История жизни от первого лица
Наталья Александрова
Фаина Ивановна Феденкова родилась в городе Пушкин Ленинградской области. Семья была самая простая – отец работал в пожарной охране, мать – санитаркой в больнице. В начале лета 1941 года она вместе с родителями и старшим братом приехала к бабушке с дедом по материнской линии в деревню Удвяты на лето отдохнуть.
«С тех самых пор я ни разу не покидала ставшие родными моему сердцу места, здесь мы пережили войну, здесь я училась в школе, встретила свою любовь, родились и выросли мои дети», - сказала Фаина Ивановна.
Отец Фаины ушёл на фронт, мать определили на работу в подсобное хозяйство. Кое-что осталось в её памяти, но многое она узнала из рассказов своих родителей и других родственников.
«Сама я помню, как нас эвакуировали. Помню, как меня посадили на корову и, держа за руки с двух сторон, перевозили через маленькую речушку. Отселили нас в сторону деревни Сафоново. Там определили на квартиру.
Отец вернулся с фронта инвалидом без левой руки. Когда я его увидела, то спросила у мамы, что это за дядька. Мама ответила, что это мой папа, но я не верила и говорила: «Не. Это не он. Мой папа красивый был». Отец был левшой. Поэтому ему очень трудно было. Но он был очень самостоятельный и стойкий. Брался за любую работу и делал всё только сам: огород пахал, косил, с домашней работой справлялся. Никому не доверял, Хотя, скорее всего, не хотел, чтобы его жалели и считали инвалидом.
Деда моего во время войны расстреляли. Не фашисты. Наши. Когда немцы появились в районе, одному из них приспичило венчаться. Дед был священником. Он долго отказывался, но его поставили перед выбором – либо венчаешь, либо семью под расстрел. Пришлось венчать. Позже за это он поплатился своей жизнью. Посчитав его изменником, русские солдаты привели его на берег реки Ершенки и расстреляли. Тело через несколько месяцев прибило к берегу Бондаревского озера. Местные его тихонечко захоронили в лесу. Моя мама просила их показать место захоронения, но люди, боясь расправы, так и не указали его. «Не видели, не хоронили, не знаем», - таков был их ответ».
В 1947 году Фаина пошла в первый класс. Но учёбу пришлось отложить из-за свирепствующей в той местности эпидемии менингита. «Очень много людей тогда умерло. Эта страшная болезнь косила всех: и детей, и взрослых. Но, к счастью, эта зараза прошла мимо меня и моей семьи. На следующий год я вновь пошла в первый класс.
7 классов я окончила в местной Удвятской школе. Потом пришлось ходить в район. Ходили пешком в любую погоду. Осенью и весной, хоть по грязи, но не так холодно было. Зимой меня мама пристраивала на квартиру.
Училась я хорошо. Мечтала: вот окончу школу, выучусь на врача, буду людей лечить. Но больше мне нравилась докторская одежда – белый халатик, колпачок и … часы. Мечты мои так и остались мечтами. Почему? У меня случилась любовь. Влюбилась я в местного киномеханика Сашу. Ухаживал он за мной красиво. Мои родители были против наших отношений по нескольким причинам. Хоть и не хотели они нашей свадьбы, мы поженились. Тридцать лет мы с ним жили в режиме сходимся-расходимся. Но троих детей я от него родила: Сергея, Римму и Василия».
Когда Фаина Ивановна рассказывала про свою семейную жизнь, мы искренне смеялись. Другой бы рассказывал всё это с трагизмом в голосе, но не Фаина Ивановна. Её чувству юмора можно только позавидовать.
«Раз с учёбой не получилось, я пошла работать на Удвятский спиртзавод весовщицей. А когда его закрыли, устроилась разнорабочей в совхозе «Форпост».
После рождения дочери Риммы стала работать в магазине обычным продавцом. Потом, окончив курсы, стала завмагом. На тот момент у нас с мужем были уже «Жигули», строился дом. Не буду всех равнять под одну гребёнку, но в деревне были люди, которые завидовали нам. Непонятно людям – откуда у нас такие деньги. « Машина есть, дом строят, сама магазином заведует. А раз так, значит, деньги с магазина берёт». Не знаю, что да как, но однажды приехали ко мне домой с обыском, и в магазин ревизоры пришли. Пока были обыски да ревизии, меня забрали в милицию. Конечно, ничего не нашли - недостачи в магазине не было. Я ведь и копейки оттуда не брала. Но после того решила для себя: всё, в торговлю ни ногой. Вскоре назначили меня заведующей яслями-садом. Без малого 20 лет я посвятила детишкам. Любила их как своих. Надеюсь, и они меня тоже.
В 1990 году у меня умер отец. Его смерть очень подорвала здоровье мамы. Она недолго его пережила.
Раньше бывало - устану, лечь бы да полежать. Но как услышу гармошку, забуду и про усталость, и про хвори. Спою, спляшу, ничего не пропущу. Это было раньше».
Чуть больше года назад умерла от сердечного приступа единственная дочь Фаины Ивановны – Римма. Чтобы не расстраивать родных, она старается держаться. Родные и близкие ей люди понимают, что никогда не заживёт в сердце матери эта рана. Они всячески стараются её поддерживать.
«С сыновьями мне повезло. Хорошие выросли, заботливые. А невестки у меня какие! На зависть всем ».
Несмотря ни на что Фаину Ивановну можно назвать счастливым человеком. У неё четверо внуков и пятеро правнуков. Ведь именно это и есть счастье!