Газеты
Великая Отечественная

История фронтового аэродрома

10 мая 2019
На новоржевской земле Великая Отечественная война оставила заметный след. И даже спустя десятилетия вновь и вновь открываются свидетельства того военного времени.

Впервые в деревне Выбор мы появились в 1969 году. И с тех пор 50 лет пытаемся приоткрывать страницы истории этого интереснейшего места новоржевской земли. Много новых страниц появилось уже после выхода в свет книги «Пригород Выбор». Одна из них  - о выборском полевом аэродроме.


Сейчас территория бывшего аэродрома используется под сельхозугодия.
Автор фото: Ольга Васильева.

Местные жители помнят

В Выборе есть место, которое сельчане называют аэродромом. Это большое, ровное, как стол, поле на западной окраине деревни. В годы Великой Отечественной войны на этой территории действительно был фронтовой аэродром.

Воспоминания о нем сохранились у местных жителей, но, к сожалению, свидетелей тех событий осталось совсем мало. Одна из них - Антонина Васильева. Родилась она в 1931 году, а в 1944-м ее семья проживала в деревне Деревицы.

- Аэродром был виден из наших окон. Мы видели, как взлетали самолеты. Еще говорили тогда, что как в большом городе живем. Стояли самолеты около бывшей больницы, а взлетали в сторону  деревни Корешево. Строго было, охрана стояла.

 База истребителей

На выборском аэродроме самолеты появились 29 апреля 1944 года и взлетали с него до 2 июля 1944 года. На аэродромном узле базировались два истребительных авиационных полка – 50-й и 832-й из 315-й авиационной дивизии. На их вооружении были истребители Як-9 и Ла-5.

Удаление от линии фронта полевых аэродромов не превышало 40 – 70 километров.  Поэтому деревня Выбор определили для строительства аэродрома не случайно. Ведь только для ежедневной заправки самолетов требовалось около 300 тонн авиабензина. К этому времени была построена узкоколейка из Чихачева до деревни Бабихино. И шла она через Выбор. Вот по рельсам и подвозили топливо, боеприпасы на аэродром.

В деревнях бывшего колхоза «Объединение», куда входили деревни Выбор, Деревицы, Засухино, размещались летчики и техники. Неоценимую помощь авиаторам оказывали местные власти и население. Женщины, старики, подростки, дети принимали участие в строительстве аэродрома: рыли землянки, готовили стоянки для самолетов. Жители деревень, находящихся недалеко от аэродрома, охотно и оперативно откликались на нужды и просьбы, делились с воинами всем, чем располагали сами.

В первую очередь в боевую готовность приводилась авиационная техника. Одновременно маскировались стоянки самолетов. Они обычно были накрыты плащевой тканью. Аэродром защищали подразделения зенитной артиллерии. В деревне Красный клин (южнее Выбора) находились зенитчики из 1472-го зенитного артиллерийского полка, в  деревне Тетерино (севернее Выбора) располагались зенитки 397-го отдельного зенитного артдивизиона, в Стехнове – бойцы 2013-го зенитного артполка.

 Из журнала боевых действий авиадивизии

Выполняя боевые задачи, летчики-истребители сопровождали штурмовики, вели разведку, вылетали «на охоту». С выборского аэродрома авиация поддерживала наших бойцов на Стрежневском плацдарме в Пушкиногорском районе. О появлении вражеских бомбардировщиков на подходе к плацдарму, к другим объектам сообщали операторы станции «Редут».  «Редут» — первый радиолокатор  в СССР, серийно начал выпускаться в 1941 году.

13 мая 1944 года летчики 50-го истребительного авиационного полка совершили 18 вылетов в район Пушкинских Гор на перехват. 832-й авиаполк сделал 44 вылета, на прикрытие – 16 вылетов. 18 мая группа летчиков из 832-го истребительного авиационного полка из десяти Як-9 встретила 18 вражеских бомбардировщиков (Ю-87), которые прикрывали 6 истребителей ФВ-190. Во время воздушного боя сбито два «юнкерса» и два немецких «фоккера». 31 мая истребители 50-го авиаполка несколько раз вылетали на уничтожение вражеского аэростата наблюдения в районе станции Русаки. (Станция Русаки находилась недалеко от новоржевской деревни Марьино, на  железной дороге Псков – Полоцк). Вылеты не принесли положительного результата. При подлете самолетов аэростат спускали, и, кроме этого, в корзине вместе с наблюдателем находился пулеметчик, обстреливающий наши самолеты.

Потери среди летчиков

Несли потери и наши летчики. 15 мая не вернулся с боевого задания старший лейтенант Бохас. 16 мая  в воздушном бою погибли младшие лейтенанты Петраченко, Ильин, лейтенант Василий Соловьев. Летчик Соловьев был сбит в воздушном бою, покинул горящий самолет с парашютом, но стропы перегорели, и летчик разбился. В воздушных боях Василий Соловьев сбил 10 самолетов противника. После возвращения с боевого задания младший лейтенант Владимир Ерып потерпел катастрофу у своего аэродрома. На высоте 1000 метров при заходе на посадку самолет потерял скорость и упал на землю.

Фамилии погибших летчиков остались в памяти людей. На гражданском кладбище возле Воздвиженской церкви в Выборе похоронен младший лейтенант  Владимир Ерып. В братской могиле похоронены лейтенант Василий Соловьев,  младший лейтенант Кличко.

Асы своего дела

Среди летного состава в Выборе были настоящие асы.

В Центральном музее Вооруженных Сил СССР есть экспонат, оставленный выборскими летчиками. 16 мая 1944 года четверка истребителей 832-го авиаполка, ведомых командиром эскадрильи старшим лейтенантом Василием Зайцевым, встретила восемь немецких «фоккеров». Советские истребители действовали решительно, атаковали умно, расчетливо. Силы противника таяли, и, казалось, победа была близка. Но неожиданно противник получил помощь, и тогда чаша весов склонилась в его сторону. В небе горело несколько самолетов - чужих и своих. Был подбит и Як-9 Василия Зайцева. Он стал тянуть самолет на восток и упал на своей территории. Летчик чудом остался жив. На обломке бронестекла тогда он выцарапал ножом: «16.5.1944. 4 Як-9, 8 ФВ-190. Я сбил 2 ФВ, 1 - Бородаевский, 1 - Соловьев. Сгорел Соловьев, сбит я. Ст. Русаки. 2-й Прибалтийский фронт». Вот такой экспонат...


Василий Зайцев у своего истребителя. Фото из сети Интернет.

В июле 1944 года Василий Зайцев погиб при штурме аэродрома противника в Пурино (Пыталовский район). Летчик-истребитель награжден орденами Красного Знамени (дважды), Александра Невского (дважды), второй орден так и не получил.

Летчик Игорь Бебенин был награжден двумя орденами Боевого Красного Знамени, орденом Великой Отечественной войны, орденом Александра Невского, тремя орденами Красной Звезды. Летчик Василий Бородаевский был награжден тремя  орденами Боевого Красного Знамени, орденом  Александра Суворова, орденом  Великой Отечественной войны.

2 июля 1944 года истребительные полки перебазировались с выборского аэродрома южнее, под деревню Бор-Ситно. Приметы полевого аэродрома в Выборе продолжает стирать время...

 Владимир Егоров, краевед, председатель районного совета ветеранов.

Новые назначения
20 октября 2019
К обязанностям заместителя главы администрации Новоржевского района по вопросам ЖКХ, промышленности, транспорта, связи, строительства и архитектуры 8 октября приступил Борис Меньшаков.
Новые музыкальные инструменты, оборудование и учебная литература...
20 октября 2019
Новоржевская детская школа искусств имени Бориса Трояновского стала участником национального проекта «Культура».
Поздравляем с Днем работников дорожного хозяйства!
20 октября 2019
Уважаемые работники Новоржевского филиала ГБУ ПО «Псковавтодор», ветераны дорожной отрасли! От всей души поздравляем Вас с профессиональным праздником – Днём работников дорожного хозяйства!
Дорожных дел мастер
18 октября 2019
Михаил Михайлов работает в дорожном предприятии одиннадцать лет. Руководство ценит молодого специалиста, его добросовестное отношение к работе.
Сельское хозяйство в цифрах
20 октября 2019
Четыре СПК, одно общество с ограниченной ответственностью и 14 крестьянских фермерских хозяйств производят сельхозпродукцию в Новоржевском районе
Труженики села
17 октября 2019
В сельскохозяйственном производстве Новоржевского района занято 212 человек. Каждодневный нелегкий труд, от зари до зари, зачастую без праздников и выходных достоин самого высокого уважения.