Газеты
общество

Киномеханик за рулём

2 ноября 2015
Когда Михаилу Алексееву начинают объяснять дорогу в Псковском районе, он мягко останавливает «добродетелей». За 45 лет водитель районного Центра оказания услуг выучил здесь каждую тропку. Журналист «Псковской провинции» встретился с Михаилом Фёдоровичем и узнал, какое десятилетие было безопасным для водителей, почему «буханка» - самое лучшее авто и зачем водителю навыки киномеханика...

За рулём Михаил Алексеев уже 47-й год. 19 июня 1969 начинающий водитель вышел из областной автошколы с «правами». А спустя год начал покорять дороги Псковского района. С тех пор его жизнь неразрывно связана не только с водительской «баранкой», но и местной культурой. До 1993 года Михаил развозил по району... кино. «Важнейшее из искусств» в виде бобин с плёнкой силами водителя переезжало из деревни в деревню. Но вот незадача: в советское время - впрочем, как и сейчас - редкое село могло похвастаться собственным киномехаником. Нашему герою неожиданно пришлось освоить и эту профессию. Кинематографии он отдал 21 год. С возникновением новой страны Михаил оказался в районном комитете по культуре, в котором - с небольшим перерывом - отработал до 2010 года, когда был переведён в Центр оказания услуг при Администрации Псковского района.

УЧИЛИ ПО-ДРУГОМУ

Нынешнюю систему обучения водителей Михаил, с высоты своего опыта, критикует.

- Меня за полгода выучили, но просто так за руль не посадили. Я должен был стажироваться з месяца, со мной человек рядом всегда сидел. Не очень хорошо отношусь к тому, как сейчас учат. Пара месяцев - и сразу за руль. На дорогах опасно из-за этого.

Михаил Алексеев сразу получил две категории - «грузовую» и «легковую». Но любовь к автомобилям у него появилась ещё раньше: как это часто бывает, сначала его учил брат, поэтому машину он уже знал.

- Когда начинал водить, мандража особого не возникало, потому что движения такого активного на дорогах не было, - рассказывает Михаил Фёдорович. - В небольших авариях бывал, но прав ни разу не лишался. Даже не припомню свою первую аварию - никогда не переживал по этому поводу.

70-80-е годы он вспоминает как самые «тихие» в своей карьере. После наступления «перестройки» всё больше авто стало появляться на дорогах района. А вот уважения друг к другу, наоборот, становится всё меньше. Причём чаще всего у молодых людей.

- Люди в возрасте не будут лихачить. Допустим, «шахматами» по дороге, скорее всего, поедет молодой человек, - размышляет Михаил. - Если ему чуть что не понравилось, и знак нецензурный покажет. Ещё «зелёный» цвет на светофоре не загорелся - начинают сзади сигналить.

Поэтому последние годы Михаил считает самыми опасными для водителей - даже в девяностые такого не было. Спрашиваю, что он посоветует новичкам. После обычных рекомендаций «учить ПДД, уважать себя и других водителей, не рисковать жизнями», Михаил Фёдорович с сомнением в голосе замечает:

- Сейчас трудно стать профессионалом-водителем. Такое движение... Откровенно говорю, если бы попал в Москву или Питер, сегодня водителем бы уже не работал. Конечно, и возраст, но и молодым тяжело на дорогах. Возраст возрастом, но нужно по-человечески друг к другу относиться.

К слову о ПДД: правил наш собеседник всегда строго придерживается. Иногда забывает включать свет, да и «ремешок накидывать» - этим список его грехов исчерпывается. О том, чтобы превысить скоростной режим или сесть за руль нетрезвым, и мыслей нет.

«БУХАНКА» КАК ИДЕАЛ

За свою водительскую карьеру Михаил Алексеев сменил больше десятка автомобилей. Но с особой теплотой говорит лишь об УАЗе-452 - пресловутой «буханке»: «Привык к ней. По сей день они ходят». Пару лет назад, пересев на более современный «Соболь Баргузин», он целый день привыкал к «мягкой» машине с гидроусилителем руля.

- Кстати, в жизни никогда бы не подумал, что в Пскове будут пробки, - удивляется Михаил. - Думаю, дело не только в количестве машин, но и в том, как водят. Чуть нарушили правило, немного «стукнулись», минут через 10-15 создаётся пробка. Было бы взаимоуважение у водителей - пробок бы больших не было.

Сам Михаил с уважением относится и к женщинам-водителям: самоуверенности и заносчивости у него нет до сих пор.

- Вот мы говорим сейчас: женщины, девушки за рулём. Но они разные бывают. В своё время у меня было недоверие. А сейчас считаю, все мы водители. Если женщина хорошо водит - что тут скажешь?

Павел ДМИТРИЕВ.

[email protected]

Фото автора

Светлана Воронина: «ЛЮДЯМ ПРИЯТНО, И МНЕ ХОРОШО»
30 октября 2018
Третий год работают в Псковской области уполномоченные домовых хозяйств. И это вовсе не завхозы, как можно предположить из названия.
Стать неуязвимым. За месяц
2 ноября 2015
Резонансные случаи изнасилований в Пскове, Москве и Казани особенно остро поставили вопрос о самозащите. Единоборств сейчас десятки, но, пожалуй, лишь одно - израильская крав-мага - предлагает любому стать почти неуязвимым в «кратчайшие сроки». Во всяком случае, именно об этом говорится на специализированных сайтах. Кроме того, им можно заниматься и в Пскове. Но ещё крав-мага называют очень жестоким единоборством. Не приведёт ли самооборона по-израильски на скамью подсудимых саму жертву преступления?
ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО
9 января 2018
В этот день людям, оказавшимся в холле Псковского городского молодежного центра, казалось, что это не вход в учреждение, а кусочек выставочного павильона или музея.
Коммунальный долг - платежом красен: иначе, отключат канализацию...
2 ноября 2015
- Не будут брать - отключим газ,- говорила героиня фильма «Бриллиантовая рука». Эти слова актуальны и сейчас, только тем собственникам квартир, кого не интересует судьба квитанций об оплате услуг ЖКХ, предлагают отключать... канализацию. Говорят, метод действенный, хоть и дурно пахнущий.
Шаг в науку со школьной скамьи
2 ноября 2015
Школьники участвовали в раскопе городища в своей волости и даже сотрудничали с Академией наук. Работы по итогам исследований они представляют на областном конкурсе «Отечество». Как нам рассказали в отделе образования, спорта и семьи администрации района, жижицкие ребята проводили исследования демографии, а с работой по борщевику выступали в Пскове.
Оставаться человеком
2 ноября 2015
15 октября весь мир отметил международный день белой трости. С 1921 -го она считается символом слепоты. Но белая трость в руках прохожего на улице -ещё и своеобразный знак, напоминающий обществу, что совсем рядом живут люди с особыми потребностями и нужно быть внимательнее к ним. Сколько всего в стране людей, имеющих проблемы со зрением,не могут сказать даже во Всероссийском обществе слепых. Да и не нужно считать, уверен единственный в мире слепоглухой профессор, доктор психологических наук Александр СУВОРОВ.