Внимание на улице — детям
— Татьяна Борисовна, к сожалению, от того, чтобы стать жертвой дорожно-транспортных происшествий, человек не застрахован в любом возрасте. Но почему именно детский травматизм от ДТП в отчётах вынесен отдельной строкой?
— Необходимо учитывать, что, в отличие от взрослого человека, ребёнок не обладает жизненным опытом, приобретённой осторожностью и способностью верно оценивать обстановку на улице. Кроме того, у некоторых ребят наблюдается пренебрежение к опасности на проезжей части. Взрослый человек в здравом уме едва ли будет на спор перебегать дорогу перед приближающейся машиной, цепляться за автомашину, чтобы проехать «с ветерком» по дороге или играть вблизи проезжей части. А вот у юных участников дорожного движения такое частенько случается. Иное дело, что среди детей легче вести разъяснительно-воспитательную работу, формировать у них навыки правильного поведения на улице. С беседами о правилах поведения мы встречались с юными пешеходами в гдовских детских садах №1 и №4, а также в Гдовской, Яммской и Чернёвской школах. Эта профилактическая разъяснительная работа нами ведётся на постоянной основе. Многое в плане профилактики ДТП с участием детей зависит и от того, какой образец поведения тем же юным пешеходам подают старшие ребята и взрослые, чему они учат детей своим личным примером.
Кроме профилактической работы с детьми мы следим за тем, чтобы места юных пассажиров на задних сидениях личных автомобилей были оборудованы специальными креслами, а автомашины и автобусы, перевозящие детей, были в обязательном порядке оборудованы ремнями безопасности. В прошлом году проводили акцию «Автокресло»: она была направлена на профилактику детского травматизма при перевозке детей. Об этом «Гдовская заря» рассказывала читателям.
Каждому водителю необходимо помнить о том, что ребёнок — главный пассажир, требующий к себе постоянного внимания от взрослых. Во многом безопасность ребёнка зависит от родителей, примера их поведения на улице. Если взрослые не перебегают дорогу в неустановленном месте, если не выходят неосмотрительно на проезжую часть из-за автомобиля, то и ребёнок, видя это, да ещё будучи знаком с основными правилами поведения на улице, скорее всего будет поступать так же. Но, вместе с тем мы знаем, что плохой пример — заразителен. Сколько бы мы в беседах ни убеждали ребят о недопустимости перехода улицы вне пешеходных переходов, наглядный пример взрослых, не всегда скрупулёзно соблюдающих те же правила перехода улиц, бывает более действенным, чем наше слово...
— Некоторое время назад одной из эффективных форм в профилактике детского травматизма от ДТП считались катафоты – светящиеся наклейки на одежду и портфели ребят. Как сейчас обстоит дело с данной формой профилактики дорожно-транспортных происшествий среди детей?
— 100% гарантии от ДТП не может дать ни одна форма профилактической работы. Многое зависит от самого человека, от его воспитанности и приобретённых привычек и навыков. Что касается упомянутых Вами светоотражателей, то они показали свою эффективность. Мы раздаём их на встречах с детьми. Кроме того, в последнее время светящимися элементами школьные сумки, портфели и ранцы снабжаются ещё на стадии изготовления, попадая к покупателям уже в готовом виде. Но, как говорится: «На отражатель надейся, а сам — не плошай!»
- Разработав со школами совместные планы профилактической работы, сейчас о правилах поведения детей на улице мы беседуем на классных часах, проводим конкурсы с награждением знатоков правил. В минувшем году в районе было проведено восемь таких мероприятий. Кроме того, в некоторых школах есть уголки и стенды с наглядной агитацией о необходимости соблюдения правил дорожного движения и поведения на улице. Конечно же, мы всегда откликаемся на предложение выступить перед родителями на родительских собраниях.
— Понятно, что за маленьких пешеходов и велосипедистов, становящихся участниками дорожного движения, в случае допущения ими нарушений, ответственность несут родители или опекуны. А с какого возраста наступает личная ответственность у человека за нарушение им правил дорожного движения?
— Согласно норм российского законодательства, велосипедистам выезжать на проезжую часть разрешено не ранее 14-летнего возраста. Тогда они становятся участниками дорожного движения и несут ответственность за свои действия. Согласно Кодексу РФ «Об административных правонарушениях», а именно статье 2.3 «Возраст, по достижению которого наступает административная ответственность» ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения правонарушения, возраста шестнадцати лет. Административные правонарушения среди юных участников дорожного движения рассматриваются комиссией по делам несовершеннолетних, сотрудниками ГИБДД.
— Каково ныне положение с детским травматизмом в Гдовском районе в сравнении с 2017 и 2018 годами?
— К счастью, как и за весь 2017 год, за два месяца текущего года крупных ДТП с участием детей в нашем районе зафиксировано не было. В 2018 году в Гдовском районе было зафиксировано три таких происшествия, где с лёгкими повреждениями пострадало четверо детей.
- Для того, чтобы здоровье и жизнь наших юных граждан не подвергались опасности на улицах при движении транспорта, всем участникам дорожного движения надо быть внимательными и соблюдать по сути несложные правила.
Игорь Сычев