Как мы говорим?
Ежедневно в течение учебного года педагоги в школе учат наших детей грамотности: правильно писать и говорить, точно излагать свои мысли. Но что слышат школьники, когда уроки заканчиваются? С экранов телевизоров снова: «обеспечЕние», «новорОжденный» (хотя всем известно, что ударение всегда падает на Ё), а кто-то из родных дома снова скажет «позвОнишь», «свеклА», «жАлюзи»...
А вот слова посложнее. Оказывается, МНОГИЕ МЫ ПРОИЗНОСИЛИ НЕПРАВИЛЬНО. Давайте запомним, что советуют нам орфографические словари:
А: апострОф, ассиметрИя;
Б: баловАть, бАнты, бАнтов, бухгАлтеры;
В: вероисповЕдание, ветеринАрия, взЯла, включИшь, включИт;
Г: гЕнезис, гофрирОванный, граффИти;
Д: давнИшний, добелА, договОр, договОрный, донЕльзя, духовнИк;
Ж: жалюзИ;
З: завИдно, задОлго, законнорождЁнный, закУток, заплЕсневеть, звонИт, звонЯт, знАмение, знАхарка, зАсветло, зубчАтый;
И: издалекА, исковОй, исконИ, Искра, исповЕдание, исчЕрпать;
К: кАшлянуть, квартАл, коклЮш, костюмирОванный, красИвее, крЕмы;
Л: ломОта, ломОть;
М: мастерскИ, мозаИчный, мЫтарь;
Н: нАчал, началА, неумОлчный, новорождЁнный, нЕдруг;
О: обеспЕчение, облегчИть, обнЯть, Обнял, обнялА, Опрометью, ортопЕдия, освЕдомиться, Отрочество;
П: пАмятуя, пАмятовать, плЕсневеть, пломбирОванный, пОднял, поднялА, пОдняли, предвосхИтить, пулОвер;
Р: разОгнутый, разОмкнутый, рАкушка, рассредотОчение, рефлЕксия,
С: свЁкла, слИвовый, сосредотОчение, страхОвщик, сторИцею;
Т: танцОвщица, толИка, тОрты, тОртов, тОтчас, трансфЕр, тУфля, тУфли;
У: углубИть, упрОчение;
Ф: фенОмен, фетИш, филантрОпия;
Х: ходАтайство, хозЯева;
Ч: чЕрпать;
Ш: шАрфы, шАрфов, шинЕль (неправильно произносить звук «н» твёрдо), Щ: щавЕль, щепОть;
Я: Ясли, Яслей.
Как научиться грамотно излагать свои мысли, спросите вы? Ответ один: необходимо регулярно читать. Лучше всего - классическую литературу. Она во все времена была, есть и будет образцом правильного русского языка.
А ещё – иногда заглядывать в словарь.
Игорь ЛЮБАВИН.
(Публикация осуществляется в рамках проекта «Самый культурный город»).