Киномеханик за рулём
За рулём Михаил Алексеев уже 47-й год. 19 июня 1969 начинающий водитель вышел из областной автошколы с «правами». А спустя год начал покорять дороги Псковского района. С тех пор его жизнь неразрывно связана не только с водительской «баранкой», но и местной культурой. До 1993 года Михаил развозил по району... кино. «Важнейшее из искусств» в виде бобин с плёнкой силами водителя переезжало из деревни в деревню. Но вот незадача: в советское время - впрочем, как и сейчас - редкое село могло похвастаться собственным киномехаником. Нашему герою неожиданно пришлось освоить и эту профессию. Кинематографии он отдал 21 год. С возникновением новой страны Михаил оказался в районном комитете по культуре, в котором - с небольшим перерывом - отработал до 2010 года, когда был переведён в Центр оказания услуг при Администрации Псковского района.
УЧИЛИ ПО-ДРУГОМУ
Нынешнюю систему обучения водителей Михаил, с высоты своего опыта, критикует.
- Меня за полгода выучили, но просто так за руль не посадили. Я должен был стажироваться з месяца, со мной человек рядом всегда сидел. Не очень хорошо отношусь к тому, как сейчас учат. Пара месяцев - и сразу за руль. На дорогах опасно из-за этого.
Михаил Алексеев сразу получил две категории - «грузовую» и «легковую». Но любовь к автомобилям у него появилась ещё раньше: как это часто бывает, сначала его учил брат, поэтому машину он уже знал.
- Когда начинал водить, мандража особого не возникало, потому что движения такого активного на дорогах не было, - рассказывает Михаил Фёдорович. - В небольших авариях бывал, но прав ни разу не лишался. Даже не припомню свою первую аварию - никогда не переживал по этому поводу.
70-80-е годы он вспоминает как самые «тихие» в своей карьере. После наступления «перестройки» всё больше авто стало появляться на дорогах района. А вот уважения друг к другу, наоборот, становится всё меньше. Причём чаще всего у молодых людей.
- Люди в возрасте не будут лихачить. Допустим, «шахматами» по дороге, скорее всего, поедет молодой человек, - размышляет Михаил. - Если ему чуть что не понравилось, и знак нецензурный покажет. Ещё «зелёный» цвет на светофоре не загорелся - начинают сзади сигналить.
Поэтому последние годы Михаил считает самыми опасными для водителей - даже в девяностые такого не было. Спрашиваю, что он посоветует новичкам. После обычных рекомендаций «учить ПДД, уважать себя и других водителей, не рисковать жизнями», Михаил Фёдорович с сомнением в голосе замечает:
- Сейчас трудно стать профессионалом-водителем. Такое движение... Откровенно говорю, если бы попал в Москву или Питер, сегодня водителем бы уже не работал. Конечно, и возраст, но и молодым тяжело на дорогах. Возраст возрастом, но нужно по-человечески друг к другу относиться.
К слову о ПДД: правил наш собеседник всегда строго придерживается. Иногда забывает включать свет, да и «ремешок накидывать» - этим список его грехов исчерпывается. О том, чтобы превысить скоростной режим или сесть за руль нетрезвым, и мыслей нет.
«БУХАНКА» КАК ИДЕАЛ
За свою водительскую карьеру Михаил Алексеев сменил больше десятка автомобилей. Но с особой теплотой говорит лишь об УАЗе-452 - пресловутой «буханке»: «Привык к ней. По сей день они ходят». Пару лет назад, пересев на более современный «Соболь Баргузин», он целый день привыкал к «мягкой» машине с гидроусилителем руля.
- Кстати, в жизни никогда бы не подумал, что в Пскове будут пробки, - удивляется Михаил. - Думаю, дело не только в количестве машин, но и в том, как водят. Чуть нарушили правило, немного «стукнулись», минут через 10-15 создаётся пробка. Было бы взаимоуважение у водителей - пробок бы больших не было.
Сам Михаил с уважением относится и к женщинам-водителям: самоуверенности и заносчивости у него нет до сих пор.
- Вот мы говорим сейчас: женщины, девушки за рулём. Но они разные бывают. В своё время у меня было недоверие. А сейчас считаю, все мы водители. Если женщина хорошо водит - что тут скажешь?
Павел ДМИТРИЕВ.
Фото автора