Газеты
Общество

Колдуй, дед!

21 июля 2019
Литературная страница. Валентина Амосова

Летние каникулы у деревенского мальчишки Кольки начались невесело. Причин для печали было сразу две, и они обе были крепко связаны в один узел – так говорила Колькина мама. Первой причиной был тетрадный листок с внушительным списком книг по внеклассному чтению, прикрепленный металлической кнопкой к стене прямо над его кроватью.

«Подумаешь, тройка по чтению», - вздыхал Колька, переводя взгляд с  листка на стопку книг, аккуратно сложенную заботливой маминой рукой на прикроватной этажерке. 

Но главной причиной плохого настроения был дачник Лёвка, который уже несколько дней катался по деревне на своём новеньком «Орлёнке». Колька наверняка бы расплакался от досады, если бы не отчаянная надежда на то, что родители все-таки сжалятся и скоро купят ему новый велосипед.

Из своего «Школьника» он вырос, да и разве разгонишься на нем? Вон как неуклюже подлетают над рулём коленки, того и гляди засмеют деревенские ребята –  он ведь уже во второй класс перешёл, а всё ещё ездит на детском велосипеде! 

С этой мыслью грустный Колька вышел на улицу. От соседнего дома доносились голоса, и он сразу узнал по этим голосам своих взрослых приятелей: Саню и Юрку. Юрка уже окончил школу и теперь ждал, когда его возьмут служить в армию, а Саня  перешел в десятый класс.

 - Ты мимо них меньше ходи, - часто повторял Кольке отец. – Эти двое ничему хорошему не научат.

«Зато Сане скоро мопед купят», - думал Колька, и ноги сами несли его к соседскому дому посмотреть, не появилась ли там новая чудо-техника. 

Взрослые приятели расположились на небольшой лужайке перед домом. Сначала Кольке показалось, что они ремонтируют велосипед, но очень скоро он понял, что ошибся. Юрка держал руками велосипедное колесо, чтобы то не крутилось, а Саня прикручивал к крылу брызговик, вырезанный из старого сапожного голенища. 

Колька подошел ближе, присел на корточки и принялся рассматривать яркие оранжевые катафоты на колесе.

- Готово! – наконец сказал Саня. – А ну, гляньте, не тащится брызговик по земле? Может, ещё немного подрезать?

Он лихо перебросил ногу через высокую раму, отъехал на несколько метров, развернулся и проехал мимо на внушительной скорости.  Брызговики то поднимались, ложась на ветер, то опускались почти до земли.

- То, что надо! – крикнул вслед Юрка. – В самый раз!

Через минуту Саня прикатил на лужайку, и тут же на дороге показался Лёвка. Увидев, что на него смотрят, он разогнал свой новенький транспорт и на большой скорости промчался мимо. 

- Без брызговиков не тот вид, - сказал Юрка и хлопнул Кольку по плечу. 

Колька вздохнул и отвернулся. Неподалёку он увидел белокурую Настю, Санину сестру. Она что-то тихо говорила и при этом забавно размахивала руками. Колька прислушался.

- Колдуй, баба! Колдуй, дед! Колдуй, серенький медведь..!

Насте было всего шесть лет. Она ещё не ходила в школу и поэтому не знала, что никаких колдунов на свете не бывает. Она повторяла заклинание в надежде на то, что её желание исполнится. Кольке стало интересно, что же такое загадала эта девчонка. Может, тоже велосипед?

- Что у колдунов запросила? – громко спросил Юрка, перехватив любопытный Колькин взгляд.

- Не скажу! – бойко ответила Настя и отвернулась. – Если скажу, то  желание не исполнится!

- Новое платье, - тихо, чтобы не услышала сестра, сказал Саня. – В прошлые выходные увидела в городе, теперь колдует, чтобы купили.

«Вот глупая! – подумал Колька. – Разве я стал бы загадывать, чтобы мне новую рубашку купили, какой бы красивой она ни была! Велосипед – совсем другое дело!» 

- Это ты к какому деду обращаешься? – спросил у Насти навязчивый Юрка. – Уж не к деду ли Егору?

- Нет! – бойко ответила Настя.

- А вот и напрасно! – не унимался Юрка. – Если тебе кто и поможет, то только он!

Настя спорить с Юркой не захотела и убежала туда, где ей никто не мог помешать произносить заклинание. 

- А причем тут мой дедушка? – спросил Колька нерешительно.

- А ты не знаешь? Потому что дед твой колдун и есть! — ответил Юрка и хитро подмигнул Сане. – Или с чего это ваш огород в прошлом году колорадские жуки стороной облетали? У всех картофельную ботву сожрали, а вашу не тронули!

- Дедушка чем-то брызгал на картошку, потому и не было жуков, - неуверенно ответил Колька. – Он и в этом году брызгал …

- А кто не брызгал – все брызгали! – подхватил разговор Саня. - Поливают все, а жуков только на вашем огороде нет!

Колька ничего не успел ответить, потому что услышал голос деда Егора.

- Николка, а ну марш домой!  Весь день где-то носит! Погоди, получишь от отца на пряники!

Колька сделал вид, что ничего не слышал. Ему было неловко перед старшими приятелями показать своё скорое послушание.

- Иди-иди, - подбодрил Саня, видя нерешительность мальчика. – Колдунов злить нельзя!

Не зная, что ответить, Колька медленно пошагал к дому. 

Дед Егор сидел на своём привычном месте – на деревянной крашеной скамейке у палисадника. Глаза у него были добрые, и ничего такого колдовского Колька в них не заметил. Дед Егор внимательно смотрел на закатное солнце и довольно щурился, будто оно открыло ему какую-то очень важную тайну.

- Завтра после обеда жди дождя, Николка! – Егор повернулся к внуку, поднимая вверх указательный палец. – Готовь сапоги, лужи мерить будем. А покуда ужинать иди.

- Ты почем знаешь про дождь? Колдун, что ли?

- А тут нечего и колдовать, - ещё шире улыбнулся дед Егор. – И так всё понятно. Видишь вон то облако, которое растянулось над лесом? Оно-то мне и рассказало про погоду.

Колька посмотрел в сторону леса, но тут же перевел взгляд: дачник Лёвка снова катил по дороге на своём велосипеде.

Из дома вышел отец.  Он хотел что-то сказать Кольке, но и его внимание привлёк розовощёкий упитанный дачник. Разогнав велосипед во всю орлёнковскую мощь, он с торжествующим видом промчал мимо зрителей. Проехав несколько метров, Левка резко затормозил, будто забыл что-то сказать. Заднее колесо пошло юзом, поднимая пыль.  

- Мне Лёвку теперь нипочем не догнать, - Колька вздохнул и сел на скамейку рядом с дедом Егором.

- Так ведь не факт! – ответил отец и весело подмигнул сыну. – Будет и у тебя новый велосипед!

В это самое время из огорода вышла утомлённая жарким днём Колькина мать с пучком зелёного лука в руке. 

- На велосипеде за ветром гонять все горазды – не велика наука, - сказала она, обводя укоризненным взглядом мужскую компанию и даже не взглянув в сторону Лёвки. – А кто клубнику полоть будет? Кто «тройку» по чтению исправит?

- Исправит, - вступился за Кольку отец. Он хотел ещё что-то сказать, но не успел.

- Вот когда исправит, тогда и разговор будет! – перебила мать, нахмурив брови. – А пока марш за стол, ужинать будем!

 Совсем приуныл Колька. С трудом доел вареную картошку и принялся читать рассказы Пришвина. Указательный палец скользил по странице, перепрыгивая от слова  к слову, задерживаясь там, где было совсем непонятно. А непонятно было потому, что думал Колька совсем о другом. Мысли роились в голове надоедливыми мошками, и он не мог их отогнать. Он даже не заметил, как подошел дед Егор.

- Что приуныл, Николка? - спросил он, заглядывая в книгу. – Не сумел выпросить новую технику?

Колька по-взрослому махнул рукой, делая вид, что читает. Что зря говорить?

- После бани проси, - почти шепотом сказал дед Егор и хитро улыбнулся. - Человек после жаркого пара во сто крат добрее делается! 

Дед ушёл в свою половину избы, а Колька задумался: вдруг дед и взаправду колдун? Вдруг он заклинания знает от колорадских жуков? Он и с облаками разговаривает!

Колька вспомнил, как в прошлом году соседская корова Чайка поранила на выпасе ногу. Её долго лечили, но нога не заживала. Стало деду Егору жалко корову, пошел к соседям.

- Рано ей в расход, - сказал он строго. – Вылечить попробую.

И стал к больной ноге какие-то листья привязывать, готовить отвары из трав и разные мази. В деревне говорили, что он корове что-то на ухо шептал. Что помогло, никто так и не узнал, но только корова к осени поправилась, а весной на свет появился чёрный, как ночь, бычок Борька.

Колька вспомнил эту историю и задумался. А вдруг дед Егор не наврал про банный пар? Терять ему всё равно нечего – надо попробовать!

 В очередной банный день Колька решился: сделал так, как сказал дед Егор. В баню пошли как обычно: сначала родители, в самый жаркий пар, потом он с дедом. Старик хоть и приговаривал, что пар старых костей не ломит, а жаркого зноя все же опасался. 

Показалось Кольке, что мама вышла из бани не только румяной, но и весёлой. Улучил он минутку, пока она развешивала мокрое бельё в саду, да и спросил про велосипед. 

- Будет тебе велосипед, - сказала вдруг мама и взлохматила выгоревшие волосы сына. – Только уж и ты старайся наперёд и в учёбе, и в помощи по хозяйству. А пока в баню собирайся да вихры вымой хорошенько. Вон уже и папка выходит, теперь ваш с дедушкой черёд.

Колька закивал в ответ головой, крепко обнял маму, подпрыгнул от радости и побежал домой за сменным бельем. 

На следующий день родители рано утром уехали в город. Выходя в сени, отец задорно подмигнул, но Колька ничего в этом знаке не увидел. Он надел рубашку с длинными рукавами, чтобы не досаждали комары, и тоже собрался уходить.

- Куда в такую рань? – спросил дедушка.

- Клубнику полоть.

- Что так?

- Так, - серьёзно ответил Колька и толкнул дверь. – Я мамке обещал.

В саду было прохладно и свежо, громко пели птицы и назойливо пищали комары. Солнце пряталось за многочисленными кучевыми облаками, но больших дождевых туч на небе не было. 

«Вот мы и посмотрим, будет сегодня дождь или нет, - думал Колька, вырывая из-под кустиков клубники сорную траву. – Если дождя не будет, то никакой дед не колдун!»

Прополка оказалась делом нелегким. Молодая крапива больно обжигала руки, а мокрица разрослась по грядке и была похожа на зелёный ковер. Она неприятно увлажняла руки, делала их мыльными на ощупь. Над мокрицей возвышались крупные лапы сныти, которую все в деревне называли крестовкой. Вытащить её с корнем из грядки было очень трудно: она хоть и не мылила рук, но все стебли были связаны между собою жгутиками, которые были запрятаны глубоко под землёй. Попробуй вырви! От мамы Колька знал, что если крестовку с корнем не вырвать, то на жгутиках скоро появятся новые побеги, и она снова разрастется по всей грядке.

 Облака на небе сгустились и спрятали солнце, а ещё через несколько минут Колька почувствовал, как первые прохладные капли дождя коснулись его шеи. Про колдовские способности деда Егора он подумать не успел, потому что его внимание привлек звук мотора. Колька поднялся с коленок и увидел колхозный автобус. Желтый ПАЗик выпрыгнул из-за поворота и проворно пылил по деревенской дороге. Очень скоро автобус скрылся за домом и остановился. Видеть этого Колька уже не мог, зато отчетливо услышал, как сначала тонюсенько пискнула, а потом хлопнула дверка с надписью «Колхоз «Свобода». За год, пока он ездил на этом автобусе в школу, Колька хорошо выучил и этот звук, и эту надпись. Он даже представил, как поднимет на прощание руку шофер дядя Гена и бросит своё любимое «Бывай!»  

«Сейчас ещё и посигналит», - подумал Колька и тут же услышал знакомый сигнал: два коротких и один протяжный звук: «У-ка-чуууу!»

Автобус попылил дальше по деревенской улице, а Колька побежал по садовой тропинке к дому. Едва он выскользнул за калитку, как увидел новенький велосипед, прислоненный к веранде. Рядом стояли дед Егор и отец. Они со знанием дела осматривали новую технику. Мама  уже вошла в дом и стучала ящиками буфета – её велосипеды не интересовали.

- Ну, принимай транспорт! – сказал отец, увидев Кольку.

Счастливый сын с разбегу уткнулся в отцовское плечо.

 – Орлёнок! Синий, как я хотел! Спасибо, папка!

Не помня себя от радости, он метнулся к уличному умывальнику, наспех вымыл руки и бухнулся рядом с велосипедом на колени.

 Катафоты, вопреки отсутствию солнца, весело блестели на новеньких спицах. Во всяком случае, так казалось Кольке.

- А ну, седлай коняку! – скомандовал дед Егор.

Колька вмиг запрыгнул на велосипед и тут же покатил на край деревни. Навстречу яркой каруселью бежали одуванчики и кусты сирени, летели тёплые разноцветные капли дождя.

- Здравствуй, Коленька! – радостно кивала от дома с просевшей завалинкой старенькая баба Нюра.

- С обновкой, тёзка! – весело махал рукой житель крайнего дома, тракторист дядя Коля.

Счастливый Колька выехал за деревню, развернулся. Ему очень захотелось проехать мимо Саниного дома, а потом мимо Лёвки, но он вспомнил про брызговики. Дождь усиливался, а это значит, что они будут как нельзя кстати.

Когда Колька вернулся, у дома уже никого не было. Он поставил велосипед под навес и пошел прямиком в чулан. В углу стояли старые дедушкины сапоги с высокими голенищами. Дед Егор сначала клеил на них заплатки, а потом и вовсе перестал носить. Мама однажды хотела их выбросить, а только дедушка не разрешил. Сказал, из таких голенищ знатные мухобойки выходят.

Колька взял сначала один сапог. Вдруг не получится? Он много раз видел, как делают брызговики старшие ребята, но сам собирался это делать в первый раз  и потому немного волновался. Как только он взял в руки второй сапог, из избы раздался строгий голос матери:

- Колька!

Мальчик вздрогнул.

- Иду, мам! – он только сейчас вспомнил, что не сказал маме спасибо за велосипед!

Колька быстро выбежал из чулана, забрался на чердак и положил сапоги под печную трубу, где хранил свои главные тайны. Об этом потайном месте знала только кошка Глаша. Она частенько дремала на тетрадке по русскому языку с яркой красной «двойкой» на последней странице.

Мама накормила Кольку и поблагодарила его за помощь, а он её – за велосипед. Любезностями дело не закончилось – мама положила на стол книгу Виталия Бианки и напомнила название рассказа, который стоял следующим в длинном списке книг по внеклассному чтению.

- Под дождем много не погуляешь, - сказала мама. - Читай пока ...

Было слышно, как за окном по широким листьям лопухов щелкали дождевые капли: "читай ... читай ... читай ..."

 Колькин обветренный палец скользил по странице, не находя интереса в описаниях природы, которая и так буйствовала вокруг. Непонятно было будущему второкласснику, зачем о ней читать, когда всё это каждый день мелькает перед глазами. Вот если бы писатель Бианки рассказал о том, как правильно вырезать брызговик из резиновых голенищ, а потом прикрутить его к крылу «Орлёнка», — вот это было бы дело! Такую инструкцию он прочитал бы с удовольствием!

Дочитав рассказ, Колька выглянул в окно. Дождь понемногу затихал, оставив после себя мутные лужи на дороге. Дед Егор, убаюканный шумом дождя, умиротворённо дремал на старой пружинной оттоманке. Пройдя мимо него на цыпочках, Колька, стараясь не греметь многочисленными предметами, которые хранились в ящике, взял старые большие ножницы и вышел в коридор. По приставной лестнице он с прытью кошки вскарабкался на чердак и направился к тайнику. От печной трубы веяло теплом.

Колька резко выдохнул, потом вытащил сапоги из-под печной трубы и принялся мастерить брызговики. На секунду им овладело неприятное чувство.

«Но ведь есть же у дедушки новые сапоги, - успокоил он сам себя и продолжил кромсать голенища. – Эти он все равно давно не носит!»

И только тут Колька вспомнил о дожде. 

«Дождь!  А ведь и правда пошел дождь! И велосипед купили! Неужто и правда дедушка Егор настоящий колдун?»

Но думать о колдовских делах Кольке было некогда. Капли дождя начали редеть, а день перевалил за середину - нужно было торопиться.

Своей работой Колька остался доволен. Брызговики получились знатные, почти как у Сани. У Сани, может быть, были и лучше, зато у Лёвки не было никаких. Пусть теперь попробует подразнить! 

Пока Колька мастерил, а потом прикручивал брызговики, дождь совсем закончился, и выглянуло солнце. На дороге призывно блестели лужи. Когда ещё нужны брызговики, как не теперь? Пора выводить велосипед из-под навеса!

Послышались шаги – это бродил по избе дед Егор.

«Сейчас выйдет на улицу и сядет на свою любимую скамейку», - подумал Колька и выкатил велосипед на дорогу. Едва ноги коснулись педалей, счастливый второклассник позабыл обо всем на свете: о колдовстве, о дожде, об испорченных сапогах и даже о длинном списке книг по внеклассному чтению. Новенький велосипед мчал довольного Кольку на край деревни. Они ехали по теплым лужам, баламутя глянцевую поверхность воды и оставляя за собой мутные волны.

На краю деревни Колька затормозил так, как это делал Лёвка. Колесо пошло юзом по влажной земле, и юный наездник чуть не упал со своего железного коня.

- Вот это да! – воскликнул Колька, глядя на след от заднего колеса.

Он тут же запрыгнул на велосипед и поехал в деревню.

Подъезжая к дому, Колька увидел деда Егора. Он стоял у скамейки, которая ещё не успела просохнуть после дождя.

Колька разогнал велосипед.

«Интересно, брызговики касаются земли на полном ходу?»

Он опустил глаза вниз, туда, где мелькали ноги, и попытался рассмотреть брызговики.

Удара Колька не почувствовал. Не помнил, и как приземлился на влажный клевер прямо у палисадника. Ему даже показалось на секунду, что он уснул. Открыв глаза, он увидел лицо деда Егора.

- Николка, живой? – в голосе старика слышалась тревога. – А я гляжу, летишь прямо в фонарный столб. Ты чего не отвернул-то?

- Не знаю, - ответил Колька.

- Сам-то цел?

- Цел, - неохотно отозвался Колька и посмотрел на велосипед.

Заднее колесо крутилось, а переднее неподвижно замерло, уткнувшись в крашеный штакетник палисадника.

- Восьмерка, - с досадой махнул рукой дед Егор. – Ну да это ничего! Главное, руки-ноги целы, а железо что жалеть! Железу не больно.

Колька больше ничего не говорил. Он вдруг вскочил на ноги и побежал что было сил через сад к разросшемуся за околицей лозняку. Там он с досадой бухнулся  на тёплую влажную землю и долго безутешно плакал.

Теперь региональная
8 января 2020
С 1 января пенсионеры, имеющие общую сумму материального обеспечения ниже величины прожиточного минимума пенсионера, будут получать региональную социальную доплату к пенсии, а не федеральную, как было ранее.
Декада спорта и здоровья
3 января 2020
Уважаемые новоржевцы и гости города! Приглашаем вас принять участие в Декаде спорта и здоровья-2020.
Что нам 2020-й готовит?
7 января 2020
2020-й год открывает очередной двенадцатилетний цикл по восточному календарю и несет много нового и непредсказуемого. Так что наступает время планировать и закладывать фундамент на годы вперед. Каждого человека ждут новые планы и свершения. Покровительнице года — Металлической Белой Крысе — трудно угодить, и начало нового цикла будет непростым. Крыса строго и серьезно оценит прошлые заслуги и поставит непростые задачи. Она не терпит лжи и лицемерия, и каждый представитель гороскопа в полной мере ощутит на себе ее влияние.
Что было, что будет…
7 января 2020
Редакция газеты провела традиционный предновогодний опрос среди читателей. Мы попросили ответить всего на два вопроса: «Чем запомнился и порадовал вас уходящий 2019 год?» и «Чего вы ждете от наступающего 2020-го?».
Новогоднее ассорти из поделок
2 января 2020
В фойе Новоржевского дома культуры открылась выставка декоративно-прикладного творчества, посвященная наступающим Новому году и Рождеству.