Газеты
Служба новостей

«Основные направления реализации национального проекта «Образование»

11 сентября 2018
Начало нового учебного года

Как обычно, в конце августа педагоги района собираются на традиционную августовскую конференцию работников образования. Вот и нынче, 29 августа в большом зале Администрации района состоялось это важное мероприятие, знаменующее начало нового учебного года. Как всегда прозвучали слова поздравлений от руководства района и общественности, заслужившим особое признание учителям вручили награды. Начальник отдела образования комитета по образованию, культуре и спорту Администрации Пустошкинского района Н.Г. Пугачева выступила с докладом по поводу нового Указа Президента Российской Федерации. В своём выступлении она в частности сказала:

– Седьмого мая 2018 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал Указ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Правительству Российской Федерации поручено разработать национальные проекты по 12 направлениям, в том числе и по направлению «Образование».

На областном августовском педсовете, в работе которого участвовала и делегация от нашего района, министр просвещения Ольга Юрьевна Васильева рассказала педагогической общественности области о национальном проекте «Образование», о проектах, которые будут работать в нем. И сегодня я тоже хочу, в свою очередь, познакомить вас с национальным проектом «Образование» и перспективами, которые ждут образование России, нашу область и наш район.

Это один из самых масштабных нацпроектов, рассчитанный на шесть лет. В проект «Образование» войдут девять федеральных проектов, на их основе регионы должны привести в соответствие свои отраслевые программы образования.

Первое и важнейшее направление - федеральный проект «Современная школа» включает обновление материально-технической базы, строительство новых школ, полную ликвидацию третьей смены, создание на селе сети из 25 пилотных школ нового типа, внедрение новых методов обучения, обновление образовательных программ.

К слову сказать, еще до начала проекта в нашей области началось строительство новых школ. В прошлом году была сдана в эксплуатацию инженерно-лингвистическая гимназия в городе Пскове, 17 августа в рамках совещания мы побывали в новой школе № 6 в городе Великие Луки. Когда ходишь по этим современным, оборудованным по последнему слову техники школам, то понимаешь, что образование уже не может быть прежним, в такой школе никогда. На первом этаже установлен информационный стенд, на котором ребята, в том числе слабовидящие, могут узнать расписание занятий, прочитать новости школы. На каждом этаже установлены семь больших информационных планшетов с возможностью выхода в Интернет, которые можно использовать для внеклассной работы. В кабинете технологии для мальчиков установлены токарный и фрезеровальный станки с числовым программным управлением и другое учебное оборудование. В школе имеется спортивный городок, на котором есть скалодром, беговые дорожки, площадка для баскетбола и прыжков в длину, турники для воркаута и футбольное поле.

Кроме того, в рамках этого проекта серьезно обновится предмет «Технология». Активное обсуждение вектора развития технологического образования школьников направлено на приведение содержания учебного материала в соответствие с требованиями постиндустриального, технологического общества, учет запросов разных целевых групп потребителей результатов технологической подготовки школьников, перспективой применения современных технологий и методов. Уроки по предмету «Технология» будут проходить, в том числе, в детских технопарках.

В сентябре 2018 года в Пскове начнет работу детский технопарк «Кванториум», в котором за учебный год  должно пройти не меньше 3 тысяч детей Псковской области, не менее 800 (восьмиста) детей должны получить сертификаты об обучении. Это будет совершенно уникальное образовательное учреждение, и работать «Кванториум» будет как учреждение дополнительного образования. Уже приобретено оборудование для «Кванториума», помещения, где он будет располагаться, практически готовы к работе. Создан квалифицированный педагогический персонал: это работники ПсковГУ, сотрудники Института повышения квалификации. Самая главная задача «Кванториума» – чтобы дети научились создавать проекты, которые впоследствии могут быть реализованы на практике. С его помощью дети смогут участвовать во всероссийских и международных мероприятиях, кроме того, будут созданы и возможности для повышения квалификации педагогов.

С начала учебного года в «Кванториуме» будут работать пять научно-исследовательских лабораторий (дополненной виртуальной реальности, нано-, гео-, робо- и аэроквантумы), а также хай-тек цех по производству различных изделий. Вполне возможно, что появится еще три зоны.

Планируется в недалеком будущем открытие «Кванториума» и в Великих Луках.

«Кванториум» будет приезжать и в районные школы. Это будут не просто сессии, а конкретные уроки в области химии, физики, биологии, технологии. В этом учебном году проводилась смена для одаренных детей в «Простории». Более 30 детей прошли обучение. Такого рода смены будут и в «Кванториуме».

Второй федеральный проект – «Успех каждого ребенка». Реализация этого проекта направлена на реализацию второй цели, поставленной Президентом РФ «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций». Это, в первую очередь, развитие дополнительного образования, профориентация и поддержка талантливых детей. В каждом субъекте РФ к 2024 году будут созданы центры выявления и поддержки талантов. Они будут учитывать опыт образовательного фонда «Талант и успех» - сочинского «Сириуса». Также будет создано не менее 100 центров развития современных компетенций детей на базе университетов.

В Псковской области планируется создание регионального центра по выявлению и поддержке одаренных детей в области искусства, спорта и науки. Базой для его создания будет Псковский областной центр развития одаренных школьников и юношества. Предполагается не только участие обучающихся в региональных, федеральных и международных мероприятиях, но и участие в профильных сменах Центра «Сириус» по направлениям «Наука», «Спорт» и «Культура». К 2025 году дополнительным образованием должно быть охвачено не менее 80% детей Псковской области в возрасте от 5 до 18 лет, причем 20% из них программами технической и естественнонаучной направленности. Хочу отметить, что Пустошкинский район уже и сейчас выдерживает цифру в 80%, остается достигнуть показателя в 20% по кружкам технической и естественнонаучной направленности.

С сентября этого года запускается большой профориентационный проект «Билет в будущее», рассчитанный на школьников 6-11 классов. Это профориентация и стажировки, начиная с 6 класса, возможность получить грант на дальнейшее образование. На реализацию этого проекта запланировано около миллиарда рублей в год.

Третий проект – «Современные родители». Будет создан единый федеральный портал для мам и пап, где они смогут получить консультацию, связаться с педагогами, получить психологическую помощь. К 2024 году во всех регионах начнут работу центры скорой психолого-педагогической помощи родителям: на это некоммерческим организациям будут выделяться субсидии. Пока, по словам министра просвещения Ольги Васильевой, в России работает около ста таких мини-центров. Для родителей несовершеннолетних детей будут организованы курсы по основам детской психологии и педагогики. В каждом образовательном учреждении будет создаваться служба сопровождения: психолог, логопед, дефектолог, социальный педагог. В структурах образовательных учреждений появятся консультативные центры для родителей, в том числе и для родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому, а также on-line консультирование. Консультации будут бесплатными. Педагоги из службы сопровождения также смогут консультироваться в региональных центрах сопровождения. Специалисты служб сопровождения будут работать не только с родителями дошкольников, но с муниципальными средствами массовой информации, размещая в них просветительские статьи для родителей, с сайтами учреждений и в социальных сетях. Такой консультативный центр начнет работу с 1 сентября и в Пустошкинском районе на базе дошкольного отделения «Светлячок» МБОУ «Пустошкинский центр образования». Он уже создан приказом директора учреждения от 20 августа 2018 года. Утвержден план работы и график работы, педагогический состав, который будет непосредственно работать с родителями. Более подробную информацию мы обязательно опубликуем в газете.

Четвертый проект – «Цифровая образовательная среда». Его первая часть – техническая: школам нужен высокоскоростной И-нтернет, электронные журналы, дневники, бухгалтерия, системы прохода и питания по электронным карточкам. Вторая часть – Российская электронная школа, которая станет помощником учителю: виртуальные библиотеки, музеи, онлайн-курсы, 3D-лаборатории. Кроме того, в России впервые будет создан Центр цифровой трансформации образования, в котором будет идти аналитическая, организационная и экспертная работа в этой области. Необходимо масштабное техническое оснащение школ, но начинать работать можно с имеющимся инструментарием. Самое важное – контент. Потом техническое оснащение, и обучение преподавателей.

Пятый федеральный проект – «Учитель будущего». Это во многом ключевой проект: не менее половины учителей должны пройти переподготовку. Национальная система учительского роста предполагает и новую систему карьерного роста. То есть не вертикальную: учитель-директор-завуч, а горизонтальную. Сейчас в образовательной среде обсуждаются новые должности педагогических работников, отражающие их профессиональные успехи, например, учитель-мастер, учитель-наставник. Но существующую систему повышения квалификации учителей никто «ломать» не собирается: ее приведут к «общему знаменателю», чтобы она работала на нацпроекты. Ждет нас с 1 января 2019 года и новая система аттестации на основе единых федеральных оценочных материалов. Исследования в регионах, участвовавших в апробации новой модели аттестации, показали, что 52% учителей сегодня не готовы к этой модели аттестации. Новая модель – это проверка различных компетенций учителя: предметных, методических, психолого-педагогических, коммуникативных. Плюс к этому необходима будет справка работодателя, оценка образовательных результатов обучающихся и даже учет мнения выпускников.

Шестой федеральный проект

«Молодые профессионалы» направлен на модернизацию профобразования. В его рамках пройдет мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам Worldskills в 2019 году в Казани. Также к 31 декабря 2024 года будет создана сеть из 100 межрегиональных центров опережающей профессиональной подготовки и 5000 мастерских с современной материально-технической базой.

Цель – поднять престиж рабочих профессий, чтобы выпускники колледжей и техникумов могли работать на самых продвинутых производствах.

Седьмой проект – «Новые возможности для каждого» позволит непрерывно учиться абсолютно всем, даже уже работающим людям. Для этого создается единая платформа-навигатор по доступным курсам и программам, в том числе онлайн-курсам. К 2024 году число пользователей платформы достигнет 1,2 млн. человек. За этот проект отвечает Министерство науки и высшего образования. Будут созданы центры дополнительного образования для взрослых, в том числе по направлениям цифровой экономики. Овладеть компетенциями в области цифровой экономики смогут все желающие.

А вот за восьмой проект – «Социальная активность» – ответственна Росмолодежь. Будет сформирована сеть центров поддержки добровольчества, лучшие волонтерские проекты смогут ежегодно участвовать в конкурсе на получение грантов. Разработан стандарт функционирования объединений полезного действия по популяризации здорового образа жизни на базе образовательных организаций, для дальнейшего использования при реализации соответствующих мер и мероприятий.

Девятый проект – «Повышение конкурентоспособности российского высшего образования». В нем уже известные проекты: «Вузы как центры пространства создания инноваций», «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», «Экспорт российского образования».

Как ранее заявляла вице-премьер Татьяна Голикова, на проект «Образование» из федерального бюджета будет направлено порядка 674 миллиардов рублей. Как будут распределяться деньги? По словам министра Ольги Юрьевны Васильевой, большой национальный проект «Образование» «пойдет» в каждый субъект единой субсидией. И регион уже будет использовать ее для реализации всех девяти перечисленных федеральных проектов. Конкретные формы участия в проекте будет оговариваться с каждым регионом отдельно.

Как уже упоминалось выше, тема образования будет освещаться и в других проектах. Например, в национальном проекте «Демография». Он состоит из пяти проектов. И один из этих проектов - «Создание яслей – содействие занятости женщин». Сегодня мы обеспечили местами в дошкольных учреждениях области детей с 3 лет, предстоит задача обеспечить местами детей до 3 лет. Для достижения этой цели будут строиться новые детские сады, открываться группы по присмотру и уходу, здесь предусмотрена грантовая поддержка женщин, желающих открыть такие группы на дому, это их переобучение, консультативная помощь; это и открытие частных детских садов, внедрение вариативных форм дошкольного образования таких как семейные дошкольные группы, службы ранней помощи, лекотеки (помещения, где можно в игровой деятельности заниматься с детьми с ограниченными возможностями здоровья), группы кратковременного пребывания и другие.

И вторая составляющая – это то, что связано с развитием групп ухода. Проект исходит из того, что ясли или детские сады не построить во всех населённых пунктах. А потребность в этом есть. Поэтому проектом программы предусмотрены гранты на создание групп по уходу за детишками. Предполагается возможность обучения тех женщин, которые хотят работать в этой сфере, и, соответственно, они могут получить гранты на то, чтобы открыть такие группы ухода, обустроить помещение, чтобы оно соответствовало определённым стандартам.

В завершение своего выступления Наталья Гариевна обратилась ко всем присутствующим: – Уважаемые коллеги! Вы видите, какое ждет нас интересное и в то же время напряженное время. Нам придется много работать, нам нужно будет где-то переучиться, чтобы идти в ногу со временем, но мы с вами будем строить образование будущего. Да, я понимаю, в каждом коллективе есть скептики, которые скажут, что может быть, где-то в Москве что-то и поменяется, а у нас все останется по-прежнему. Перемены начинаются с каждого. Каждый из нас должен нажать на свои внутренние пружины, которые у нас определенно есть или были. Ведь без этого вы не пришли бы в эту профессию. И всем нам нужно не забывать о двух вещах: первая – это мы делаем будущее России, потому что мы растим и воспитываем ее будущих граждан, и какими мы их вырастим, какое образование мы им дадим, зависит от каждого из вас. И второе: только вместе, плечо к плечу, мы сможем преодолеть все трудности и добиться результата. Мы вместе созидаем людей и нашу страну каждый день, здесь и сейчас. Как сказал Александр Патрин, «мы живем в очень интересное время, у нас большие возможности для творчества». А потому всем нам удачи, здоровья, побольше радости и позитива в жизни. И надеемся на дальнейшее сотрудничество.

Записала

Людмила Трофимова

Осторожно: ВОП!
18 сентября 2018
Спасатели предупреждают
Чистый лес
13 сентября 2018
Всероссийские акции
С прекрасным настроением и высокими результатами
18 сентября 2018
Областной смотр-конкурс
От всей души поздравляем всех работников лесного хозяйства, деревообрабатывающей промышленности и ветеранов труда с профессиональным праздником!
13 сентября 2018
От всей души поздравляем всех работников лесного хозяйства, деревообрабатывающей промышленности и ветеранов труда с профессиональным праздником!