Газеты
Великая Отечественная

Детством была война

21 июня 2019
История тех, кто родился перед Великой Отечественной

Эти детские воспоминания о военных событиях, происходивших в городе Новоржеве, Новоржевском и Опочецком районах, передала своей дочери Ирине бывшая жительница Новоржева Валентина Ивановна Ильина (Антонова). Сегодня Валентина Ивановна проживает в городе Великие Луки.


Валентина с родителями и братом. 1946 год. Война закончилась. Все живы.
Фото из семейного архива Валентины Ильиной.

Проводы на фронт

«Июнь 1941-го был очень жарким. Мне шесть лет, а брату Толе — пять. Дом, недавно срубленный на окраине  Новоржева, еще отдавал запах сосны. Утром 22 июня мы проснулись от того, что в доме стояла тревожная тишина. Около стола с заплаканными глазами сидела мама. Папа был на работе. Взволнованные, мы бросились к маме с вопросом: «Почему ты плачешь?» Мама прижала нас к себе, от чего вдруг стало как-то тревожно и страшно, и сказала, что началась война, а папе принесли повестку в военкомат. С ребятами мы, конечно, играли в войну, дрались на шпагах, нам было весело. Но по-настоящему, что такое война, мы ещё не понимали...

Вечером вернулся папа. Он тоже был взволнован и расстроен. Утром следующего дня мама собрала отцу одежду, еду, и мы все пошли к военкомату. Там уже было  много народа, все плакали. Папа взял нас на руки и сказал: «Не надо плакать, разобьём немцев — вернусь!» Потом мужчин посадили в грузовики и увезли.

  Покидая Новоржев

Однажды утром мы услышали рев самолетов. На Новоржев посыпались бомбы. Мы спрятались в подвале. Потом мама испугалась, что бомба попадет в дом, и мы не сможем выбраться. Тогда мы выскочили из подвала, побежали в огород и легли между грядок. Самолеты летели так низко, что можно было разглядеть немецкие кресты и летчиков. Фашисты бомбили центр города.

Наконец наступило затишье. Люди стали покидать свои укрытия. Пошли слухи, что немцы вот-вот войдут в город. Мама собрала в шалгун какие-то вещи, и мы направились к родственникам в деревню Алексиха. В эту же деревню на лошади с телегой направились и наши соседи. Мама попросила их, чтобы взяли на телегу хотя бы детей, но они отказались, сославшись, что много вещей. И мы пошли пешком.

Беженцев было много. Из города уходили все, у кого были родственники в деревнях. И вдруг снова налетели немецкие самолеты. Они бомбили и расстреливали из пулемета двигающихся по дороге жителей. Вокруг была страшная картина: убитые, раненые, крики, стоны... От прямого попадания снаряда погибли и наши соседи.

Помню, что было очень жарко, и пили прямо из придорожной канавы. Оставив нас у своего дяди, мама отправилась в деревню Руново, где жили наши бабушка и дедушка. Бабушку от испуга, что началась война, парализовало. И всю войну она была без движения.

   В доме дедушки

Дедушке было за шестьдесят, но из-за длинной бороды выглядел уже дряхлым стариком. Каким-то образом он из захваченного немцами Новоржева вывез часть вещей и даже привел нашу корову, найдя ее где-то в поле. Затем из Алексихи забрал в Руново и нас с братом. Руново была маленькой, очень красивой, утопающей в садах деревушкой, в которой насчитывалось всего девять домов. Наверное, поэтому немцы здесь не остановились. Но от захватчиков пришел приказ — в деревне выбрать старосту. Выбор пал на мужчину из соседней деревни. На фронт его не забрали, потому что у него не было одного глаза.

Из Новоржева о зверствах фашистов приходили тревожные вести, но нам, детям, многое не рассказывали. А наша деревня долгое время оставалась целой. Зато по ночам жители наблюдали, как поднималось багровое зарево – это полыхали соседние деревни.

Хорошо запомнилось, как к старосте немцы приезжали на мотоциклах, чтобы он собрал для них продукты. Пока староста ходил по домам с большой корзиной, немцы садились на завалинку и играли на губной гармошке. Мы, прячась в кустах, за ними наблюдали. Местные бабушки очень удивлялись, что немцы похожи на людей, у них нет хвостов и рогов, как их рисовали на карикатурах.

Немцы заставляли население работать. У нас в семье работать могли только мама и дедушка. Работали они очень много. Мы с братом как могли, помогали: ухаживали за больной бабушкой, носили воду, убирали, стирали, мыли полы, доили корову. Даже мололи на жерновах зерно. Из этой муки мама пекла хлеб.

  Снова беженцы

К концу 1943 года до деревни дошли слухи, что наши войска наступают. Фашисты стали готовиться к обороне. Мы решили уехать. Дедушка в огороде вырыл большую яму, сложил туда зерно, одежду, посуду и закопал. На телегу положили больную бабушку, кое-что из продуктов, привязали к повозке корову и двинулись в путь. Ехали в сторону Опочки. Было очень холодно. По пути в деревнях, которые мы проезжали, нас никто не хотел пустить даже переночевать. Наконец, в маленькой деревеньке Чалпаново Опочецкого района нас приютила семья стариков. Прожили мы там до лета 1944 года.

Как-то утром в деревне появились всадники и предупредили местных жителей, что немцы отступают и к вечеру будут в деревне. Все стали готовиться уйти в лес на время отступления. Дедушка в лесу сделал шалаш. Забрал нас с Толей, корову и лошадь спрятал в кустах. Больную бабушку спрятали в погребе на огороде — донести ее до леса возможности не было. С нею осталась мама.

Немецкие колонны не заставили себя ждать, появившись в деревне. Мама спрятаться не успела. Немцы, увидев ее, заставили носить для них воду. Мы с братом очень переживали за маму и убежали из леса в деревню. Мама, увидев нас, заругалась. Бросив ведра, мы с мамой побежали к лесу через поле с высоким клевером. Над нашими головами засвистели немецкие пули. Мы бросились в высокий клевер (его аромат до сих пор будоражит мои воспоминания) и с молитвой стали ползти по направлению к лесу. Периодически мы замирали и лежали, дожидаясь тишины.

Вдруг из леса послышались крики: «Ура!» Это были наши солдаты. Впереди ехал танк. Мы бросились к ним навстречу со слезами радости. Но радость была очень короткой. Буквально через несколько минут немцы подорвали танк. Танкисты погибли. Позже местные жители захоронили их в деревне Кошкино.


Разрушенный Новоржев. Фото из архивов редакции. 

  После освобождения

Когда мы вернулись в  Руново, там не осталось ни одного дома. Немцы разобрали их для строительства укреплений. В этих укреплениях мы и жили первое время, пока не построили небольшие избушки.

Мы с братом пошли в первый класс в сентябре 1944 года. Школу временно сделали в бункере. Там занималось два класса. Бумаги не было. Мы писали на обоях. В школу я ходила босиком, а перед школой обувала мамины туфли на высоком каблуке, которые чудом сохранились в вырытой дедушкой яме. В школе мы и узнали, что война закончилась.

Папа прошел всю войну, от Москвы до Берлина. Домой вернулся зимой 1945 года.

Мы вернулись в Новоржев. Нашего дома не было, как впрочем, не было и самого Новоржева. Все строилось заново...

Отец работал строителем. Ему довелось ремонтировать здание тюрьмы, в которой во время оккупации находились пленные партизаны и подпольщики. Много всего пришлось испытать папе на войне, но здесь, по его рассказам, волосы вставали дыбом от того, что ему пришлось увидеть. Он закрашивал стены, на которых кровью были написаны прощальные письма замученных и зверски убитых жителей нашего городка...

Ирина Попова, жительница города Великие Луки.

Теперь региональная
8 января 2020
С 1 января пенсионеры, имеющие общую сумму материального обеспечения ниже величины прожиточного минимума пенсионера, будут получать региональную социальную доплату к пенсии, а не федеральную, как было ранее.
Декада спорта и здоровья
3 января 2020
Уважаемые новоржевцы и гости города! Приглашаем вас принять участие в Декаде спорта и здоровья-2020.
Что нам 2020-й готовит?
7 января 2020
2020-й год открывает очередной двенадцатилетний цикл по восточному календарю и несет много нового и непредсказуемого. Так что наступает время планировать и закладывать фундамент на годы вперед. Каждого человека ждут новые планы и свершения. Покровительнице года — Металлической Белой Крысе — трудно угодить, и начало нового цикла будет непростым. Крыса строго и серьезно оценит прошлые заслуги и поставит непростые задачи. Она не терпит лжи и лицемерия, и каждый представитель гороскопа в полной мере ощутит на себе ее влияние.
Что было, что будет…
7 января 2020
Редакция газеты провела традиционный предновогодний опрос среди читателей. Мы попросили ответить всего на два вопроса: «Чем запомнился и порадовал вас уходящий 2019 год?» и «Чего вы ждете от наступающего 2020-го?».
Новогоднее ассорти из поделок
2 января 2020
В фойе Новоржевского дома культуры открылась выставка декоративно-прикладного творчества, посвященная наступающим Новому году и Рождеству.