьи. От микроклимата, от собственного примера родителей формируется поведение ребёнка. Это азы воспитания. Но, кажется, на автобусных остановках они заглушаются рефлексами и инстинктами. Вот здесь целая проблема. Где потеряна управляемость? Как превратить толпу в коллектив?
На остановке у Печорской гимназии взрослые люди вынуждены выходить из автобуса, чтобы выпустить отвоевавших ранее места школьников. Сразу освобождается много сидячих мест. А ведь проблему можно решить просто – уступи место старшему, пропусти вперёд. Нет, до этого дело не доходит. В головах учащихся это не заложено. Есть, правда, и приятные примеры замечательного поведения. Стоящие школьники обычно выходят на остановке у Печорской лингвистической гимназии. Это так, просто наблюдение.
К чему это пишу? Ответ простой. Так называемый «автобусный тест» может сдать малое число детей. Мало кто из школьников по собственной инициативе стоит и ждёт, пока зайдут взрослые. Можно по-разному назвать учебное заведение – от школы до гимназии. Можно написать много отчётов о проделанной воспитательной работе. Можно стать учебным заведением, оказывающим только образовательные услуги. Можно найти огромное количество оправданий. Но факт налицо – «автобусный тест» почти полностью провален. И здесь вина не только школы, но и всех взрослых, в том числе и посторонних. Последних, впрочем, в малой степени, ведь ювенальная юстиция не дремлет. А родители и школа, получается, должны что-то предпринять. Что? Им самим решать, какие методы подойдут в данном случае. И, глядишь, через некоторое время «автобусный тест» будет сдан на «отлично».
В. Маслов