В ногу со временем
Дошкольное образование у нас в районе представлено детсадами «Светлячок» и «Ленок», дошкольными отделениями в Выборе, Вехно, Жадрицах и Новоржеве. О том, как сейчас работается «созидателям детских душ», накануне профессионального праздника мы беседуем с заместителем директора Новоржевской средней школы по дошкольному образованию Еленой Ивановой и другими педагогами.
– Работать приходится в современных условиях, которые постоянно меняются, жизнь требует все большего, – рассказывает Елена Владимировна. – А нам остается соответствовать всем этим реалиям. Сегодня в районе в дошкольном звене воспитываются и обучаются 245 ребятишек.
Детский сад – это не только место, где ребенок проводит время, пока родители на работе. Это не просто – покушал, поиграл, порисовал, поспал. Сегодня малыши получают образование, пусть и на дошкольном уровне, в игровой форме. Вспомните: еще 15-20 лет назад именно в школе нас учили читать, считать. Сегодня дети, приходя в первый класс, уже имеют эти навыки.
– Елена Владимировна, появляется информация о дополнительных социальных программах для семей дошкольников. Родители интересуются, что происходит у нас?
– Такие программы есть, и не одна. Например, на базе детского сада «Светлячок» в рамках национальной программы «Поддержка семей, имеющих детей» работает консультационный центр по оказанию помощи семьям, дети которых не посещают детский сад. Хотя для малых городов и районов это менее актуально: мы готовы принять в детский сад буквально каждого ребенка, у нас нет очереди. Но все-таки есть семьи, воспитывающие детей до достижения школьного возраста самостоятельно.
И вот им иногда необходима помощь и поддержка. Например, даже если ребенок идет в детский сад после трех лет, ему необходим навык общения с другими детьми. У кого-то проблемы социальной адаптации, плохо развита речь, отклонения в психике – часто все это выявляется только после прихода в детский сад или школу.
У нас в дошкольном образовании есть специалисты – детские психологи, логопеды. И мы выявляем семьи, которым нужна поддержка, работаем с ними. Обычно приходится выезжать на дом по городу и району, знакомиться с ситуацией, предлагать помощь. Кто-то обращается в консультационный центр по телефону. Кстати, его номер 2-13-32, на звонки отвечаю я лично, и вместе мы решаем, чем можно помочь каждой семье в конкретной ситуации…
– Чаще других у детей бывают проблемы с речью, – дополняет рассказ руководителя учитель-логопед Вероника Быстрова. – Некоторые родители относятся к этому серьезно, обращаются за помощью. На ранних сроках помочь такому ребенку проще, нужно просто направить, подсказать, поупражняться. В других случаях это выявляется только в детском саду или даже школе. Тогда ребенок начинает себя чувствовать со сверстниками неуверенно, стесняется. Ситуация осложняется…
– Когда мы собирались поступать в детский сад, то обратились в центр за консультацией по подготовке нашего Руслана к этому событию, – делится мнением мама Алиса Шириева. – Дело в том, что после перенесенной болезни у сына были некоторые проблемы. Нам очень помогли, оказали консультацию детский психолог, логопед. Большое спасибо за такую работу!
– Елена Владимировна, чему еще учат детей в детском саду сегодня?
– Одно из актуальных направлений – экологическое воспитание. В конце прошлого учебного года мы активно подключились к социально-образовательному природоохранному проекту «Эколята-дошколята». Проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.
Реализовать проект нам помогает педагог дополнительного образования из Дома детского творчества Татьяна Васильева (на снимке с детьми).
– В этом году в специальные занятия, которые проходят еженедельно, вовлечены дети средних, старших и подготовительных групп детсада и дошкольного отделения, – говорит Татьяна Васильева. – Подружиться с природой, понять и полюбить ее детям помогают сказочные герои «эколята». Занятия только начались, но уже на следующей неделе первые дошкольники будут торжественно приняты в «Эколята-дошколята». Все занятия проходят в игровой форме, и детям очень нравятся.
– Как и чем вообще живет детский сад сегодня?
– Детский сад живет любовью, – немного подумав, отвечает Елена Иванова. – У нас нет ни одного случайного человека, от старшего воспитателя до ответственных за кухню и хозяйство. Каждый из них на своем месте и, конечно, очень любит детей. По-другому нельзя. А сил нам всем придают наши маленькие воспитанники: своими большими радостями и маленькими огорчениями, улыбками и капризами. Вот, например, воспитатель Любовь Проскурякова (на снимке) работает много лет, дети ее очень любят, коллектив уважает.
Любовь еще со школьной скамьи мечтала работать в детском саду:
– Я очень любила детский сад и свою воспитательницу Галину Михайловну Бабушкину. В школе твердо решила – буду воспитателем…
Любовь Михайловна пришла работать в детсад сразу поле школьной скамьи, заочно получила образование. Уже тридцать лет от нее не отходят малыши и те, кто постарше.
– В этом году мы приняли группу совсем маленьких ребятишек. Работать в современном дошкольном образовании трудно, нужно постоянно учиться. Но это так интересно! – говорит педагог.
– Добрые слова могу сказать буквально о каждом нашем работнике, – подводит итог Елена Иванова. – Пользуясь случаем, от имени администрации учреждения поздравляю всех, кто связан с дошкольным образованием, наших ветеранов с профессиональным праздником! Желаю каждому здоровья, терпения, любви, семейного благополучия! Помните: дети – наше будущее. И каким оно будет, во многом зависит от нас.
Павел Михайлов.