Пусть меня научат
Родители детей дошкольного и школьного возраста оценили сферу образования как комплекс услуг муниципального уровня.
Исследовательский проект «Муниципальные услуги населению: учреждения образования» реализован в рамках ежегодного мониторинга «Качество предоставления государственных (муниципальных) услуг населению Псковской области».
В опросе приняли участие 4000 жителей Псковской области. Целевая подвыборка для более подробного изучения качества образовательных услуг составила 1150 человек. Респондентам предлагалось оценить территориальную доступность учебных заведений, состояние помещений и оборудования, отношения педагогов с детьми и родителями, обоснованность денежных взносов.
Принцип территориальной доступности весьма важен при выборе детского образовательного учреждения: 60% детей ходят в школу или детский сад пешком. Родители, отдающие предпочтение более отдаленным школам, рассчитывают при этом, в первую очередь, на личный автотранспорт. В среднем, каждого четвертого ребенка доставляют в школу или садик родители-автомобилисты. Доля тех, кто пользуется общественным транспортом, вдвое меньше (12-14%).
Немаловажным фактором является комфортность обстановки внутри учебного заведения: каждый третий школьник посещает «продленку» (не говоря уже о дошколятах, которые проводят в саду весь день). Услугами школьной столовой пользуются 90% школьников. При этом каждый пятый из обедающих в школе имеет претензии к меню или качеству пищи. Недовольных питанием в детских садах значительно меньше (8,5%).
Большинство родителей довольны состоянием классных комнат, их оснащенностью необходимой мебелью и инвентарем. Благоустроенность помещений детских садов оценивается в целом выше, чем школьных. Около 5% респондентов отметили, что вкладывали в ремонт и личные средства. Хотя более чем в половине случаев такие платежи носили неофициальный характер и не были оформлены документально, подавляющее большинство родителей расценивают сборы на ремонт и хозяйственные нужды как обоснованные, справедливые. Еще более легитимными являются денежные сборы на дополнительное образование (кружки, секции), которые ребенок получает «одним пакетом» с бесплатными образовательными услугами, а также плата за участие в конкурсах, олимпиадах. В большинстве случаев такие платежи оформляются официально.
Около 0,5% респондентов признались, что им приходилось платить за благоприятные для них административные решения (прием ребенка в сад или школу, перевод в другой класс/группу). При этом надо отметить, что большинство плативших уверены в необоснованности этих требований со стороны учебного заведения. Практика денежных сборов такого рода по-разному организована в школах и учреждениях дошкольного образования. Заведующие детских садов, как правило, монетизируют свои уступки родителям с пользой для бюджета учреждения (платеж всегда оформляется официально, как добровольный взнос). Что касается школ, то в двух из трех случаев, которые были зафиксированы в ходе исследования, никаких квитанций об оплате родители не получили. Оба этих случая имели место в Великих Луках.
17,5% родителей школьников жалуются на невнимательность или грубость педагогического состава. Аналогичные жалобы на воспитателей детских садов поступают куда реже (7,1%). Конфликтные ситуации возникают иногда как в школах, так и в дошкольных образовательных учреждениях (об этом говорят, в среднем, 6-7% родителей), однако примечательно, что почти 40% школьных конфликтов остаются без адекватного разрешения. Действия детсадовских работников по урегулированию конфликтной ситуации оцениваются родителями гораздо выше.
Статистический отчет по итогам проекта «Муниципальные услуги населению: учреждения образования» опубликован в разделе «Исследования».
Источник: Институт регионального развития