Невель: взгляд из прошлого.
Снимки были сделаны Б.С. Скобельциным в шестидесятые годы. С тех пор фасады зданий претерпели изменения. Каждый из этих двух архитектурных объектов имеет свою историю. История прежде всего связана с людьми и их биографиями. Директор средней школы №1 В.И.Шапкин жил во флигеле, затем флигель использовался как мастерские. Несколько исторических страниц, в частности тех, которые дают нам представление об учителях конца 30-х-начала 40-х годов, мы можем приоткрыть с помощью замечательного мемуариста, выпускника этой школы Б.Н.Алянского.
"Об учителях, которые учили меня в школе у меня остались благодарственные и уважительные воспоминания. Многое из того, чему я научился, чего достиг в жизни, является плодом их труда, их усилий…
Директором нашей школы был Василий Павлович Шапкин. Он же преподавал в школе историю. Был он немного ниже среднего роста, плотного телосложения, круглолиц, с высоким лбом и волосами, зачесанными назад. На вид ему можно было дать лет 38. Он был всегда одет в темный костюм и сорочку без галстука. Директором он был в меру строгим, энергичным и уважаемым учениками и учителями. Был он также хорошим оратором.
От Бориса Звягина, выпускника нашей школы 1939 года, я узнал, что Василий Павлович воевал, вернулся с фронта без руки. Он служил в Гвардейской Таманской дивизии, которая активно участвовала в боях, был политруком учебного батальона. Живет под Москвой.
Русскому языку и литературе нас учила Любовь Яковлевна Аверкович. Это была худенькая, небольшого роста женщина, лет сорока. Преподавателем она была хорошим и довольно требовательным. За одну-две ошибки в диктанте или сочинении она резко снижала оценку, зато ее ученики без проблем поступали в высшие учебные заведения.
Математике нас учил старейший учитель Григорий Иванович Жданко. Ему можно было дать 57-58 лет. Был он среднего роста, худощавый, лицо узкое, волосы седоватые, всегда торчком. На нем всегда был один и тот же темный костюм. У Григория Ивановича были проблемы со здоровьем. Когда он шел, то иногда останавливался, делал небольшой шаг назад, а затем снова шел вперед. Создавалось впечатление, что он пританцовывает, поэтому ученики прозвали его "Танцуль Иванович". Свой предмет он знал хорошо. Домашние задания в обязательном порядке проверялись в начале урока. Результаты его труда и стараний – отличные знания учеников.
Химию преподавал Иван Николаевич Синицкий. Он был самый неразговорчивый и загадочный учитель в нашей школе. На вид ему можно было дать лет 35-36. Он был всегда чисто выбрит, опрятно одет в темный костюм и свежую сорочку. В маленьком кармане пиджака, у лацкана он всегда держал карманные часы и часто их вынимал. Объяснял четко, без каких-либо эмоций. Говорили, что Синицкий был репрессирован, и учеников заставляли замарывать чернилами его лицо на фотографиях.
Биологию преподавала Ольга Яковлевна Гордова, жена Синицкого. Было ей в ту пору лет 30-32. Она была выше среднего роста, стройная, рыжеволосая, с открытым, приятным русским лицом, всегда причесанная и аккуратно одетая. Ее фамилия полностью соответствовала ее внешнему облику, поведению и внутреннему строю. Нет, она не была гордячкой… Просто то, как она вела себя в классе, могло быть примером для других. Никогда не повышала голос. Она была хорошим педагогом, прекрасно знала свой предмет, не скупилась на хорошие оценки.
Немецкому языку нас обучал Яков Васильевич Юдин. Был он небольшого роста, волос на голове было мало, и зачесывал он их от одного уха к другому. Яков Васильевич очень боялся сквозняков , придя в класс, старался прикрыть окна. Почему-то его звали "Петушок". В те годы отношение к иностранным языкам было какое-то несерьезное. Юдин относился к своим обязанностям ответственно, развивал разговорную речь.
Помню школьный выпускной вечер. В качестве угощения у нас было несколько печеньиц и пара конфет, разложенных на тетрадочных листочках. А еще был лимонад. Состоялись и танцы под аккомпанемент рояля".