Вести за собой
О глобальных изменениях в системе образования сейчас говорят повсюду. Изменения коснутся всех, начиная от дошкольного образования и заканчивая высшей школой.
Как сегодня строится образовательный процесс в Новоржевской школе, мы попросили рассказать заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе Галину Вешенскую.
– Галина Анатольевна, чем живет школа сегодня, что нового происходит в сфере образования?
– Наше образовательное учреждение «Новоржевская средняя школа» постоянно, шагая в ногу со временем, активно участвует в инновационной деятельности.
Индивидуализация процесса обучения – одно из приоритетных направлений деятельности нашей школе.
И работа эта длится уже не первый десяток лет. Наш педагогический коллектив еще с 1991 года (а можно назвать и белее раннюю дату) работал над логически связанными проектами: «Дифференциация процесса обучения», «Мониторинг качества образовательного процесса», «Учет и оценка индивидуальных образовательных достижений учащихся». С 2014 года мы работаем над проектом «Технология построения и использования в урочной деятельности индивидуального образовательного маршрута, как инструмента оптимизации качества образовательного процесса» в рамках областной экспериментальной площадки.
– Сложные и не всегда понятные названия для детей и родителей. Что происходит на практике?
– Основная деятельность нашей школы в течении последних нескольких лет в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами направлена на реализацию основных образовательных программ. Есть и несколько вариантов адаптированных образовательных программ, всего по ним занимаются 116 детей с особенностями в развитии. Все эти программы разработаны и используются в образовательном процессе нашими учителями. Добавлю еще, что несколько детей у нас находятся на домашнем обучении, и они все должны получить необходимый объем знаний. Конечно, учителям сегодня работать сложно. Но и случайных людей у нас нет.
Большой опыт работы Новоржевской школы оценен, мы неоднократно делились практическими знаниями в рамках сетевого центра повышения квалификации на базе нашей школы, выезжали для передачи опыта в образовательные учреждения области.
– Опыт – опытом. А что сегодня ждет в школе учеников? С какими инновационными трудностями приходится сталкиваться им?
– Например, с этого учебного года, в соответствии с требованиями, в учебные планы четвертого и девятого классов введены такие предметы как родной русский язык и литература, в девятом классе – второй иностранный язык. Сложность и для учеников, и для преподавателей в том, что не по всем новым предметам есть примерные рабочие программы, учебников также пока нет, поэтому методические оъединения учителей школы самостоятельно разрабатывают все необходимое для реализации данных требований ФГОС.
– С таким темпом повышений требований, изменений в программе, учителя должны ежедневно работать над собой, чтобы соответствовать современным реалиям…
– Сегодня мы участвуем в реализации национального проекта «Образование», цель которого обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение России в десятку стран, лучших по качеству образования.
Один из ведущих проектов – «Учитель будущего», в рамках которого разработана национальная система учительского роста. Нас ждет новая модель аттестации, участие в работе центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников по принципу творческих трансформируемых лабораторий и многое другое.
– Учителей в школах не хватает, это известный факт. Сегодня даже принята программа «Земский учитель»…
– В большинстве школ России, и в нашей в том числе, средний возраст педагогических работников довольно солидный. Но это означает и огромный опыт работы. Да, молодых специалистов в школах очень мало, поэтому можно с уверенностью можно сказать, что Учитель будущего это тот учитель, который сейчас работает в школе. Выбрав однажды профессию педагога, каждый из нас понимает: чтобы вести за собой учеников, необходимо самому постоянно учиться, стремиться к новым вершинам. Педагогический коллектив нашей школы обладает огромным потенциалом, что дает уверенно сказать: у нас все получится.
Беседовал Павел Михайлов.