Судебный метод профориентации
Приходят они туда в качестве гостей по особому приглашению председателя суда Светланы Геннадьевны Зубковой и судьи Андрея Анатольевича Широкова.
Подобные мероприятия — это системная профориентационная работа с выпускниками.
Выбор профессии — сложная и ответственная задача, встающая перед каждым старшеклассником. Сложная потому, что школьникам не хватает знаний о мире профессий, о том, какие требования предъявляются к специальности в той или иной сфере труда. Гдовская молодёжь недостаточно информирована о ситуации на рынке труда, а выезжая из маленького тихого городка или заканчивая сельскую школу они более других могут оказаться не готовыми к конкуренции при обучении, а позже и при трудоустройстве. Сделать правильный выбор непросто. Поэтому педагоги стараются вводить в образовательный процесс профориентационные методики уже с 5-6 классов — организовывая развлекательно-познавательные экскурсии на различные предприятия.
В 10-11 классах такие экскурсии уже носят более серьёзный характер, закладывающий основу для дальнейшего самоопределения и саморазвития личности. На таких уроках-экскурсиях будущие абитуриенты имеют возможность увидеть различные профессии в действии, получить от специалистов ответы на свои вопросы, конкретные рекомендации по вариантам поступления в те или иные учебные заведения.
- — На протяжении нескольких лет мы встречаемся со старшеклассниками гдовской и яммской школ прямо в здании районного суда. Не зря говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, — рассказывает постоянный координатор и ведущий этих необычных уроков судья с 25-летним стажем А.А. Широков. — Наша экскурсия начинается с самого порога здания районного суда, где ребята, в первую очередь, знакомятся с сотрудниками службы судебных приставов, проходят необходимую процедуру проверки. Затем идём в зал заседаний, где школьники своими глазами видят рабочие места и судей, и секретаря, и представителей защиты и обвинения, и «клетку» — место для подсудимых...
По отзывам ребят, всегда производит серьёзное впечатление то, что везде они наблюдают государственную символику — флаг, герб. Интересно то, как оборудованы помещения для судебных заседаний, какие технические современные возможности используют сотрудники суда. На этот раз они смогли оценить и возможность принять участие в допросах или совещаниях с представителями судов, следственных органов из области или вообще из других регионов посредством видеоконференцсвязи. А потом заглянули и в конвойную комнату — место, где подсудимые проводят время в ожидании начала заседания.
Позже, на уроке обществознания десятиклассники смогли выразить свои эмоции и впечатления в форме письменного отзыва. Высказывания ребят серьёзные и говорят о том, что польза от таких встреч очевидна — дети рассуждают, как взрослые.
- «Судья — это вершина работы юриста. Чтобы занимать эту должность, нужно иметь огромный опыт работы и приложить немало труда. Судья должен обладать высокими личными морально-нравственными качествами — толерантностью, объективностью, честностью, непредвзятостью, принципиальностью, интеллигентностью. А, самое главное, что выводы судьи всегда должны быть основаны на Конституции Российской Федерации», — сделал вывод участник экскурсии Антон Дёмин.
- «Интересно было узнать, что бывают суды конституционные, арбитражные, военные и суды общей юрисдикции. Последние — самые распространённые. В их компетенции гражданские, уголовные и административные правонарушения», — отметили Виктория Сад и Кристина Матвеева.
- «Нам понятно разъяснили, кто такие мировые судьи. Они рассматривают «простые» дела, срок наказания за которые не превышает трёх лет заключения, все административные споры, а также часть уголовных преступлений. Стало понятно, что к ведению мировых судей относятся имущественные, наследственные споры, иски о расторжении брака и определении сумм на содержание детей и инвалидов, престарелых... Это достаточно сложно для нашего понимания, но очень интересно»,— дополняют одноклассников Алина Забахтурина и Анастасия Мельник.
- Андрей Анатольевич, профессионал своего дела с большим стажем, всегда старается рассказывать ребятам много примеров из судебной практики и историю районного Гдовского суда. О ветеранах, начинавших свою деятельность в 60-70-е годы прошлого века. Рассказал он и о введении Суда присяжных заседателей, когда решение: «виновен», «невиновен», «виновен, но достоин снисхождения» в руках простых граждан, часто не имеющих юридического образования...
- В итоге, ребята с интересом задавали вопросы о юриспруденции, о сложностях профессии судьи или сотрудников других подразделений, о тонкостях, связанных с присяжными.
- — Если дети задают вопросы, значит, они слушали всё, что им рассказывали. Значит, есть интерес. А это самое главное! Так мы сеем зерно познания. Оно обязательно даст свои ростки, поможет в жизни быть активными, любознательными, законопослушными. Мы расширяем их кругозор, а значит, даём возможность принять серьёзное, обдуманное, взвешенное решение при выборе жизненных ориентиров, профессии. Вот главная цель подобной работы с гдовскими школьниками, — считает А.А. Широков.
По программе профориентации и популяризации профессии среди молодёжи работают все суды в Псковской области. Это и надежда на приток молодых кадров, и возможность вести разъяснительно-образовательную работу по знанию норм и законов среди граждан, вступающих во взрослую жизнь.
Ольга Галахова